Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1081
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 21
Мугьманар: 21
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

Село Микрах

История селения Микрах

Микрах-одно из древнейших поселений лезгистана. Он расположен на левом берегу реки ЧIехи-чай (Усухчай) на живописном месте. Богат пахотными землями, сенокосными лугами, обширными пастбищами, чистейшими родниками, пенящимися ручьями.

С четырех сторон села громоздятся величавые горы - с юга Базардюзи, Ярыдаг (Нисиндаг-«полуденная гора»), с востока Уькнендаг («Утренняя гора»), с запада священный Шалбуздаг, с севера - как стоящий на дозоре Гетиндаг.

На восьмисотметровой отвесной стене Ярыдага каждый год устраивается всероссийские соревнования по скалолазанию.

В июле 1994 года микрахцы на историческом майдане «Вегьрен тул» торжественно отметили 5000-летним юбилей своего села. Можно подвергнуть сомнению категоричность такого возраста даты, однако название села встречается в трудах греческого ученого, путешественника Птолемея II век н.э..

О древности села свидетельствуют кладбища, окружающие село с четырех сторон площадью общей более 20 гектаров.

На некоторых кладбищах встречаются многоэтажные (одна над другой) могилы. Уцелевшие кости из древних могил свидетельствуют о рослом и мощном телесложении наших предков.

В VII -XII веках Микрах был городом, в котором процветали искусства, ремесла, торговля. В Микрах с караванами верблюдов приезжали торговцы из Ирана, Турции, Шама-стран, В которые со своими товарами и за товарами ездили и сами микрахцы.

Названия сельских родников-Араббулах, Марварбулах возможно заменили прежние свои названия из-за торговцев арабов и марваров (из Индии), которые разбивали около них свои лагеря в свои приезды в село.

Новейшие исследования ученых подтверждают, что лезгины, в том числе и микрахцы, пришли из Месопотамии и близки хеттским и хурритским народам.

Две-три тысячи лет тому назад Микрах состоял из пяти близлежащих хуторов, объединившихся впоследствии вместе.

Руины домов, помещенные камнем улицы, сохранившиеся до сего времени, подтверждают это. Объединению способствовали нашествия римлян, персов, скифов.

В своем дальнейшем развитии село стало городом средневековья с развитой экономикой, связями с внешним миром и экспансией в него. Как пишет ученый К.Акимов, микрахцы обосновали семь сел: Нижний Микрах, Куба-Микрах, Куруш, Демиркент, Тагиржал, Усух, Яргун.

Существуют различные версии, мнения о происхождении названия села, однако единого мнения пока нет.

Село жило и подвергалось различным испытаниям.

К приходу арабов Микрахом правил Самсам а его брат Какам-Гапцахом. Микрахскую долину называют также долиной Самсама. Сына Самсама по имени Тарта (20 лет) арабы убили за то, что отказался принять ислам.

Арабы не смогли взять Микрахскую крепость. По рассказам старожилов, несмотря на смерть Тарта (люди знают место его погребения - «Тартадин сурар» между Микрахом и Демиркентом), противостояние микрахцев арабам продолжалось семь лет.

Арабы подкупили помощника самсама Эмиркаги, который убил своего начальника и сдал крепость арабам.

Отказавшихся Микрахцев соседи в шутку называют самсамами, от ислама убили билось семь лет, чтобы дойти до ислама..

Микрахцы считают себя потомками самсама, Гапцахцы-потомками Камкама, а оба народа-миресами, соплеменниками, единитухумцами.

В XI-XV веках во многих селах Дагестана начали строить мечети и открывать медресе. В Микрахе мечеть построил султан Ибрагим.

Микрахцы жили богатой духовной жизнью . В XIV веке в Микрахе жил шейх Шурван-ученый, который преподавал в медресе и писал научные трактаты. В народе в это же время стали известными именами Кюре Мелика и Микрах Кемер-женщины певицы, поэтессы. Родилась Кемер в богатой семье, изучила арабский язык, писала стихи, играла на чунгуре, пела на свадьбах, торжествах. Выдана была против воли замуж за нелюбимого человека, после сбежала от него и соединила свою судьбу с любимым Султали, завела семью в Кубе.

Оба, муж и жена участвовали в боях против захватчиков и погибли в бою с войсками иранского шейха Жунейда.

Тела их микрахские воины привезли в село и похоронили в местечке с одиноким деревом с названием Эбештар.

Следы могил и самого дерева не сохранились. Нынешнее старое поколение знало это дерево, считавшееся священным.

Многие стихи Кемер сохранились, поются как песни.

История Микраха знает много стихийных бедствий. Самое значительное - разрушение горы Шалбуздаг, которое погубило на сотнях гектарах прекрасные леса и сенокосные территории. Люди упоминают страшное землетрясение 1688 года, погубившее людей, дома, мосты, мечети.

В 1630 году образовался магал (административное объединение) Алтыпара (Микрах, Мака, Каракюре, Каладжух, Теки и Куруш). Центр его находился в Микрахе. Для решения магальских вопросов в Микрахе собирались аксакалы и управленческие лица этих селений. В Теки и Каладжухе управленцами были микрахцы, а в Мака - каракюринцы.

Управленческий аппарат в Микроахе включал: кавха, кази (судья), имам, внутримагальский мулла, посылной.

В отдельные времена Алты-пара магалу подчинялись Мискинджа и Игир.
3224 0 5.0

Добавлено 24.07.2014 Редактор

Оставьте свой комментарий!
avatar