10:19
Аваро-лезгинская война за махачкалинский порт
Республика из-за конфликта вокруг порта оказалась на пороге войны кланов образца 90-х годов
Многие в Дагестане знают, что в результате попытки сменить руководством Махачкалинского порта, это ведущее предприятие республики оказалось, буквально, на грани войны и массового кровопролития.
Виной всему конфликт интересов двух дагестанских олигархов – Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова. Керимов стоит за прежним руководителем порта – Ахмедом Гаджиевым, приходящимся родным братом соратнику Керимова – Магомеду Гаджиеву.
А Зиявудин Магомедов стоит за фигурой Андрея Гормаха, которого федеральная структура Росморречфлот, попыталась сделать новым генеральным директором порта, отказав в продлении контракта Ахмеду Гаджиеву.
Мобилизация бойцов
Несогласие команды Сулеймана Керимова отдавать порт новым людям, и желание команды Зиявудина Магомедова во что бы то ни стало быстрее занять кабинет гендиректора привело к тому, что порт, фактически перешел на осадное положение.
По сведениям портала On Kavkaz, и команда Керимова, и команда Магомедова начали спешную мобилизацию в свои ряды крепких дагестанских парней, большей частью имеющих опыт в единоборствах. Одна команда для обороны порта, другая – для штурма.
Причем, по сведениям наших источников, зачастую прежние друзья по ковру, по рингу, или по татами, прежние соратники и знакомые вдруг обнаруживали, что они оказались по разные стороны баррикад – кто в лагере «сулеймановских», а кто в лагере «зиявудиновских».
И все от того, что кому раньше позвонил кто-то «от Сулеймана», а кому-то раньше позвонил кто-то «от Зиявудина»… И попросил поддержать ту или иную сторону в этом противостоянии. Чисто «по-дагестански»…
Сами парни, мобилизованные в группу захвата или в группу обороны порта, объяснить суть конфликта и за что они собираются биться друг с другом, не были в состоянии. Ссылаясь лишь на то, что они по-мужски не могли отказать позвонившему им знакомому…
Хотя многие из них до этого момента вообще не слышали ни о каком Андрее Гормахе, которого продвигает в руководство порта Зиявудин Магомедов. А другие никогда в жизни не виделись с Ахмедом Гаджиевым, которого хочет сохранить в руководстве порта Сулейман Керимов.
Ситуация стремительно шла к прямому столкновению двух лагерей. «Риск того, что стороны могут схватиться в рукопашной, проявился 3 июня», - пишет по поводу нараставшего градуса противостояния газета «Черновик».
Тогда «по несколько сотен сторонников, как Гаджиева, так и Гормаха, – молодые ребята спортивного телосложения – собрались кто у порта, кто на Родопском бульваре Махачкалы», - пишет газета. На тот момент в руках ребят были только плакаты.
Стволы для штурма и обороны
Однако, уже через несколько дней дагестанские и северокавказские СМИ сообщили, что в Махачкалинский порт прибыла группа спецназа для предотвращения возможного рейдерского захвата предприятия.
Причем интересно указание в новости того, что спецназ готовился предотвратить «нападение на порт сторонников группы «Суммы» Зиявудина Магомедова, а также проникновение на «территорию стратегического объекта криминальных групп».
Для этого даже, как сообщает «Кавказский узел» работники порта «вооружились черенками лопат и готовятся к отражению нападения». От различных источников приходили сообщения о том, что и у людей Керимова, и людей Магомедова начало появляться оружие.

Ряд дагестанских электронных ресурсов накануне написал, что по информации их источников, «сторонники группы Сулеймана Керимова активно готовятся к возможному рейдерскому захвату Махачкалинского морского торгового порта».
«В порту увеличено количество постов охраны, на территорию предприятия якобы завезли и раздали большую партию оружия», и прибыло «много молодых ребят спортивного телосложения, предположительно аффилированных с бывшим руководителю Пенсионного фонда Сагидом Муртузалиевым», - писал Годекан.
