Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 691
Реклама
Реклама
СЭС Троицк санэпедемстанция.рф.
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 19
Мугьманар: 19
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2014 » Июнь » 4 » Шарвили - голос и зов истории народа

14:00
Шарвили - голос и зов истории народа

Шарвили - голос и зов истории народа
Праздник эпоса «Шарвили» - это благодарная дань памяти нынешнего поколения своим культурным и историческим корням

В истории человеческой цивилизации людские сообщества организовывались в этнонациональные образования по самым различным критериям и основаниям. Но, видимо, самым существенным и значительным фактором процессов консолидации являлся духовный мир сообщества, формировавший целостность и идентичность мировосприятия людей. 

В сложных и запутанных переплетениях исторических и социокультурных реалий любого этноса причудливо высвечиваются судьбоносные и наиболее знаковые факты и явления. С забвением и утратой своих духовных святынь, освященных памятью и бытием истории и народа, незримо теряет свою суть и лишается жизнестойкости сам человек. 

Расшатывается становой хребет самостояния его, и в исторической атмосфере народа начинает ощущаться «кислородный» голод духовности. Народы начинают обретать духовный стержень своей целостности и самости с возрождением своих культурно- исторических ценностей. И степень интеллектуальной и гражданской ответственности передовых представителей любого народа будет определяться тем культурным энтузиазмом, что они смогли внушить широким слоям общественности.
Праздник лезгинского эпоса «Шарвили» - это эпохальное событие в жизни народа, это осознание его интеллигенцией своей исторической значимости. Праздник эпоса «Шарвили» - это благодарная дань памяти нынешнего поколения своим культурным и историческим корням, так наслоившимся пылью веков, что в этой толще отложений мы чуть не растеряли свои самые сокровенные и трепетные тайны жизни и быта. Редкие голоса исследователей осторожно и взвешенно предполагавших в прошлом веке о существовании у лезгин богатырского героического эпоса ныне не просто подтвердились, но и получили весомую аргументацию. И грандиозный эпический материал о богатыре Шарвили, разбросанный отдельными кусками в работах энтузиастов-исследователей, писателей, поэтов, фолькролистов, филологов, историков и т.п, оказался, действительно, отголоском мощного пласта народного духовного наследия.
Наверное, народы, как и люди, должны гордиться своими поступками. Лезгинский народ по праву может гордиться интеллектом и энтузиазмом своих передовых представителей, возрождающих из царства забвения исконные национальные святыни народного духа. О величии и бессмертии нетленных образцов культурного олимпа этноса говорит созданный 2000 лет тому назад героический эпос Шарвили. Эпос всегда концентрирует в себе духовную энергию народа и символизирует жизненность и масштабность его дерзновенных помыслов, рожденных творческим и созидательным потенциалом этноса. Возникая на почве мифологического мировоззрения эпос тесно связан с реальной жизнью, с исторической действительностью, из которой он питается. В эпическом творчестве народа раскрываются и иллюстрируются не столько события и хронология этнической биографии, сколько глубинные стремления и извечные жизненные притязания. И в этом отношении эпический герой - это олицетворение исторической мечты, отражение и концентрация идеалов. Эпический облик Шарвили - это и идеализация народного духа, кристаллизация положительного этического опыта народа, и пример поэтизации деяний доблестного сына отечества, его защитника, витязя, храброго воина, богатыря и чудо-опоры.
Нельзя сводить эпический образ Шарвили к сказочному, ибо сказка, какая бы она ни была жизненной, все же вымысел. («Сказка - ложь...»). Шарвили в эпосе максимально приближен к земной жизни, он долгожданное дитя простых земных людей Даглара и Цуквер, истосковавшихся по ребенку. Шарвили не потомок высших небесных сил, не потомок божества и смертной женщины, как Геракл и ему подобные. Словом, это не мифический герой, а более позднее осмысление и переоценка народным сознанием ситуации дисгармонии мира и человеческого существования, природы и индивида, породившие новый тип героя. В «Шарвили» отразилась реальная тяга народа к упорядочиванию социально-культурной стихии народного существования.
Шарвили как эпический герой не только претендует на историческую подлинность, он очевидец и подлинный участник переломных моментов в судьбе народа. Поэтому он так близок и родственен каждому лезгину. Поэтому его деяния и подвиги так созвучны народному духу, ментальному строю национального мировосприятия. 

Шарвили нужен нынешнему поколению лезгин как национально - культурная идеология, как этническая программа национальной идентификации, защиты своей самобытности от тлетворных влияний, как механизм утверждения и оправдания смыслов истории и жизни народа. Для консолидации народа всегда необходимы мифологемы, объединяющие и цементирующие бытие этноса в исторических векторах «прошлое-настоящее - будущее». Устойчивость и жизнестойкость народа всегда поддерживались традициями и нормами, вековыми адатами, мудростью народной философии. Шарвили - это голос и зов истории, взывающий к нашей гражданской и нравственной ответственности перед своей совестью, перед памятью народа!

Фахреддин Оруджев, для ЛезгиЯр





Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Традиции Лезгин | Просмотров: 2923 | Добавил: Редактор | В материале упоминаются: Шарвили, Праздник Шарвили
Оставьте свой комментарий!
avatar