Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 36
Мугьманар: 36
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2012 » Май » 3 » Доживут ли лезгины как лезгины до 2050 года?

20:54

Доживут ли лезгины как лезгины до 2050 года?


Доживут ли лезгины как лезгины до 2050 года?
Распад единого государства двадцать лет назад привёл к тому, что за «бортом» современной России остались десятки миллионов наших соотечественников. Часть из них попала под устойчивое определение «разделённых народов». Больнее всего состояние разделённости отразилось на самочувствии лезгин и малочисленных лезгинских народов, которые оказались на положении национальных меньшинств в обоих государствах.

В конце июня прошлого года на государственном уровне впервые состоялись общественные слушания по проблемам разделённых народов. Прошедшие слушания никак не могли повлиять на ратификацию пограничного соглашения между РФ и Азербайджаном (АР), поскольку они проходили уже после ратификаций их Госдумой РФ.

По мнению большинства экспертов, ратифицированный РФ пограничный договор не отвечал интересам как лезгинского, так и всего многонационального народа Дагестана. В настоящее время водоснабжение юга Дагестана вследствие большого забора воды Азербайджаном находится по-прежнему на критическом уровне, водообеспечение ближайшего от границы города Дербента отставляет желать лучшего.

В свою очередь, выбранное время для обсуждения проблем разделённых народов (ратификация состоялась несколькими днями ранее) наводит на определённые размышления. Но, так или иначе, проведение подобных слушаний для лезгинского народа было исключительно важным событием, так как представителям практически всех лезгинских общественных организации предоставлялась возможность высказать чиновникам напрямую, без республиканских посредников, своё мнение и видение государственной политики РФ в области защиты прав соотечественников.

Древняя родина лезгин — район реки Самур. Южный Дагестан населяют преимущественно лезгины и народы одноимённой группы: табасаранцы, цахуры, рутульцы и агулы. Автохтонные земли лезгинских народов находятся и на территории нынешнего Азербайджана. В частности, на севере АР проживает более половины лезгин, цахур, большая часть удин, незначительное число рутульцев, а также так называемые малочисленные народы Шахдага: будухцы, хиналуги, хапуты, джеки и крызы, которые тоже говорят на близких к лезгинскому языках.

Исторические эксперименты

В советское время государство пошло на политические уступки «национальным окраинам», вводя институт национально-территориальной автономии и стимулируя развитие национального самосознания. Демократизация политической системы СССР была воспринята большинством представителей этнической интеллигенции разных народов как возможность легализовать традиционную культуру. Поэтому был выдвинут лозунг о национальном возрождении, содержание которого включало в себя придание языкам титульных народов статуса государственного, включение компонентов этнической культуры в систему общего образования, пропаганду традиций и обрядов этнической культуры и т. д. Однако реализация этих целей происходила по-разному у различных народов, расселённых на Северном Кавказе.

В результате, уже в первые годы существования СССР возникли своеобразные «политические плацдармы» для развития регионального самосознания. На территории РСФСР это были автономные республики, области и округа, в которых складывалась «матрёшечная» идентичность: принадлежность к СССР, принадлежность к России и принадлежность к национально-территориальному образованию. Значимость региональной идентификации оказывалась в целом небольшой, она была как бы скрыта под многими одеждами, но предпосылки для её развития были заложены, поскольку политическая автономия по определению предполагает особое самосознание её субъекта.

Титульные народы стали воспринимать свои политические образования как «государства в государстве», форму национальной государственности. Местные элиты в свою очередь всячески этому способствовали. В результате, процессы суверенизации и национального возрождения стимулировали самоопределение жителей республик в отношении приоритетных и вторичных форм идентичности. Таким образом, этно-конфессиональный фактор стал основным для развития регионального самосознания.

На Северном Кавказе, где в первые десятилетия советской истории (1920—1930 гг.) было проведено национально-территориальное размежевание, образованы национальные автономии, создана этническая элита, осуществлена настоящая культурная революция. В то же время эти процессы имели и выраженные конфликтогенные аспекты. Так, в результате национально-территориального размежевания, границы созданных автономий далеко не всегда совпадали с этническими ареалами.

Нацстроительство на Северном Кавказе было осуществлено в соответствии с общей концепцией решения национального вопроса на основе принципа самоопределения народов. Однако не все относительно крупные автохтонные этносы получили собственные автономии (ногайцы, лезгины). Появились так называемые «негосударственные» народы. Нацстроительство на Северном Кавказе привело к созданию этнических элит, заявивших позже о своём праве на власть в условиях кризиса советской государственности. Возник так называемый феномен титульных и не титульных народов, с последующей этноэкономической стратификацией последних.