На этом этапе уже становилось очевидным, что до прямого вооруженного столкновения и массового кровопролития остается один шаг. А в ситуации, когда у горячих спортивных дагестанцев нервы и без того на пределе, риск массового побоища становился пугающим.
На фоне такого стремительного развития ситуации, и на фоне практически полного бездействия республиканских властей, к попыткам разрешить конфликт мирным путем начали подключаться многие влиятельные дагестанцы.
Они пытались урезонить оба лагеря, вставших друг против друга в порту, пытались найти выходы в СМИ, организовать интервью, комментарии, пресс-конференции, обратить внимание на ситуацию федеральных структур.
Перехват перед приватизацией
Подробно о том, как шли битвы за порт различных олигархических группировок, мы писали ранее в своем материале «Спецназ Керимова против группы захвата Магомедова. За что бьются олигархи в порту Махачкалы?»
Здесь стоит напомнить, что в момент прихода к власти в Дагестане Магомедсалама Магомедова, Москва, фактически, вменила Махачкалинский порт в анти-кризисное управление структурам Сулеймана Керимова.
Как пишет «Кавказская политика», «до 2011 года никто не хотел браться за порт, а предприятие было на стадии банкротства», «огромные долги по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами»…
Сулейману Керимову пришлось вложить в порт огромные средства, чтобы спасти его от полной финансовой катастрофы. Именно в тот период руководство порту было передано родному брату соратника Керимова – Ахмеду Гаджиеву.
За эти годы, по словам сегодняшнего ио руководителя порта Мурада Хидирова, которые он озвучил на недавней пресс-конференции в Махачкале, «работа компании хорошо налажена, долги погашены, порт начал приносить хорошую прибыль».
«Сегодня все имущество порта находится в федеральном реестре, зарегистрировано право собственности РФ. Мы организовали работу так, что ни у государства не брали денег, ни кредитов не занимали», - сообщил Хидиров.
Что еще более интересно, «в январе 2016 года постановлением РФ было принято решение о приватизации предприятия путем преобразования его в акционерное общество. В феврале этого же года Росимущество издало указ о пошаговой подготовке предприятия к приватизации».
Напомним, что Махачкалинский порт находился среди активов, к приватизации которых Сулейман Керимов готовился загодя. Вплоть до того, что пролоббировал в руководство федерального Росимущества, отвечающего за приватизацию, своего человека.
И в этот момент, команда Зиявудина Магомедова предприняла неожиданную попытку перехватить управление портом, продавив через Росморречфлот свою креатуру – Андрея Гормаха, который работал на Магомедова в Объединенной зерновой компании.
Оттого, предельно очевидно, что командам обоих олигархов есть за что биться в Махачкалинском порту, и что ни Керимов, ни Магомедов не намерены отступать в данном противостоянии. Которое, кстати, серьезно бьет по всей республике…
Правовой фронт
Параллельно обострению ситуации на поле боя в самом порту, конфликт стремительно получал развитие и в правовом поле. Те кандидаты на пост гендиректора порта, которые не были допущены к участию в конкурсе, обратились в суды по месту своего проживания с исками к «Росморречфлоту».
Они требовали признать недействительными результаты конкурса, по итогам которого новым руководителем порта бал назначен Андрей Гормах. В итоге, Гудермесский городской суд по иску Магомеда Кантаева к «Росморречфлоту» наложил арест на приказ данной структуры о назначении Андрея Гормаха директором порта.
Суд посчитал решение «Росморречфлота» «необоснованным». В итоге Гудермесский горсуд приостановил действие приказа «Росморречфлота», запретил заключение договора на замещение должности гендиректора порта и запретил допускать Андрея Гормаха к работе в указанной должности.
