Сенатор, олигарх и, наконец, самый богатый дагестанец Сулейман Керимов на днях оказался в центре внимания российской и зарубежной прессы. Как сообщил его помощник Алексей Красовский, Керимов передал все свое состояние в швейцарский благотворительный фонд Suleyman Kerimov Foundation. Отныне, подчеркнул Красовский, единственным выгодополучателем от деятельности структур, которыми ранее владел сенатор, станет швейцарский фонд.
Поскольку речь идет о «всех активах», очевидно, что фонд отныне владеет 40,22% акций «Полюс Золота» ($3,8 млрд) и 17,16% акций «Уралкалия» ($3,63 млрд). По данным журнала Forbes, за эти пакеты в 2012 году Керимову было выплачено $342,9 млн дивидендов. Представитель фонда Suleyman Kerimov Foundation подтвердил факт подписания бумаг.
По его словам, отныне по швейцарскому законодательству меценат не имеет права отозвать активы назад.
Причина, по которой Керимов принял столь неординарное решение, на первый взгляд очевидна — Совет Федерации одобрил законопроект, принятый Госдумой, согласно которому российские чиновники и депутаты парламента будут лишены права «открывать и иметь счета, вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ». После того как документ подпишет президент, чиновники и депутаты будут обязаны в течение трех месяцев избавиться от зарубежных активов. Выполнив данное условие, Керимов получил возможность сохранить место в Совете Федерации (еще месяц назад практически все ведущие российские СМИ единодушно предрекали уход Керимова из Совфеда).
Кроме того, отписав активы благотворительному фонду, дагестанский сенатор изыскал, пожалуй, единственную легитимную возможность не возвращать их на родину, чего так добивается власть — остальные представители финансовой элиты страны, к примеру, первый вице-премьер Игорь Шувалов, спешно начали переводить свои активы в Россию. «Непатриотичный», по мнению некоторых СМИ, поступок Керимова с точки зрения здравого смысла легко объясним — «пепел» Ходорковского и сегодня «стучит в сердце» каждого российского олигарха.
Очевидно, что при этом Керимов сильно рисковал, поскольку российская власть не любит, когда кто-то отклоняется от «генеральной линии». Единственное, что формально оправдывало Керимова, — фонд, в который он перевел активы, не был создан «под указ», а существовал до этого уже шесть лет. Поэтому реакция Кремля оказалась вполне сдержанной. Тем более что деньги олигарха будут работать на благотворительность в России.
«Поступок Керимова ничему не противоречит», — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
По его словам, сообщают «Ведомости», предстоит проанализировать, как вступивший в силу закон будет применяться и если будут выявлены «узкие места», то возможны ли какие-то изменения. Но в любом случае законодательство должно быть усовершенствовано в части появления трастовых моделей, которых пока нет, добавляет он. Если читать между строк, господин Песков намекает власть предержащим богатеям на то, что Керимов — первый и последний в ряду, а закон вскоре прирастет поправками, которые не позволят никому так вольно обращаться со своими деньгами.
По информации, размещенной на сайте Suleyman Kerimov Foundation (SKF), фонд финансирует проекты в сферах здравоохранения, спорта, религии, инфраструктуры и социального обеспечения. В 2011 году, к примеру, фонд распределил грантов на 44,36 млн швейцарских франков (47,41 млн долларов), в том числе 41% в религиозной сфере, 28% — в образовании и 15% — в спорте. В прошлом году фонд «Добродетель» получил от SKF 70 млн рублей на реконструкцию московской кафедральной мечети, а Покровский женский монастырь удостоился гранта почти на 32 млн рублей для строительства паломнической гостиницы.
Оплачивает фонд и расходы на паломничество в Мекку для мусульман из Дагестана. В частности, в позапрошлом году на эти цели было выделено 10 млн рублей. Деньги на проведение хаджа были выделены и в этом году. Также SKF часто помогает спортсменам, в том числе паралимпийцам, и спонсирует обучение талантливой молодежи.
Анализируя решение Керимова, финансовые и политические аналитики практически единодушно сходятся во мнении, что оно имеет под собой «двойное дно». Якобы сенатор готовит почву для участия в сентябрьских выборах в Дагестане. При этом одни эксперты предполагают, что он будет бороться за президентское кресло, другие — что он выступит в союзе с Абдулатиповым, создав тандем деньги — власть. Эксперты-экономисты, в отличие от своих коллег-политиков, считают, что Керимовым движут соображения выгоды. Высказываются предположения, что главное для Керимова — уход от налогов («скидка» на благотворительность на Западе очень ощутима), а также снижение налога на прибыль — общая ставка налога на прибыль корпораций в Швейцарии составляет 8,5%, при этом для благотворительных фондов она может быть снижена до 7,83% (в России налог на прибыль организаций составляет 20%).
Оценка политических амбиций Керимова — не наша епархия, хотя предположение, что он лично мечтает возглавить проблемную республику, годовой бюджет которой в разы меньше его активов, выглядит достаточно спорным. Другое дело — аспекты экономические. Тут у жителей Дагестана сразу возникает масса вопросов. Главное, что волнует жителей республики, — как решение Керимова отразится на судьбе проектов, которые его команда реализует в Дагестане.
Что касается «промышленного» проекта Керимова — Каспийского завода листового стекла, — то тут никаких проблем не предвидится. Свою долю (30%) сенатор внес еще до начала строительства, сейчас на площадке «работают» деньги Внешэкономбанка. Советник Керимова Джабраил Шихалиев уверен, что в августе, как и было запланировано, завод выдаст первое стекло. Не отразится решение Керимова и на его главном проекте — «Анжи», поскольку спорт входит в число приоритетов работы швейцарского фонда. Как сообщил «НД» советник Керимова Хизри Абакаров, который курирует в Дагестане строительство «Анжи Арены», реконструкция стадиона продолжается в штатном режиме (сегодня она уже вступила в завершающую стадию). По словам Абакарова, проходит согласование проект строительства отеля «Хилтон», который будет возведен рядом со стадионом. Ожидается, что работы на подготовленной площадке начнутся уже в начале лета. Очевидно, что ничто не помешает и строительству дагестанской базы «Анжи».
Получается, что единственным проектом, реализации которого может помешать отказ Керимова от своих активов, является проект реконструкции Махачкалинского аэропорта. Правда и тут, как говорится, возможны варианты. На недавней пресс-конференции генеральный директор «Авиалиний Дагестана» Мирза Омариев сказал о том, что реконструкцией аэропорта может заняться только дагестанец, поскольку проект этот очень затратный и прибыли инвестору не принесет. «Поэтому, сказал Омариев, — его надо рассматривать исключительно как благотворительный». Так что, повторимся, варианты есть, особенно если привязать проект реконструкции аэропорта к строительству империи «Анжи», в которую старое здание аэропорта, согласитесь, не очень вписывается.
ах-ха-ха сам сидит во властных структурах и ..."Кроме того, отписав активы благотворительному фонду, дагестанский сенатор изыскал, пожалуй, единственную легитимную возможность не возвращать их на родину, чего так добивается власть" , а может это в Швейцарии его настоящая власть?... мутно все как то...