Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 689
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 16
Мугьманар: 16
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2011 » Январь » 29 » Лезгины. Орлы. Лексические феномены.

15:34
Лезгины. Орлы. Лексические феномены.

Лезгины. Орлы. Лексические феномены. Лезгины. Орлы. Лексические феномены. Лезгины. Орлы. Лексические феномены. "Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин и лезгиноязычных народов священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством..."В самоназваниях многих кавказских народов часто присутствует тотемический элемент, который находит свое отражение в полузабытых мифологических представлениях горцев.Особый интерес вызывает в этой связи этноним лезги, который почти единодушно признается исследователями поздней формой имен лекзи/лакзи и лек/лег, зафиксированных в раннесредневековых и античных источниках. При этом ученые считают исходным словом протовосточно-кавказское *лег ''мужчина, человек'' (ср. груз. лека ''дагестанец'', уд. лекl ''лезгин, дагестанец'', самоназвание лакцев лаккучу).

Не вдаваясь особо в дискуссию о первоначальной привязке этнонима лег/лезг/лакз к отдельным дагестанским народам, хочу лишь отметить тот факт, что термин лезги (иранизированное лег/лек) сохранился как самоназвание исключительно у лезгин и других лезгиноязычных народов (напр. рутульцы в Шекинском районе Азербайджана называют себя лезги).Это обстоятельство нельзя считать случайным. Примечательно, что раннесредневековое царство Лакз, которое упоминается в арабских источниках, локализуется в пределах современной территории проживания лезгиноязычных народов. Хотя в прошлом термином леки (лезги) называли почти все горские дагестанские народы, очевидно, что исходной стороной такого рода обобщения являлась древняя Персия (Иран), войска которой при экспансии в Дагестан в первую очередь сталкивались с дружинами лезгин.Что касается этимологии этнонима лек/лег, то наиболее вероятным представляется мне привязка этого имени к лезгинскому названию орла -лекь (ср. таб. люкь 'орел', цах. ликь 'ястреб'). 

Показательно то обстоятельство, что орлы в представлении лезгин и некоторых других горских народов Кавказа являются воплощением человеческой души. Этот феномен - отголосок древних погребальных обрядов, распространенных в горах Передней Азии и Кавказа.Раннесредневековые арабские географы сообщали в своих путевых заметках, что у горцев существовал обычай выставлять своих покойников на возвышенных местах, чтобы птицы склевывали мясо с костей. В связи с тем, что хищники при виде падали в первую очередь пытаются добраться до особо питательной печени, бытовало представление, что печень является важнейшим жизненным органом человека, в котором заключена его душа (ср. нем. Leber 'печень' и Leben 'жизнь'; заслуживает интерес также особое упоминание печени в фольклоре многих народов). Естественно, что при поедании покойников орлами (или другими птицами из семейства орлиных) душа умерших 'перемещалась' в тела птиц.Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин и лезгиноязычных народов священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. 

Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира.Древние тотемические и религиозные представления, связанные с образом орла, бытовали у многих народов в древности. Отголоском этих представленией является и тот факт, что в государственной символике целого ряда стран образ орла используется в качестве герба.Общеизвестная греческая легенда о Прометее, прикованном Гефестом по приказанию Зевса к скале Кавказских гор, и об орле, склевывающим его печень, является аллегорическим описанием предками индоевропейцев чуждого им ритуального обряда погребения кавказских горцев. Прометей, которого бог неба Зевс наказал за то, что он выкрал небесный огонь и передал его людям, является, по всей вероятности, собирательным образом кавказоязычных горцев, раньше других народов овладевших тайной литья и ковки металлов. Под огнем в греческой легенде следует, конечно, понимать не костер, а особый огонь в специальной печи горцев, при помощи которого кавказоязычным кузнецам удавалось плавить и отливать металлы. Эпизод с кражей небесного огня и передачей его людям объясняется просто, если учесть, что до изобретения предками кавказских и анатолийских горцев плавильных печей только боги владели огнем (молнией, раскаленной вулканической лавой), способным расплавить металл. Не случайно то обстоятельство, что исполнителем кары Прометею явился бог огня и кузнечного дела Гефест, функции которого указывают на его вулканическое происхождение.

