Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 682
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 18
Мугьманар: 18
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2014 » Май » 11 » Существует ли «лезгинский вопрос» в Азербайджане?

10:52
Существует ли «лезгинский вопрос» в Азербайджане?

Существует ли «лезгинский вопрос» в Азербайджане?
Распад Советского Союза, карабахский конфликт и возникшие в связи с этими событиями социально-экономические проблемы привели к массовым волнениям на всей территории Азербайджана. В начале 1990-х на всём севере Азербайджана произошли волнения среди лезгинского населения при непосредственном участии движения «Садвал», выступавшего за создание на территории Дагестана и Азербайджана лезгинского государства. Митинги протеста против установления государственной границы между Россией и Азербайджаном проводились по обе стороны реки Самур, что привело к тому, что окончательная делимитация границ между двумя государствами была отложена более, чем на два десятилетия. Одним из последних громких событий, связанных с территориальным спором, являлся вопрос двух российских анклавов на территории Азербайджана, сёл Храх-Уба и Урьян-Уба. 

В 1954 году по решению Совмина СССР территории этих сёл были временно переданы в качестве пастбищ Магерамкентскому району Дагестанской ССР. В 1984 году срок аренды этих земель был продлён до 2004 года. С 2007 года на жителей этих двух сёл оказывалось давление со стороны властей Азербайджана, которые требовали либо принять гражданство Азербайджана, либо переехать в Россию. Немаловажным фактором было также и то, что власти Азербайджана предлагали ускоренное получение гражданства Азербайджана без отказа от гражданства России, о чём любят умалчивать заинтересованные в разжигании конфликта лица, и о чём свидетельствуют официальные источники. 

Так, к примеру, на официальном сайте Посольства России в Азербайджане мы можем найти следующую информацию: «Руководство Азербайджанской Республики в качестве жеста доброй воли предложило жителях двух сел принять гражданство Азербайджанской Республики в упрощенном порядке при сохранении гражданства Российской Федерации». Далее, тут же: «Постоянно проживавшие в с.Урьян-Уба российские граждане воспользовались этим предложением, легализовав свое дальнейшее пребывание в Азербайджане в качестве граждан этой страны». Точка в территориальном споре была поставлена в сентябре 2010 года, когда был подписан Договор между Россией и Азербайджаном о государственной границе.

Помимо недовольства об установлении государственной границы азербайджанские лезгины якобы отказывались идти служить в армию, мотивируя свой отказ тем, что их насильно отправляли на войну в Карабах. При этом удивляет тот факт, что в командном составе Министерства обороны Азербайджана до сих пор много лезгин, что подтверждают сами лезгины – ветераны Карабахской войны. Так, к примеру, в одном из своих интервью Интернет-порталу 1news.az командир горно-пехотной роты, лезгин по национальности, Сахиб Ширинов высказал следующую мысль: «я есть лезгин, тот самый горец. Я один из первых добровольцев нашего района, и первыми были именно лезгины. Лезгинский темперамент привел меня именно в развед-диверсионный отряд. Чуть позже я стал командовать горно-пехотной ротой. Командиром нашей войсковой части был майор Аскеров, офицер бывшей Советской Армии, тоже лезгин, который героически погиб в боях за село Муганлы. 

Лезгины и другие малые народы Азербайджана плечом к плечу воевали и доблестно погибали как шехиды, ведь наша Родина – Азербайджан». Нельзя забывать также и о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности, Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева, которые, по сути, основали в стране боевую авиацию. До недавнего времени оборонное ведомство Азербайджана также возглавлял лезгин – Сафар Ахундбала оглы Абиев. Никто не отрицает и насильственный характер отправки молодых ребят на войну. Ловили на улице, сажали в машину и увозили в военкомат, а оттуда на передовую. Но абсурдно говорить о целенаправленной политике официального Баку по отправке на фронт в качестве пушечного мяса исключительно лезгин.

Но самой главной проблемой лезгин в Азербайджане называют отсутствие помощи со стороны государства в развитии лезгинского языка и культуры. Именно такой вывод напрашивается, исходя из информации, публикующейся на порталах лезгин Дагестана и на иных сайтах, преследующих своей целью дискредитацию Азербайджана в глазах мировой общественности. Доля правды есть и в их словах. Несомненно, официальный Баку занижает численность лезгинского населения страны; на фоне пропаганды пантюркизма переписывается история всего Азербайджана и народов, населяющих эту страну; оказывается недостаточная помощь в развитии истории, культуры и языка народов Азербайджана. 

Но говорить об отсутствии всякого внимания со стороны Баку нельзя. В советское время обучение лезгинскому языку велось в школах Азербайджанской ССР с перерывами в десятки лет, а в 1960-х годах и вовсе прекратилось. Именно после распада СССР в Азербайджане было восстановлено обучение на лезгинском языке. В середине 1990-х г.г. лезгинскому языку обучали в 94 школах, а к 2010 году уже в 126. Для подготовки кадров в школы в Кусарском районе был открыт филиал Бакинского педагогического училища. Лезгинский национальный центр «Самур», созданный в середине 1990-х г.г., призван координировать работу по развитию лезгинского языка и культуры. В 1996 году был создан ансамбль «Сувар», который носит звание «Народного коллектива Азербайджана». В 1998 году в Кусары был открыт Государственный лезгинский драматический театр. Выходят газеты («Самур», «Кусар», «Ени Самух» и др.) и журналы («Чирагъ») на лезгинском языке. В Азербайджане также издаются книги на лезгинском языке. 

