Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 689
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 5
Мугьманар: 3
Иштиракчияр: 2
leggi, tariverdiev

Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2014 » Июль » 18 » Юсуф аль-Лакзи, влияние аль-Газали и Дарбанд-нама

19:56
Юсуф аль-Лакзи, влияние аль-Газали и Дарбанд-нама

Юсуф аль-Лакзи, влияние аль-Газали и Дарбанд-нама
Умма мусульман России – обладатель невероятно глубокого духовного, интеллектуального и культурного наследия. Однако наша трагедия в том, что мы плохо знаем о своем богатейшем наследии.

Восстановление целых исторических пластов, хроник, фактов и имен – займет у нас многие десятилетия. 

Мы все методично должны вести эту работу, извлекая из глубин истории все больше неизвестных широкому читателю фактов и имен.

Сын Лакза

Одним из таких забытых нашим поколением имен является крупный ученый, мыслитель и историограф Юсуф аль-Лакзи. Его имя уже свидетельствует, что он подчеркивал свое происхождение из «страны лезгин» - «Лакз», как она называлась в средние века.

Жизнь его пришлась на 11 век в легендарном Дербенте. Согласно господствовавшей в то время арабской традиции, он носил длинное имя Юсуф аль-Лакзи ибн аль-Хусайн ибн Дауд Абу Якуб аль-Факих аль-Баби.

Кстати добавление аль-Баби в его длинной родословной указывает именно на его дербентское происхождение. Поскольку долгое время, до появления персидского названия «Дарбанд», Дербент носил арабское имя «Баб» - «ворота», или более полный вариант «Баб уль-Абваб» - «ворота ворот».

Юсуф аль-Лакзи умер, примерно, в 1089 или 1090 году. Он был знатоком хадисов – преданий пророка Мухаммада (мир ему) и придворным историографом династии Аглабидов, правителей Баб аль-Абваба (Дербента).

Эхо аль-Газали в Багдаде

Юсуф аль-Лакзи был также крупным знатоком фикха - мусульманского права в рамках шафиитской школы. Обучался праву он в Багдаде у известного факиха (знатока фикха) Абу-ль-Музаффара ac-Самани, деда автора «Китаб ал-ансаб» Абу Сада.

В период своей учебы в Багдаде Юсуф аль-Лакзи был знаком и с Абу Бакром ac-Самани, сыном Абу-ль-Музаффара. Кстати в Багдаде же учился и сын самого Юсуфа аль-Лакзи - Абу Абдаллах аль-Хасан, живший в первой половине 12 века.

Абу Абдаллах, сын аль-Лакзи, учился в Багдаде у известного суфийского шейха ибн аз-Захра ат-Турайсиси. Что интересно, сын аль-Лакзи был особенно близок к еще одному шафиитскому ученому Абу Исхаку Ибрахиму ибн Мухаммаду ас-Суфи, ученику самого Абу Хамида аль-Газали.

Абу Хамид аль-Газали был выдающимся мыслителем своего времени. Его труды способствовали развитию систематического представления суфизма и его интеграции в ортодоксальный суннитский ислам.

Аль-Газали детально изучал положения всех основных направлений исламской мысли от исламской теологии, суфизма, права и логики до философии. Вполне очевидно, что, жизнь в один период с таким крупным ученым как аль-Газали не могло не оказать на них его интеллектуального влияния. 

Авторство Дарбанд-нама

Юсуф аль-Лакзи, являвшийся историографом дербентской династии, сегодня считается одним из наиболее вероятных авторов первоначальной версии исторической хроники «Дарбанд-нама» - важнейшего источника по истории Кавказа.

Книга содержит также ценные сведения по истории Дагестана 5-11 веков, включая обширные области южнее Самура, ныне входящие в состав Азербайджана. Но вокруг авторства данного труда долгое время велись споры.

Поскольку до недавнего времени под «Дарбанд-нама» подразумевалось компилятивное сочинение 17 века другого автора – Мухаммада аль-Аваби аль-Акташи из дагестанского Эндирея.

Это известное в многочисленных персидских, арабских, тюркских и дагестанских списках сочинение. Молдавский господарь, впоследствии российский князь Дмитрий Кантемир в 1722 году впервые перевёл «Дарбанд-нама» на латинский язык и тем самым ввёл в научный оборот.

С тех пор оно выдержало целый ряд комментированных изданий на английском, немецком, русском, французском и других языках. Однако, выясняется, что аль-Акташи написал свою версию своего сочинения на более ранней версии 11 века с тем же названием.

Но долгое время установиться авторство первоначальной версии «Дарбанд-нама», о существовании которой говорили многие исследователи, до сих пор не могла быть решена из-за отсутствия достаточных фактических данных.

Позднее стало известно, что первоначальная версия «Дарбанд-нама», давшая название позднейшей компиляции аль-Акташи, могла быть написана именно в период жизни историографа дербентской династии Аглабидов – Юсуфа аль-Лакзи .

Фарида Санджах, информационно-аналитический канал «Аnsar»




Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Оставьте свой комментарий!
avatar