Гъумгъумами табасаранцы называют жителей хивских и нижних табасаранцев (Табасаранского района), а живущих горах - гъумцIуллами. Испоков веков горные предки называли себя гъумцIуллами.На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные политические образования - племенные объединения. С IV в. до н. э. по II - III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. В последующие века жителям Табасарана пришлось бороться против сельджуков и татаро-монголов. ![]() Против иноземных завоевателей табасараны выступали всегда совместно с остальными дагестанскими народами. В XV-XVI веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана. Оно включало в себя не только территорию, населенную табасаранами, в его состав входили некоторые современные лезгинские и азербайджанские аулы. На протяжении XV-XVII вв., как и в предыдущие века, табасараны вместе с остальными дагестанскими народами вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других завоевателей. По-прежнему табасараны находились в разносторонних взаимоотношениях с даргинцами, лезгинами, азербайджанцами и др. дагестанскими народами. В XI-XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Карахи, Рад-жаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. ![]() Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами. Название книги - "Диндин асулар шубуб - иман, ислам, суннет ву” ("Иман, ислам, суннет - основные черты религии”). В XVII - XVIII вв. создавали свои труды ученые Хасан ибн Рабадан и его сын Гаджи-Магомед из Зирдага. Они сыграли большую роль в культурном развитии не только табасаран, но и других народов Дагестана.Видным представителем дагестанской культуры был известный табасаранский поэт Мирза Калукский (1697 - 1741). По данным XVIII - первой половины XIX в., Табасаран распался на владения майсума, кадия и на ряд союзов сельских обществ. Основными занятиями табасаран оставались земледелие, скотоводство и различные промыслы и ремесла. Во второй половине XVIII - начале XIX в. отношения табасаран с Россией, как и всех остальных народов Дагестана, усиливаются. Следствием всего этого явилось присоединение Табасарана к России в 1806 г., а Дагестана - в 1813 г. Однако жизнь табасаранского народа, как и остальных, не улучшилась. В XIX в. табасараны вели антиколониальную борьбу против царизма, а также против местных владетелей. С завершением антиколониальной борьбы в Дагестане были образованы округа. Население Северного Табасарана вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а Южного - в Кюринский. В пореформенный период социально-экономическая жизнь табасаран характеризуется некоторыми сдвигами в развитии производительных сил. Получили дальнейшее развитие отдельные отрасли кустарных промыслов. Малоземелье, низкий уровень развития производительных сил, тяжелые условия жизни привели к росту у табасаран промышленного и сельскохозяйственного отхода. ![]() Сотни табасаран отправлялись в Дербент, Кизляр, Грозный, Баку и другие города, области. Когда иностранные интервенты и внутренняя контрреволюция развязали гражданскую войну, табасараны, как и остальные дагестанские горцы, поднялись на борьбу против внутренних и внешних врагов. Войны с иностранными интервентами дагестанским народам стоили больших потерь и лишений. Многие табасаранские аулы были разорены и разрушены. Посевы и количество скота сократилось наполовину. В аулах царил голод, свирепствовали болезни.В первые годы Советской власти местными органами власти и управления были окружные и участковые съезды Советов, сельские и соответствующие исполкомы. При окружном исполкоме функционировали отделы народного образования, военный, земледелия, здравоохранения и пр. Они подчинялись исполкому и соответствующему наркомату. В округах появились и крестьянские комитеты, которые организовывали взаимопомощь при неурожаях и стихийных бедствиях, обеспечивали маломощные и батрацкие хозяйства продуктами питания, семенами. В табасаранских аулах были построены лесопильные заводы, создавались пункты фруктосушения. Велась также работа по восстановлению и кооперированию кустарной промышленности. Уже в 1921 г. были организованы десятки товариществ по объединению кустарных артелей. В табасаранских аулах проводилась работа в области культурных преобразований: по созданию новой советской школы на родных языках основных народностей Дагестана, по подготовке педагогических кадров, строительству школьных зданий, клубов, кинотеатров и других учреждений.Важнейшим этапом в истории всего табасаранского народа было образование в 1929 г. Табасаранского района. До образования района территория северного Табасарана входила в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а южный Табасаран - в Кюринский. По Конституции 1927 г. Дагестанская АССР состояла из 16 округов. В связи с тем, что старое административное деление задерживало культурное и экономическое развитие края, VI Вседагестанским съездом Советов было принято постановление об ускоренном проведении нового районирования на основании имеющихся экономических данных. В основу была положена четырехчленная система административно-территориального деления: сельсовет - район - округ - республика. В результате дальнейшего изучения экономики, культуры и этнического состава Республика Дагестан была разделена на 26 районов.7 Вседагестанский съезд Советов (16 апреля 1929 года) внес изменения в Конституцию Дагестана согласно новому районированию. Округа были упразднены. Был образован Табасаранский район с районным центром Бурганкент. В состав этого района входили табасаранские аулы нынешнего Табасаранского района и нынешнего Хивского района (до образования Хивского района). С 1934 года центром Табасаранского района становится селение Хучни.