Катаюсь на лыжах лет 15, бывал в разных странах, не буду перечислять, чтоб не сочли за терпачдыг) (или, тирпачдыг, как правильно?)
Снег растаял, сезон закончен, поделюсь своими впечатлениями о только открывшемся в Кусарах горнолыжном курорте, попробую сравнить его с международными, которые работают уже давно. Надеюсь, кто-нибудь из больших начальников прочитает мою статейку, сделает оргвыводы, и к осени мы получим суперкурорт безо всяких минусов, которые я обнаружил...
Итак
Дорога
От Баку до курорта она занимает часа 2 с половиной. Его половину занимает бетонный хайвей, который был вроде недавно построен, но уже местами разбит. Вторая половина проходит по кубинским (вива ля Куба!) и кусарским селам, практически везде ограничение по скорости, соответственно, много гаишников с финансовыми претензиями...Ок, согласен, тут ничего не поделаешь, это везде (у нас) так...Но что точно можно сделать - понаставить указатели в Кусарах! В первый раз я в общей сложности потерял полчаса, спрашивая дорогу у местных жителей.
Прокат лыж и снаряжения
Лыжи и ботинки - новые (1 сезон) и достаточно брендовые. Цена удивительно невысокая, но почему то нет скидок на большее число дней проката. Да и сервис поганый, прямо скажу...На лыжах и ботинках должны быть стикера сот штрих-кодами, должна быть комп программа, чтобы каждого клиента можно было обслужить за пару минут. А так, при сдаче лыж вечером или при просьбе отложить их до завтрашнего дня, начинаются поиски чеков, ответственных лиц, пустых шкафчиков для хранения и т.д. Думаю, руководству курорта лучше было бы открыть и сдать в аренду разным фирмам несколько точек по прокату, здоровая конкуренция вмиг исправила б все эти нйосханы.
Магазин
Дорого...Примерно на 40-50% цены выше, чем в Европе. Хотя и это можно понять - дорога, таможня, низкие обороты, ну и все такое...Коллекция неплохая, есть, можно сказать, все - от термобелья до камер ГоуПро. Отсутствуют, наверное, демократичные марки, курток ценою ниже 200 АЗН нет. Тренинг продавцов - на уровне 0! Понравилась куртка Богнер, 1500 АЗН. Спрашиваю, какая технология, коэффициент воздухо- и водо- пропускаемости. Ответ - алманийанындыр. Су бурахмыр. На логичный вопрос моего сына, а остальные куртки су бурахырлар, продавец долго чешет затылок и моргает глазами... Конечно, я ожидал длинный список бенефитов (сам раньше торговал лыжными делами), оправдывающим столь высокую цену. Впрочем, откровенно говоря, я и не собирался брать эту куртку, видел в Германии точно такую же по 950 евро) Минус такс фри)
Еда (точнее единственный ресторан)
Гадость. Ничего съедобного и анризонабл дорого. Ценников нет, спрашиваешь прайс - возьмите, на кассе скажут. На кассе одно и то же блюдо стоит в разное время дня по-разному. Зову начальника, приходит то ли индус пакистанского происхождения, то ли пакистанец индийского, и, после короткого базар-вокзала, цена становится прежней. После этого индопакистанец сообщает кассиру, чтобы больше его не звали, он ушел на намаз...Что делать? Рецепт тот же – открыть несколько мест общепита и сдать их в аренду. Хотя, понимаю, слово «здоровая конкуренция» малоприменимо у нас в стране…
Подъемники
Супер. Оборудование новое, современное, все рассчитано, все работает, хотя… По мелочам разница есть. Плохо то, что нет никаких табличек –что можно, что нельзя, где поднимать поручень, где сходить. Наши братья-лезгины, составляющие большую часть работников курорта, явно испытывают кризис общения. Только их и слышно. Высота кабинки над уровнем земли – метров 7, они уже кричат, поднимай, поднимай! Подъезжаем к станции – выходи, выходи! Остановился на трассе, жду ребенка, подъезжает, все нормально, все хорошо? Да, все отлично, отстаньте уже) В Европе персонала практически не видно, и тем более, не слышно. Везде предупреждающие таблички, надписи, читайте, следуйте инструкциям.
Трассы
Их мало. Хотя обещают построить еще. Те, что есть – неплохо продуманы, хотя красные трассы, скорее, не красные, а темно-голубые. Ну, то есть, синие) Главный плюс – людей мало! Трассы свободные! Трудно представить себе, чтобы в Альпах, в выходные дни можно было без очереди попасть на подъемники, прокатиться и не встретить практически никого. Только несколько иностранцев и «наших продвинутых» лыжников. Плюс братья-лезгины, которые, кстати, очень неплохо научились кататься. Минусы? Многие горячие головы, еще не успев потренироваться, как следует, внизу, рвутся вверх и создают опасность для себя и, кстати, для других. Один раз меня чуть не сшиб мужчина, несшийся на огромной скорости, не умевший поворачивать или тормозить. В итоге он снес забор и, кажется, сломал себе руку(( В другой раз мужик вылетел с лыжни и шлепнулся об столб да так, что тот (столб) закачался. Результат - разбитое лицо. Еще плохо то, что не все столбы достаточно окружены защитным забором и предупредительными надписями. Кстати, там, на горе, было бы хорошо открыть пару питейных заведений, сделать громкую музыку…
Люди
Странно было видеть большую очередь на подъемниках из желающих прокатиться в оба конца. Ну, то есть, без лыжного спуска. В Альпах на большинстве станций это даже запрещено. Некоторые арендовали лыжную экипировку, даже каски и гуглы, чтобы просто подняться, сделать пару снимков для фейсбука. Несколько раз я видел молодых девушек в джинсах в обтяжку (рискну предположить, для меньшего сопротивления воздуха на больших скоростях) и в красных сапогах на каблуках (с целью помочь машинам разрыхлить снег на лыжне). Что касается сильного пола, думаю, большинство из туристов – йейиб-ичен ушагларды, желания научиться кататься на лыжах я у них не почувствовал. Надеюсь, никого не обижу, предположив, что виной этому - наша ментальность. Ну, и, смещенный вниз центр тяжести, что ж поделаешь, восточная фигура) В Европе подъемники начинают работу в 7.30, у нас в 9 утра. Думаю, и это рано) Те, кто предыдущим вечером жили-были-ели-пили подтягивались к лыжне к 11 утра. Несколько раз видел наверху в дупель (!) пьяных (куда смотрит милиция?) Это не есть хорошо, работникам станции нужно проводить некий отбор, фейс-контроль…
Из личного
Сын катается супер, даже лучше меня) Может, кто запомнил его – желтые штаны, красный флис, весь такой кучерявый. Одно плохо, когда его спрашивали, кто его так научил, в ответ забывал, гад, тыкать в мою сторону) Часто к нам подходили люди с просьбой показать, как надо держаться, как ехать, как тормозить. Трудно объяснить с первого раза. Возьмите тренера. Это лучший вариант, как мне кажется. К тому же, курсы стоили не так дорого в сравнении с Австрией и даже Андоррой.
Конклюжн
Эта статью взял из форума Диспут, прошу модераторов опубликовать здесь
|