Среди видных деятелей культуры, искусства, общественных и политических лидеров можно выделить целую плеяду талантливых представителей лезгин Азербайджана: композитор Эльза Ибрагимова, доктор искусствоведения Нуреддин Габибов, писательница и поэтесса Седагет Керимова, поэтесса Гульбес Аслаханова. Долгое время пост Министра образования занимала ныне покойная Лидия Худат кызы Расулова, которая была награждена орденом «Шохрат». Список можно продолжать очень долго, но основная суть становится понятна даже при поверхностном изучении истории лезгин Азербайджана.

Очень часто говорят о «лезгинской карте», которую в любой момент могут разыграть различные силы, заинтересованные в дестабилизации обстановки в Азербайджане. Удастся ли это сделать – покажет время. А пока есть ещё время у официального Баку закрепить свои позиции и получить безоговорочное уважение среди представителей национальных меньшинств Азербайджана.

Внимание: Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции сайта ЛезгиЯр

Автор: Садатгулу Гулиев




Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгины в Азербайджане | Просмотров: 2512 | Добавил: Редактор | В материале упоминаются: аналитика, лезгины в Азербайджане
 
 
11.05.2014 18:01
 
ЛЕЗГИНСКИЙ ВОПРОС В "АЗЕРБАЙДЖАНЕ" - ОДИН ИЗ САМЫХ ОСТРЫХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ТРЕБУЮЩИЙ НЕМЕДЛЕННОГО РАССМОТРЕНИЯ НА САМОМ ВЫСОКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ НЕОБХОДИМЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО СТАТУСА КОРЕННОГО ЛЕЗГИНСКОГО- АЛБАНСКОГО НАРОДА ВНУТРИ "АЗЕРБАЙДЖАНА". ИМЕННО ЭТА МЕРА-РЕШЕНИЕ ПОЗВОЛИТ СТАБИЛИЗИРОВАТЬ ЕДИНСТВО НАРОДОВ "АЗЕРБАЙДЖАНА"! Все перечисления в данной статье - инициатива частного характера, частного финансирования. Государство ни какую госпрограмму не имеет по государственному развитию Лезгинского Народа - просто хуже не бывает. Есть одно половинчатое исключение - финансирование Кусарской Лезгинской районной газеты и то часть газеты - на "азербайджанском" языке. Вообще-то Лезгинские газеты нужно не только в Кусарском Лезгинском районе издавать, а также в Лезгинских Хачмасском, Кубинском, Исмаиллинском, Кабалинском, Варташенском, Шекинском, Кахском и других районах, и, конечно же, республиканскую газету или же, хотя бы, городские в г.г. Паку и Сум-гайи. Всё остальное в данной статье - фальш. Храх-убинцам и Урьян-убинцам ничего подобного не было предложено - наглая ложь. Пора властям полностью пересмотреть всю внутреннюю национальную политику в отношении коренных народов в АР - так дальше продолжаться просто не может...
Ответить       -1  
Спам

2 Alban  
 
 
12.05.2014 00:10
 
Инет уничтожил ТВ,Радио и Прессу.Современная молодежь не смотрит, не слушает и не читает.Время всяких просьб уже прошло.Речь может идти только о национальном очаге для ЛЕЗГИНского народа.Иные вопросы-предательство интересов нашего народа,ибо они не спасают народ от уничтожения. ЛЕЗГИСТАН- в реальной форме государственности.Все остальное - от лукавого!        Пы.Сы. Прошу прошения-совершенно случайно минусанул.
Ответить       0  
Спам

 
 
18.05.2014 12:54
 
Лезгинский вопрос в Азербайджане и Дагестане естественно существует !! Лезгинский народ был разделен после подписания Гюлистанского мирного договора — договор между Российской империей и Персией (Ираном), подписанный 12 (24) октября 1813 года в селении Гюлистан (Карабах) после окончания русско-персидской войны 1804—1813 годов. Согласно договору, Персия признавала переход к России Дагестана, Картли, Кахети, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и части современного Азербайджана, где находились ханства: Бакинское, Карабахское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Дербентское, Кубинское. К России отошла также часть Талышского ханства. А в 1828 году был подписан Туркманчайский мирный договор между Российской империей и Персией (Ираном). В этих двух договорах пострадали азербайджанцы и лезгины которые были разделены.Победа России в Русско-Иранской войне 1804 - 1813 годов и "Гюлистанский договор", приведший к разделу Азербайджана решительно продвинули вперед переселение и объединение армян.

ЦЕНЗУРА

Ответ: 15 дней бана
Ответить       +1  
Спам

avatar