Богата и интересна история селения Зирдаг. О его возникновении и
развитии ученые писали в своих воспоминаниях. К сожалению, многие из них
до и после переселения были утеряны, некоторые были взяты под предлогом
изучения сотрудниками Дагфилиала Академии наук.
Среди них была книга ученого-энциклопедиста Гаджимагомеда, жившего в начале XII века. В книге дается толкование разных направлений математики, астрономии, поэзии и т.д. Многие книги, хранившиеся на чердаках, сгнили. Поэтому приходится ссылаться на воспоминания старожилов. По их словам, это селение является одним из старейших сел Табасарана, ему более 1500 лет. В подтверждение этого одним из жильцов села при выполнении сельхозработ была обнаружена могила неизвестного, похороненного не по местным традициям. Кроме того, на территории села по дороге к селу Чулак находятся огромные надгробные камни без всяких надписей (так в далеком прошлом хоронили людей, когда не было письменности). Имеются и другие примеры.
Кроме тех, кто жил в селении, сюда на постоянное жительство прибыли из других мест, т.е. из близлежащих «карликовых» сел. В частности, из таких мест: Гъандин-гъюрдар - по дороге в с. Ничрас, Афна - в сторону с. Ашага-Ярак, Инжларин гъул - в сторону с. Тураг и Гъурх'ин - в сторону с. Чулак. Во всех этих местах имеются старинные кладбища (кроме Гъандин-гъюрдар, здесь кладбища разрушены и следы исчезли).
Возникает вопрос, почему люди переселились именно на это место. Во-первых, для них это самое близлежащее село, а из так называемого места Инжларин гъул переселились сюда (по словам старожилов) в связи с нашествием на них огромного количества змей. Кроме того, в этом селении живут потомки арабов, прибывших из Шама (Сирия). Это тухумы Малл'яр, Хангъар, Жилар.
В далеком прошлом, по рассказам старожилов, человек по имени Ших-Гасан прибыл в село для распространения ислама. У него родились три сына: Мола, Хан, Джалил, и эти туху-мы носят их имена (это тоже со слов старожилов).
Кроме того, причиной переселения людей из указанных выше карликовых сел было то, что село Зирдаг находилось в удобном для проживания месте, располагало большим количеством источников - родников питьевой воды, богатых пастбищ, изобиловало поливной водой, плодовыми и ягодными деревьями, и самое главное - безопасно: отсюда просматривалась вся округа, видно, кто может проникнуть в село.
Село находится на полугористом месте и, видимо, поэтому называется Зирдаг, т.е. «Зурлу Дагъ». Вокруг села есть обширные посевные площади, что позволяет заниматься земледелием. Кроме того, было развито скотоводство, садоводство. Село Зирдаг со всех сторон утопало в зелени. Для женщин села любимым занятием было ковроткачество. Отдельные сельчане даже держали пчел.
Хотя селение небольшое, но в нем имелось несколько тухумов, и у каждого тухума были свои специфические черты, отличающие их от других. Перечислим все тухумы: Агъчар, Имигъар, Щюгъяр, Уьмрар, Камхяр, Балабнар, Базяр, Маляр, Хангъар, Жилар, Бургьнар.
Зирдагцы гордятся своими земляками -учеными, шейхами, писателями. Так, ученый-эциклопедист Гаджимагомед создал капитальный труд по вопросам математики, астрономии, геодезии, поэзии и мусульманского летосчисления. К сожалению, книга не издана и не переведена, она написана на арабском и тюркском языках. Его отец Гасан жил в 1200 году, был поэтом, хорошо владел языками фарси, азербайджанским. Он тогда перевел на азербайджанский язык труд таджико-персидского поэта Саади, называемый «Гъизил гюлин багъ». Со слов содрудника Дагфилиала Академии наук Садыки, труд находится в архиве Даггосуниверситета. Гордостью села является поэт Гаджисаид, живший в XIX веке. В селе родились и жили известные шейхи-алимы, как Гаджимагомед, Гасан, Гаджи, Рабадан, Джалиль и шейх-алим Гаджи Казим, который, по словам сельчан, предсказывал многие будущие события. Шейх Гаджи Казим был кадием семи окружающих сел. Его секретарь, известный алим Мола Нажмутдин каждый день с высокой горы Гъурхин оповещал о времени богослужения. Были и другие известные муллы-алимы, такие как Мала Абдула, Юсуп, Сайд и другие. Зирдагцы гордятся своими яркими личностями - поэтами, такими как Агакерим Агададашев, Таиб Бабасиев, Фатула Магомедов.
Выходцы из селения Зирдаг внесли неоценимый вклад в распространение ислама во многих селах Табасарана, таких как Хулюг, Дуртил, Туруф, Ружник, а в Дербентском районе в сс. Рукел, Джалган, Сабнава. Эти люди не только работали муллами, но и обучали людей основам ислама.