Параллельно к разрешению ситуации подключилось-таки руководство Дагестана. Официальные СМИ сообщили, что после 12 июня состоится встреча главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, полпреда президента в СКФО Сергея Меликова и министра транспорта РФ Максима Соколова, на которой будет принято решение по данному конфликту.
Но и это еще не все. Буквально накануне стало известно, что Генеральная прокуратура России провела проверку соблюдения законодательства в деятельности «Росморречфлота» при организации конкурса на замещение должности генерального директора Махачкалинского порта.

Установлено, что вопреки требованиям Положения о проведении конкурса на замещение должности руководителя порта, при отсутствии сведений, подтверждающих опыт работы в сфере деятельности предприятия, к участию в конкурсе допущен Андрей Гормах, - сообщает Генпрокуратура на своем сайте.
«Представленные Росморречфлотом документы и сведения (копия трудовой книжки и личный листок по учету кадров) не подтверждают право Гормаха занимать должность руководителя ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт», - утверждается в решении надзорного ведомства.
Удар по команде Зиявудина Магомедова
Таким образом, согласно решению Генпрокуратуры выходит, что члены конкурсной комиссии «Росморречфлота» провели голосование и выбрали кандидатуру Гормаха, не обладая достаточными и достоверными данными об опыте работы указанного кандидата в сфере морского транспорта.
А также это решение было принято «без учета мнений главы Республики Дагестан, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе и Росмущества».
«Помимо этого, проведенная проверка выявила факты, которые могут служить основанием для отказа в оформлении Гормаху формы допуска для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, результаты конкурса нельзя признать соответствующими требованиям законодательства», - сообщает сайт Генеральной прокуратуры по данному спорному делу. Что фактически означает блокирование претензий на порт со стороны команды Зиявудина Магомедова на правовом уровне.
В принципе, и до решения Генпрокуратуры, о неправомочности претензий команды Зиявудина Магомедова на Махачкалинский порт говорили многие дагестанские политики и влиятельные лица, которые пытались оценить ситуацию беспристрастно.
Как будет действовать команда Магомедова в этих новых реалиях, покажет ближайшее время. Однако ситуация показывает, что проблемы с должной работой портовских и перевалочных мощностей Дагестана не ограничиваются только конфликтом двух дагестанских олигархов.
Потери Дагестана
Поскольку, пока в порту разворачивались боевые порядки для штурма и обороны, федеральная структура «Транснефть» предупредила о том, что «криминальная обстановка и бездействие республиканских административных структур фактически приводят к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру России, принадлежащую государству».
Речь идет о конфликтах владельцев танкеров с хозяевами нефтяного терминала в порту Махачкалы, которые угрожают республике переориентацией поставок каспийской нефти на Азербайджан и Грузию.
По данным «Транснефти», транзит каспийской нефти через порт Махачкалы и по нефтепроводу до Новороссийска может прекратиться из-за конфликтов ее поставщиков с компанией «Дагнефтепродукт», которой принадлежит расположенный в порту нефтяной терминал, предупреждает компания «Транснефть».
Закрытие, а как следствие, и потеря транзитного канала приведет к перенаправлению потенциальных объемов нефти на такие коридоры, как БТД [Баку — Тбилиси — Джейхан] и порты Грузии», — отмечается в сообщении «Транснефти».
По ее данным, за последние три года ЛУКОЙЛ уже почти вдвое сократил количество отгружаемой через Махачкалу нефти, а вслед за ним переориентироваться на нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан могут и туркменские нефтедобытчики.
Таким образом, обвальная ситуация складывается в республике по многим направлениям. За что, кстати, по сведениям портала On Kavkaz, глава Дагестане Рамазан Абдулатипов в последнее время подвергается все более жесткой критике в Москве.
Рамазан Шахбанов
Ниже приведены схожие материалы:
Категория: Сулейман Керимов |
Просмотров: 6158 |
Добавил: Редактор
| В материале упоминаются:
|