Существовавшее территориальное сегментирование лезгинского народа в советский период ослабило его статусные позиции внутри обеих республик (ныне сопредельных государств). Применительно к Дагестану, сегодня, с учётом существующей негласной политики нацквотирования — статусные позиции лезгин в политическом поле стали определяться исключительно численностью и территорией её заселения. Рассечение территории компактного расселения народа ослабила главным образом именно эти позиции. Что в свою очередь не могло не отразиться на конкурентоспособности народа как этнической группы, которая существенно снизилась во всех главных её сферах.

Воспроизводство этноса

Главная проблема, стоящая перед лезгинскими народами Азербайджана — поиск приемлемого механизма, способного замедлить ассимиляционные процессы в существующих политических реалиях азербайджанского государства. Государственные институты в Азербайджане при этом абсолютно безразличны к проблемам национальных меньшинств, а где-то даже пытаются ускорить обозначенные ассимиляционные процессы под предлогом интеграции в новую национальную «азербайджанскую» общность.

В свою очередь, рост числа межнациональных браков лезгин с титульным азербайджанским этносом говорит о запущенности этого процесса, что этнологами трактуется как один из признаков суженного воспроизводства народа. Развёртывающиеся социально-экономические процессы в Азербайджане в местах компактного проживания лезгинских народов, приводят к такому результату межэтнического взаимодействия как ассимиляция. В такой ситуации происходит постепенная утрата языка этноса, его традиционных норм поведения, ценностных ориентаций.

Сужение воспроизводства, в свою очередь, возникает тогда, когда традиционные институты (семья, земляческие общности и пр.) народа всё более утрачивают свои социализирующие функции, которые вытесняются из сферы социализации такими институтами современного общества как: школа, средства массовой информации, сфера искусства и пр., которые не несут этнокультурной информации, а социализируют юношество в ценностях и нормах экономически и культурно доминирующих народа. При суженном типе воспроизводства область этнического самосознания занимает всё меньшее пространство культуры.

Касательно статистики межнациональных браков лезгин Азербайджана, то на сегодня нет общедоступных данных, эти данные в свою очередь могли бы конкретней говорить о состоянии и степени ассимиляционных процессов. Вместе с тем, некоторые эксперты озвучивают приблизительную цифру — не менее 25%. В случае подтверждения этих данных, можно предположить, что пройдена «точка невозврата». На данном этапе РФ и АР необходимо предпринять дальнейшие усилия по снятию всех препятствий при прохождении границы, создать условия для полноценного социокультурного общения (обмена) для двух частей одного народа. При сохранении существующих тенденций, можно с уверенностью сказать, что лезгины в Азербайджане через 30—50 лет как самостоятельная этнокультурная единица могут перестать существовать вовсе. Эта ситуация осознаётся представителями этнической интеллигенции как угрожающая сохранению и воспроизводству народа. Состояние территориальной сегментированности народа также выступает фактором возможного развития различных этносоциальных процессов — аккультурации и ассимиляции частей этноса соседними народами или же, наоборот, развитие тенденции к воссоединению различных частей одного этноса.

Отметим, что некоторое время назад в Дагестане был взят схожий, с активно практикуемым южным соседом курс на построение новой идентичности. При обсуждениях данного вопроса отдельными деятелями науки, предлагалось даже на законодательном уровне закрепления новой этничности — «дагестанец». Основным маркером, определявшим новую этничность, по их мнению, служило наличие у детей родителей разных национальностей, незнание родного языка детьми, выросшими в городах, но использовавшие в качестве такового — русский. В этом контексте рост числа межнациональных браков властями преподносился как некое достижение, способное ещё больше, по их мнению, сплотить дагестанский народ перед лицом новых угроз.

Однако данная инициатива была отвергнута практически всеми народами, так как носила «общую угрозу» малочисленным этносам республики. В конечном итоге власти пришли к выводу о «преждевременности» данной инициативы и «неготовности» дагестанского общества к таким, без преувеличения, системным преобразованиям.

Не лучшим образом в этом смысле обстоит ситуация со смешанными браками у дагестанских лезгин, их показатель в республике также один из самых высоких (около 10 %). Более того, как отмечала этнолог Ризаханова, если до 70-х годов XX века основное число смешанных браков относилось к варианту, например, лезгин – представительница другой национальности, то в последующем наметилась явная тенденция возрастания браков между лезгинками и представителями других национальностей.

Возвращаясь к выработанным рекомендациям в адрес органов государственной власти, которые были приняты на общественных слушаниях в прошлом году, и о которых мы упоминали выше, отметим, что из более десятка её пунктов, подавляющее большинство, на сегодняшний день остаются по-прежнему невыполненными.

 

 Алихан Амрахов, ИА "Кавказская политика"








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Разное | Просмотров: 7189 | Добавил: Lek5 | В материале упоминаются: лезгины в России, лезгины в Азербайджане

avatar
1
Если так дальше пойдет , то лезгины превратятся как сейчас удины
avatar
2
Покуда среди лезгин будут "честные, справедливые и толерантные" со своими лозунгами: "Не народ виноват, виновато правительство", мы не доживем до 2050 года как полноценная нация.