Таким образом, отсюда фактически распространился ислам в другие села Табасарана. Даже те, кто хотел приобщиться к новой религии, по приходе в селение свой табак и спички оставляли вне его пределов, совершали омовение и чистыми входили в селение. Да и само село с четырех сторон окружено святыми «ши-рами» и кладбищами. У одного жителя села даже обнаружены рукописные данные, что якобы житель по имени шейх Гасан был имамом двух мечетей Мекки и Медины примерно в 1700 году.
В Зирдаге имелись два медресе, руководимые муллами Гаджизейналом и Абдуллой, в которых учились люди из разных сел (в последующем были учителями ислама в своих селах), таких как Тураг, Ярак, Сиртыч, Варта, Вартат1ил, Сик!а. Были люди и из других сел Табасарана.
В Зирдаге имеется одна из старейших мечетей. К сожалению, она находилась в разрушенном состоянии. Жителями этого селения своевременно были приняты соответствующие меры с целью недопущения ее дальнейшего разрушения. В настоящее время реставрированы полностью все четыре стены, т.е. залиты железобетоном, со временем она приобретет свой былой вид. Время ее основания датировано сотрудником Дагфилиала Академии наук - XV век. Однако, со слов старожилов, мечеть наподобие жилого помещения без купола была построена раньше указанной даты.
Кроме этой мечети, в селе имелась и другая мечеть для молящихся на нижнем конце села. Она представляла собой маленькое однокомнатное помещение. К сожалению, она разрушилась очень давно, так как сама постройка была ветхой.
Заслуживают интерес и надгробные камни, их много. По их изящности, красоте, по методу их оформления и написания можно предположить, что в селе имелись мастера высокого класса по резьбе.
После Великой Октябрьской революции жизнь и облик людей коренным образом изменились в лучшую сторону, как и по всей стране.
В 1939 году 12 марта был создан колхоз, все люди получили землю для посева. Жители имели свое подсобное хозяйство, кроме того, получали доход за трудодни, имели мелкий и крупнорогатый скот. Первым председателем колхоза был зирдагец Шихабидов Алихан. В это время колхоз имел, со слов старожилов, около 400 голов мелкого и около 150 голов крупного рогатого скота. В 1963 году колхоз был реорганизован в совхоз, т.е. объединился с совхозом «Юзбековский». Этим самым еще больше укрепилась дружба между соседними селами, жизнь сельчан улучшилась.
В настоящее время в с. Зирдаг проживают 3-4 семьи, которые имеют свое подсобное хозяйство. Большинство сельчан переселилось в г. Дербент, несколько семей - в г. Дагестанские Огни, по одной семье - в другие места.
Источник: mo-khivskiy.ru
Среди них была книга ученого-энциклопедиста Гаджимагомеда, жившего в начале XII века. В книге дается толкование разных направлений математики, астрономии, поэзии и т.д. Многие книги, хранившиеся на чердаках, сгнили. Поэтому приходится ссылаться на воспоминания старожилов. По их словам, это селение является одним из старейших сел Табасарана, ему более 1500 лет. В подтверждение этого одним из жильцов села при выполнении сельхозработ была обнаружена могила неизвестного, похороненного не по местным традициям. Кроме того, на территории села по дороге к селу Чулак находятся огромные надгробные камни без всяких надписей (так в далеком прошлом хоронили людей, когда не было письменности). Имеются и другие примеры.
Кроме тех, кто жил в селении, сюда на постоянное жительство прибыли из других мест, т.е. из близлежащих «карликовых» сел. В частности, из таких мест: Гъандин-гъюрдар - по дороге в с. Ничрас, Афна - в сторону с. Ашага-Ярак, Инжларин гъул - в сторону с. Тураг и Гъурх'ин - в сторону с. Чулак. Во всех этих местах имеются старинные кладбища (кроме Гъандин-гъюрдар, здесь кладбища разрушены и следы исчезли).
Возникает вопрос, почему люди переселились именно на это место. Во-первых, для них это самое близлежащее село, а из так называемого места Инжларин гъул переселились сюда (по словам старожилов) в связи с нашествием на них огромного количества змей. Кроме того, в этом селении живут потомки арабов, прибывших из Шама (Сирия). Это тухумы Малл'яр, Хангъар, Жилар.
В далеком прошлом, по рассказам старожилов, человек по имени Ших-Гасан прибыл в село для распространения ислама. У него родились три сына: Мола, Хан, Джалил, и эти туху-мы носят их имена (это тоже со слов старожилов).
Кроме того, причиной переселения людей из указанных выше карликовых сел было то, что село Зирдаг находилось в удобном для проживания месте, располагало большим количеством источников - родников питьевой воды, богатых пастбищ, изобиловало поливной водой, плодовыми и ягодными деревьями, и самое главное - безопасно: отсюда просматривалась вся округа, видно, кто может проникнуть в село.