К началу весны 1930 года в Табасаранском районе функционировало 42 колхоза. Было начато строительство Арбакуранского фруктосушильного завода для переработки фруктов и овощей крестьянских хозяйств. Большим был удельный вес в экономике района и ковроткачества. В районе действовали ковровые артели в селах Кандик, Межгюл, Аркит и Хучни. Для артелей получали стройматериалы, пряжу и т.п.Большая работа проводилась по развитию культуры табасаран. Было решено перевести школы с арабской письменности на новый алфавит, созданный на основе латинской графики.Хотя вопрос о создании национальной письменности для табасаран обсуждался в 1927 г., еще до 1932 г. они не имели своей письменности. ![]() В создании табасаранской письменности огромны заслуги Г. Гаджибекова. На основе латинского алфавита составлялись учебники для табасаранских школ. Автором первых учебников был Т. Шалбузов. Большую роль в ликвидации безграмотности, создании школ в районе еще в 30-е годы сыграли Кахриманов Гаджи-Тагир, Асланов Рамазан, Гасанов Раджаб, Мусаев Кафур и др. Активными участниками ликвидации безграмотности в районе были Полов Урудж, Айдемиров Гасанбек и др. Еще в 20-х г. была создана газета "Голос табасаранца” на тюркском языке. В 1932 г. организована газета для табасаран в Бурганкенте, которая получила название "Уру Табасаран” ("Красный Табасаран”) и являлась органом Табасаранского райкома партии. В Табасаране появились свои поэты и писатели - А. Джафаров, Д. Раджабов, Б. Митаров и др. Составной частью культурного строительства явилось открытие клубов, библиотек, изб-читален и т.п. Уже в начале 1940 г. в Табасаранском районе было 17 клубов, 18 изб-читален, 2 библиотеки, радиоузел, обслуживающий райцентр.В 1941 г., когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, сотни табасаран вместе с остальными народами героически защищали каждую пядь родной земли. Тысячи табасаран за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами Отчизны, а также за самоотверженный труд в тылу награждены орденами и медалями Советского Союза. В послевоенные годы табасараны, как и все народы Дагестана, направили свои усилия на ликвидацию тяжелых последствий и дальнейшее развитие народного хозяйства и в целом республики.Большой рост в Табасаранском и Хивском районах получило ковровое производство. За высокое мастерство по изготовлению ковров Совет Министров ДАССР присудил 37 лучшим ковровщицам Дагестана дипломы мастера коврового производства первой, второй и третьей степеней. Среди известных ковровщиц - М. Эсрепова, Н. Алибекова, М. Магомедова, М. Тагирова, Г. Пачаева, У. Аскерова и др. В послевоенные годы в аулах открывались или расширялись медпункты, сельские аптеки, библиотеки, клубы, школы. Проявлялась большая забота о подготовке специалистов из числа табасаран. Они учились как в средних, так и в высших учебных заведениях в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и в других городах Советского Союза. Табасаранская национальная одежда ![]() Серьезное внимание придавалось подготовке сельскохозяйственных, медицинских и других работников. В системе народного образования в Табасаранском и Хивском районах, помимо местных учителей, трудились сотни учителей - представителей народов Советского Союза: русские, азербайджанцы, армяне, осетины и др. Следует отметить особую роль русских учителей, обучавших и воспитавших ряд поколений школьников, ставших впоследствии учеными, педагогами, агрономами. Сегодня у табасаран есть доктора наук, профессора: А. Юсуфов, Б. Ханмагомедов, С. Ханмагомедов, 3. Юзбеков, Н.Исмаилов, 3. Загиров, М. Алиев и др. Десятки табасаран стали кандидатами наук.Новых высот достигли поэты, писатели. В послевоенные годы дальнейшее развитие получила табасаранская литература. Образ современника раскрывается в произведениях А. Джафарова, М. Митарова, М. Шамхалова, А. Везирова, И. Шахмарданова, К. Рамазанова, Б. Раджабова, Ю. Базутаева, Ш. Казиева, А. Асланова, Ш. Шахмарданова, П. Касимова и пр. Большая работа проделана по дальнейшему развитию культурно-просветительных учреждений, печати, издательского дела, кинофикации и радиофикации. В Табасаранском, Хивском районах функционируют десятки библиотек и клубов, при домах культуры созданы коллективы художественной самодеятельности, которые выступают с концертами перед населением, разъезжают по селам, обслуживают животноводов и хлеборобов на полях и кутанах. Большим событием в культурной жизни табасаран стало создание народного театра в Хиве в 1960 г., а также в Хучни. На страже здоровья трудящихся -десятки медицинских учреждений и сотни специалистов.Мы не только наследники прошлого нашего народа, но и предки тех, кто будет жить после нас, обреченные на вечный их суд. Сейчас мы как бы заново вглядываемся в историю каждого народа. Равенство народов не должно быть лишь конституционной строкой. В нынешних условиях необходимо учитывать тот факт, что крупные перемены, происходящие в жизни нашей страны, неуклонный рост национального самосознания и этнического самоутверждения настоятельно требуют внимания и развития творческих сил всех народов и этнических групп. Источник материала и фото© |
Лента новостей
04.05.2023 21.04.2023 30.03.2023 27.03.2023 23.03.2023 23.03.2023 21.03.2023 20.03.2023 18.03.2023 16.03.2023 13.03.2023 09.03.2023 02.07.2022 13.06.2022 06.05.2022 05.05.2022 03.05.2022 02.05.2022 ОПРОС
Рекламные публикации
12.09.2023 11.08.2023 ЛезгиЯр на Facebook
Статистика
Наша Кнопка Онлайнда авайбур: 1 Мугьманар: 1 Иштиракчияр: 0 ![]() Сегодня нас посетили: |