Следует особо отметить, что для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово лекь. Не может быть никаких сомнений в том, что это ''совпадение'' является отголоском давно забытых религиозных ритуалов. Пересечение понятий ''орел'', ''печень'', ''душа'', ''мечта'' находит свое продолжение и в других восточнокавказских языках: лезгинскому эрзиман ''мечта, пожелание'' (ср. табасаранский - арзу ''желанный, заветный''), которое никоим образом не может быть заимствованием из тюркских или иранских языков, соответствует, например, чеченскому эрзу ''орел'' и чамалинскому - эрцим ''беркут'' (ср. армянским -  арциб ''орел'', предположительно урартского происхождения). Не исключено также, что традиция гадать на печени жертвенного животного (ср. традицию осмотра печени зарезанного животного у лезгин) и предсказывать будущее по полету птиц (соответственно и загадывать желание: ср. лезг. эрзиман) у хурритов и позднее у этрусков первоначально была связана с древним погребальным ритуалом горцев, о котором говорилось выше.В горах Чечни и Ингушетии и по сей день сохранились целые города мертвецов, расположенные в труднодоступной скалистой местности, где мертвецов выставляли в специальных открытых склепах - каменных «ящиках» на съедение хищным птицам.Древнейшее население Малой Азии, память о котором сохранилась среди прочего в донесенном до нас древнегреческими источниками этнониме лелег, называло себя, вероятно, также по имени птицы - своего тотемического знака. Характерный головной убор (из птичьих перьев) этих древнейших насельников Передней Азии и сопредельных европейских регионов позволяет предложить этимологию этнонима лелег (ср. лезг. леглег, аварский лакълакъ ''аист'', лакский - лелуххи ''птица'', рутурский эрфи-лелей ''вид орлиных'', цезcкий лела ''перо; крыло'', из восточно- кавказского субстрата происходит и азерб. лелек ''птичье перо''), который мог означать ''люди-птицы, крылатые люди''.В одной древневавилонской хронике упоминаются кроме того воинственные жители горных регионов к северу от Месопотамии, характерной особенностью внешности которых был «вороний» (вероятно «орлиный») нос и одеяние, украшенное птичьими перьями (в хронике говорится буквально о «птичьих телах»). Древняя мода украшать одежду и головные уборы перьями своей тотемической птицы (пережитки этой моды сохранились до наших дней у некоторых европейских народов) объясняет, по всей видимости, названия целого ряда современных кавказских народов.Имя черкес - так называют адыгов их соседи - происходит от осетинского (алано-сарматского) тсергес ''орел'' (протоиран. *crkasa ''орел''). 

Самоназвание грузин картули восходит, вероятно, также к наименованию одного из видов орлиных (ср. лезг. кард ''сокол'', тур. картал ''орел''), дагестанские цезы берут свое название от цезского це 'орел', от авар. цIум ''орел'' происходит, по всей видимости, также этноним цумадинцы и т.д.Знаменитый танец лезгин - лезгинка (известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури < лека «лезгин, дагестанец»), который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Название похожего танца грузин картули, по всей вероятности, также происходит от слова кард и означало первоначально ''соколиный, орлиный танец''.

Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка, ср. акушинка – танец акушинских даргинцев, кабардинка – танец кабардинцев, азерб. гайтагъы – танец кайтагцев и т.д.).Если продолжить наблюдения, связанные с отражением древних тотемических сюжетов в танцах современных горцев Кавказа, то следует заметить, что особенностью народных танцев аварцев является характерное положение руки танцоров во время пляски, которое, вероятно, должно символизировать приподнятую голову змеи (ср. название аварцев у лезгин баркьу, а также у гунзибцев и бежтинцев бархъал, которое связано, вероятно, с авар. борохь «змея»). Особенно примечательными являются при этом своеобразные движения руки у танцоров, совершенно очевидно имитирующих извивания змеи - древнего тотема аварцев. У кавказских народов известны также реликты тотемических представлений в образах других хищников (напр. медведя у даргинцев, волка у чеченцев и т.д.).Как мы видим, при детальном изучении лексических феноменов, мифологических сюжетов и даже танцевальной культуры современных горцев Кавказа можно выявить интересные детали, которые позволят по-новому  взглянуть на несомненно древнейшую историю этого интереснейшего региона и его народов.

Источник: Спектр.Info
Автор статьи И. Гаджимурадов





Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Оставьте свой комментарий!
avatar