"Народ, лезгины, хлопайте в ладоши!" - "Я инсанар, я лезгияр, ягъ ц1апар!"
avatar
3
КОРОЧЕ ГОВОРЯ НАМ ЦЕНЗУРА, вы уж (админы) извините меня но по другому не скажешь(((((((((((((((((((
avatar
4
berite primer Lezgini admin pusti pust narod smotrit i osmislit chut chut chto nuzno dlya svobodi a vsego lich nuzno zelanie eto tak prosto ne ubiray bud chelovekom
Ответ: Уважительность главная черта
avatar
5
Хорошо выглядит Ильхам Алиев , удачное фото подобрали)
avatar
6
Ильхаман т1укуниз мезни хца джана-джан.
avatar
7
Магомед ))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )
avatar
8
Ваш ИЛЬХАМ преступник.Он сасет кровь вашего народа. Лезгинам как можно быстрее надо отделить свою родину от этих преступников. А Армянский АРЦАХ навеки ушел от вас. Карабах вы можете увидеть только во сне и то не всегда, проснитесь наконец!
avatar
9
Надо создавать народно освободительные отряды и идти против политики правительства азССР.... А против народа ничего не надо иметь, до тех пор пока этот народ не возмёт оружие и не пойдёт против нас... Взял оружие - значит враг...Весь хабар...
avatar
10
Это пустые слова: не народ виноват, виновато правительство. Или враг или не враг.
avatar
11
http://www.youtube.com/watch?v=k0zdGrwXkts&feature=related
вот здесь отражено, как боятся НАТОвцы усиления Россией южного региона....Грузию мы наказали за то, что через панкийское ушелье шло всё о чём я говорил...Теперь надо азССр наказать и отобрать Лезгинские территории ... и никакого лизоблюдства не допускать со стороны првительства Путина... А то Путин и Медведев заигрываются с Ильхамом , а страдает мой Лезгинский народ...Которы из за их игр на грани исчезновения...
Нам надо бороться с любым, кто создаёт такие условия при котором страдает Лезгинский (мой) народ....
avatar
12
Аль Таир Анти, ЦЕНЗУРА и не психуй. На Азербайджан полезете, здохните как горные крысы.
avatar
13
турок вылез! Нервничает черт - земля из-под ног уходит.
ЗлойМод, загоните его обратно в сарай - туда где их место!
avatar
14
... глава Кьцарского района, запрещает на лезгинском языке проводить совещания. С таких пилибеев надо начинать !
avatar
15
ОТРЕДАКТИРОВАНО: Сагърай лезгияр!
***
Лезгины говорят на лезги и на любом языке на котором захотят, но есть официальный язык для всех граждан и это азери. Еще одна ложь в статье, что якобы не преподают лезгинский в местах компактного проживания. В зависимости от сел преподают от 3-х до 5-ти лет. Это факт.
***
ОТРЕДАКТИРОВАНО: Сагърай лезгияр!
Ответ: Это не азербайджанский сайт, это лезгинский, друг. Поэтому ведите себя прилично!
avatar
16
Кто утвердил официальный язык "азери" для всех лезгин обязательным? А смирение свое и беспринципность равносильная к пилибейству не стоит выдавать как за....? Не хрена умничать, у такого поведения есть имя. Оно называется страх, а его логическим последствием когда совершаешь действие, является предательство. Сидеть и молчать -так будет лучше. В Чечне совещания проходят на чеченском, а в Татарке на татарском, в Грузии в Борчалах где азери живут на азерском.
avatar
17
Все прекрасно! Что Вам мешает зайти на сайт и сказать свое слово? Это касается всех кроме троллей на подобие Анти
avatar
18
"Однако данная инициатива была отвергнута практически всеми народами, так как носила «общую угрозу» малочисленным этносам республики."
Вопрос: От представителя какого этноса была выдвинута данная инициатива? Если глубоко копать, вы крайне удивитесь, что его хвосты идут в Баку и оттуда еще дальше (?)!
Уважаемые и родные лезгины, не ищите много причин одной беде, а наоборот всем бедам есть одна причина.
Этой причиной является -цапство (в научном языке пантюркизм, в реальном выражении -азербайджанство по алиевски)
Все усилие должно быть направлено против этого биологического нашествия. Ни саранче решать кому остаться птицей. Кому быть, кому не быть решит тот, кто создал нас. А бороться за свои права собственное дело каждого.
avatar
19
лезгинам нужны вояки по обе стороны
avatar
20
Ну что за чушь?

Кто то заставляет выходить замуж лезгинку за азербайджанца? Или кто то заставляет лезгина жениться на азербайджанке?
Это выбор каждого, и определнная доля ассимиляции при нынешнем уровне связи и транспорта не избежна.
Вопрос только в том, сохраняете ли вы свою культуру и передаете ли своим детям.
А войной быстрее будет истребление нашей нации, нежели ассимиляцией.

Не придумывайте не существующих проблем.
avatar