Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1056
Поддержка проекта «ЛезгиЯр»
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 19
Мугьманар: 19
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2011 » Июнь » 17 » Как отражены малочисленные народы Дагестана в переписи

16:04

Как отражены малочисленные народы Дагестана в переписи


Как отражены малочисленные народы Дагестана в переписи В последнее время мы все чаще сталкиваемся с возмущениями со стороны представителей малочисленных народов Дагестана, которые небезосновательно жалуются на то, что их ущемляют, не дают полноценно развиваться их языкам и культуре. И пока не видно, чтобы постоянные фальсификации в отношении данных народов и использование разнообразных преград, мешающих реализации их конституционных прав на существование, признание и развитие, сходили на нет. Чтобы только представить масштабы искажений, попадающих в материалы переписи, достаточно изучить этнический состав селений горных районов, в которых исконно проживают малочисленные народы. 

Безусловно, многие представители и даже целые селения малочисленных народов переселились в равнинные районы республики, но для того, чтобы показать примерную картину учета малочисленных народов, не обязательно рассматривать все села, в которых предположительно проживают относительно большие группы их представителей. К тому же двойное-тройное самосознание в той или иной степени или даже отрицание существования своего народа в качестве самостоятельного и причисление его к более многочисленному особенно характерно среде переселенцев, многие из которых проживают в больших многонациональных селах, поселках и городах.

Несоответствия, в которых представители малочисленных народов оказались вдруг носителями этничности более многочисленных соседей, согласно переписи 2002 года, выявляются в Ахвахском, Ахтынском, Ботлихском, Дахадаевском, Кайтагском, Курахском, Цумадинском, Чародинском и Шамильском районах. 

Они затронули все восемь андийских народов, дидойцев, хваршин, кайтагцев, рутульцев и агулов.Лишь в трех районах, в которых проживают малочисленные народы, этнический состав отдельных поселений был отражен верно в материалах переписи. Это Агульский и Рутульский районы, большинство населения которых составляют представители трех малочисленных народов лезгинской группы, признаваемых в Дагестане в качестве отдельных, а также оказавшийся единственным среди «андо-цезских» районов – Цунтинский.

Все населенные пункты андийцев, расположенные в Ботлихском районе, показаны как андийские, за исключением одного из крупных селений – Муни с хутором Рушуха (2823 человека), в котором 100% населения составили аварцы. В том же районе ни один человек не назвался (если верить тому, что все анкеты заполнялись со слов самих граждан) ботлихцем, даже в самом Ботлихе, впрочем, каких не оказалось и во всем Дагестане. Зато нашлось 16 таковых за его пределами, а 90 человек в России владеют ботлихским языком. Тем не менее, по сведениям, опубликованным на официальном сайте администрации селения Ботлих, самих ботлихцев в нем насчитывается 5,5 тысячи, или чуть больше половины населения. В селении также проживают другие андийские народы (также фактически не попавшие в материалы переписи 2002 года) и аварцы. Вместе с жителями Миарсо, Ашино и хутора Батлахатли, Цумадинского района, ботлихцев должно было оказаться более семи тысяч человек.

В отличие от ботлихцев годоберинцев перепись зафиксировала, но не на территории традиционного проживания: одного в Махачкале, другого – в Дагогнях. Три селения, составляющие Годоберинский сельсовет, а это 2786 человек, оказались на 100% населены аварцами. Кроме того, каратинское селение Нижнее Инхело, Ботлихского района, отразило тот же результат – 100% населения составили аварцы.ГРАФА. В Ахвахском районе, в котором проживает подавляющее число каратинцев, пять каратинских селений также оказались аварскими с показателями: сел. Анчик – 78%, Верхнее Инхело – 93%, Индира, Андуз и Тукита – 99 – 100%. А общая численность населения всех данных сел составила 4120 человек, или почти 70% от числа выявленных в Стране гор каратинцев, которых в совокупности должно насчитываться свыше 10 тысяч человек. Багулалы – еще один народ, проигнорированный переписью. 