Село находится на полугористом месте и, видимо, поэтому называется Зирдаг, т.е. «Зурлу Дагъ». Вокруг села есть обширные посевные площади, что позволяет заниматься земледелием. Кроме того, было развито скотоводство, садоводство. Село Зирдаг со всех сторон утопало в зелени. Для женщин села любимым занятием было ковроткачество. Отдельные сельчане даже держали пчел.
Хотя селение небольшое, но в нем имелось несколько тухумов, и у каждого тухума были свои специфические черты, отличающие их от других. Перечислим все тухумы: Агъчар, Имигъар, Щюгъяр, Уьмрар, Камхяр, Балабнар, Базяр, Маляр, Хангъар, Жилар, Бургьнар.
Зирдагцы гордятся своими земляками -учеными, шейхами, писателями. Так, ученый-эциклопедист Гаджимагомед создал капитальный труд по вопросам математики, астрономии, геодезии, поэзии и мусульманского летосчисления. К сожалению, книга не издана и не переведена, она написана на арабском и тюркском языках. Его отец Гасан жил в 1200 году, был поэтом, хорошо владел языками фарси, азербайджанским. Он тогда перевел на азербайджанский язык труд таджико-персидского поэта Саади, называемый «Гъизил гюлин багъ». Со слов содрудника Дагфилиала Академии наук Садыки, труд находится в архиве Даггосуниверситета. Гордостью села является поэт Гаджисаид, живший в XIX веке. В селе родились и жили известные шейхи-алимы, как Гаджимагомед, Гасан, Гаджи, Рабадан, Джалиль и шейх-алим Гаджи Казим, который, по словам сельчан, предсказывал многие будущие события. Шейх Гаджи Казим был кадием семи окружающих сел. Его секретарь, известный алим Мола Нажмутдин каждый день с высокой горы Гъурхин оповещал о времени богослужения. Были и другие известные муллы-алимы, такие как Мала Абдула, Юсуп, Сайд и другие. Зирдагцы гордятся своими яркими личностями - поэтами, такими как Агакерим Агададашев, Таиб Бабасиев, Фатула Магомедов.
Выходцы из селения Зирдаг внесли неоценимый вклад в распространение ислама во многих селах Табасарана, таких как Хулюг, Дуртил, Туруф, Ружник, а в Дербентском районе в сс. Рукел, Джалган, Сабнава. Эти люди не только работали муллами, но и обучали людей основам ислама.
Таким образом, отсюда фактически распространился ислам в другие села Табасарана. Даже те, кто хотел приобщиться к новой религии, по приходе в селение свой табак и спички оставляли вне его пределов, совершали омовение и чистыми входили в селение. Да и само село с четырех сторон окружено святыми «ши-рами» и кладбищами. У одного жителя села даже обнаружены рукописные данные, что якобы житель по имени шейх Гасан был имамом двух мечетей Мекки и Медины примерно в 1700 году.
В Зирдаге имелись два медресе, руководимые муллами Гаджизейналом и Абдуллой, в которых учились люди из разных сел (в последующем были учителями ислама в своих селах), таких как Тураг, Ярак, Сиртыч, Варта, Вартат1ил, Сик!а. Были люди и из других сел Табасарана.
В Зирдаге имеется одна из старейших мечетей. К сожалению, она находилась в разрушенном состоянии. Жителями этого селения своевременно были приняты соответствующие меры с целью недопущения ее дальнейшего разрушения. В настоящее время реставрированы полностью все четыре стены, т.е. залиты железобетоном, со временем она приобретет свой былой вид. Время ее основания датировано сотрудником Дагфилиала Академии наук - XV век. Однако, со слов старожилов, мечеть наподобие жилого помещения без купола была построена раньше указанной даты.
Кроме этой мечети, в селе имелась и другая мечеть для молящихся на нижнем конце села. Она представляла собой маленькое однокомнатное помещение. К сожалению, она разрушилась очень давно, так как сама постройка была ветхой.
Заслуживают интерес и надгробные камни, их много. По их изящности, красоте, по методу их оформления и написания можно предположить, что в селе имелись мастера высокого класса по резьбе.
После Великой Октябрьской революции жизнь и облик людей коренным образом изменились в лучшую сторону, как и по всей стране.
В 1939 году 12 марта был создан колхоз, все люди получили землю для посева. Жители имели свое подсобное хозяйство, кроме того, получали доход за трудодни, имели мелкий и крупнорогатый скот. Первым председателем колхоза был зирдагец Шихабидов Алихан. В это время колхоз имел, со слов старожилов, около 400 голов мелкого и около 150 голов крупного рогатого скота. В 1963 году колхоз был реорганизован в совхоз, т.е. объединился с совхозом «Юзбековский». Этим самым еще больше укрепилась дружба между соседними селами, жизнь сельчан улучшилась.
В настоящее время в с. Зирдаг проживают 3-4 семьи, которые имеют свое подсобное хозяйство. Большинство сельчан переселилось в г. Дербент, несколько семей - в г. Дагестанские Огни, по одной семье - в другие места.
Источник: mo-khivskiy.ru