Тем не менее 40 багулалов попали в ее материалы, из них 18 обнаружились и в самом Дагестане. Но таковых не оказалось в Ахвахском районе, несмотря на существование двух селений – Тлибишо и Тлиси, которые, как в большинстве подобных случаев, оказались на 100% аварскими. Та же участь постигла и семь багулалских селений (99 – 100% жителей записаны аварцами) Цумадинского района, зато два багулала (скорее багулалки) выявились в Цунтинском районе.

Возвращаясь к Ахвахскому району, следует сказать, что этнический состав селений самих ахвахцев в нем показан объективно, зато иная ситуация сложилась в Шамильском районе – в ахвахских Ратлубе, Тлянубе и Цекобе (всего 1035 человек) не оказалось ни одного ахвахца, они на 100% населены аварцами.Самый полиэтничный горный район Дагестана – Цумадинский, таковым, по данным переписи, не оказался. Из числа местных народов, не считая аварцев, были зафиксированы лишь дидойцы – аж 24 человека. Про багулалов и ботлихцев в Цумадинском районе мы уже успели рассказать. Кроме них там живут еще три народа, чьи исторические земли полностью умещаются в нем. Это чамалалы (18 селений с численностью 6874 человека), тиндалы (15 – 4279) и хваршины (8 – 1173). Их селения, по переписи, оказались на 100% населены аварцами. Три чамалала, 33 тиндала и 107 хваршин (все, кого зафиксировала перепись в Дагестане) проживают вне своих исторических земель. Единственное дидойское селение района – Хушет, с численностью в 767 человек, оказалось аварским на 82%. Видимо, большая часть остального населения – это приписанные к нему пограничники разных национальностей, но преимущественно русские.

В Чародинском районе жители всех семи арчинских селений также проявили стопроцентную аварскую идентичность. Ни один из 1165 жителей этих селений не назвался арчинцем, зато такие нашлись в Махачкале и Дербенте (всего в Дагестане семь человек).

Кайтагцев и кубачинцев, по данным переписи, в Дагестане оказалось соответственно 4 и 57 человек. Кайтагцы были зафиксированы только в Махачкале, а кубачинцы – еще в других городах и поселках городского типа. Однако ни один представитель данных народов не был отмечен в пределах своей этнической территории, все они были учтены как даргинцы (их доля в большинстве поселений составляет 99 – 100%). В Кайтагском районе из 45 селений 39 населены кайтагцами (не считая смешанных, таких, как Чумли), еще два селения находятся в Дахадаевском (Ицари и Санакари). Минимальная численность кайтагцев, таким образом, должна составлять 21,6 тыс. человек. Население Кубачи, Дахадаевского района, единственного поселения кубачинцев, по данным переписи, достигло 2781 человека.

Лишь одно рутульское селение – Хнов – оказалось за пределами одноименного района. Оно находится в соседнем Ахтынском районе, численность его населения, согласно данным переписи, составляет 1636 человек и на 100% состоит из лезгин. То же самое можно сказать о пяти агульских селениях Курахского района с общей численностью 1177 человек – 98 – 100% их населения составляют лезгины. В отличие от остальных малочисленных народов, потенциальная численность которых может даже превосходить таковую у последних двух, признанных Дагестаном, агулы и рутульцы имеют довольно крупные общины за пределами исторического ареала своего расселения как в Дагестане, так и в других регионах России. 

Это позволяет предположить, что существует также огромный недоучет численности андо-цезских народов, арчинцев, кубачинцев и кайтагцев и вне их традиционных поселений, даже с учетом их двойного самосознания и ассимиляционных процессов в целом.

Таким образом, по самым минимальным подсчетам порядка 37 тысяч этнических андо-цезов и арчинцев оказались аварцами, около 25 тысяч этнических кайтагцев и кубачинцев – даргинцами, а также чуть менее трех тысяч этнических рутульцев и агулов – лезгинами. Насколько такое однозначное отражение этнического состава горных селений в материалах переписи соответствует действительности, судить, в первую очередь, самим малочисленным народам. Однако отсутствие во многих из них хотя бы одного их представителя не может не вызывать сомнений в объективности официальных цифр. 

Амиль САРКАРОВ, Москва







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:


Оставьте свой комментарий!
avatar