В «живом журнале» вышла интересная статья о религиозной ситуации в Азербайджане. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с ней.
«С середины 2000-х годов радикальные течения в исламе - салафизм и ваххабизм – оказывают невидимое разрушающее воздействие на традиционные основы азербайджанского общества. Постоянно увеличивающаяся численность салафитов и ваххабитов, по подсчетам специалистов, на данном этапе варьируется в пределах 15 тыс. человек. Для ведения миссионерской деятельности, проповедей и богослужений ими используются около 65 мечетей, которые с 2003 года активно строятся в Азербайджане представительствами религиозных организаций стран Персидского залива.
Наиболее значимой из них является мечеть «Абу-Бекр», построенная в г.Баку отделением Кувейтского Общества Исламского наследия. Примечательно, что ее имамом является выпускник ваххабитского Всемирного Исламского университета» в г.Медине Королевства Саудовская Аравия Гамет Сулейманов, пятничные богослужения и проповеди которого посещают 5 тыс. верующих. (источник: azeri-man.livejournal.com)
По оценкам специалистов, неэффективность политики государства в национально-религиозной сфере, коррупция и произвол чиновников, отсутствие должного авторитета у Духовного управления Кавказа способствуют укреплению в обществе идеологии ваххабизма и салафизма. Наибольшее приятие догматы указанных течений получили в среде молодежи, о чем свидетельствует увеличение числа случаев перехода молодых людей их шиизма в суннизм. Молодым азербайджанцам импонируют взгляды салафитов и ваххабитов, «осуждающих» бюрократию и взяточничество.
В настоящее время наибольшую напряженность во внутриполитических процессах нашей страны вызывает радикальная группировка под названием «Лесные братья», действующая в районах компактного проживания лезгин, аварцев и азербайджанцев-суннитов. Несмотря на уничтожение основных членов группировки, боестолкновения систематически происходят в Кусарском, Кубинском, Загатальском, Кахском и Белоганском районах республики.
По мнению экспертов-этнологов, популяризация радикального ислама в северных районах Азербайджана обусловлена наличием высокого протестного потенциала среди дагестанских народов региона. Во многом этому способствуют запросы последних на создание национально-культурных автономий, которые рассматриваются нашим правительством как сепаратистские и создающие угрозу целостности государства. Поддаваясь национальным амбициям, лезгины и аварцы вступают в открытое противостояние с властями. В настоящее время национальные движения трансформируются, усиливая религиозные идеи. Помощь им в этом оказывают их дагестанские соплеменники, культивирующие радикальную идеологию.
Специалисты-исламоведы считают, что в нашей стране углубляются национально-религиозные противоречия, причинами которых являются: давление светских властей на верующих, борьба за мусульманскую общину страны между суннитами и шиитами, салафитами и суфиями.
Подводя итог, с точки зрения актуальности и особого значения религиозного фактора правительству следует немедленно заняться проблемами толерантности и веротерпимости. Недопущение укрепления чуждой для азербайджанского общества форм ислама и разрешение национальных вопросов должны быть в приоритетах государственной политики президента Азербайджана, являющегося гарантом стабильности развития страны, ее благополучия и целостности».
В свою очередь добавим: на днях Госкомитет по работе с религиозными организациями Азербайджана призывал салафитов соблюдать толерантность. Однако не поздновато ли? Ведь очевидно, что вирус салафизма прочно окутал своей, мягко говоря, неадекватной трактовкой ислама немалое количество наших сограждан. Бить тревогу по этому поводу по большому счету давно пора. С другой стороны, одними призывами, как и силовыми действиями, нельзя решить проблему распространения ваххабизма в Азербайджане. Ведь не будешь же всех бородатых людей в коротких штанах бросать в тюрьмы! То есть это тоже не выход из положения. Необходимы комплексные меры при этом, конечно же, власти не должны забывать и о кнуте.
Впрочем, не нам учить власть, как применять его… В отношении своих политических оппонентов они наловчились это делать. Но не это главное – важно суметь переломить ситуацию, при которой быстрыми темпами идет радикализация общества, в том числе и усиление религиозного экстремизма. А тут одних силовых методов недостаточно.
Кстати, «НВ» еще несколько лет назад указывала на то, что социальное расслоение общества, притеснение верующих, социальная несправедливость, коррупция, чиновничий беспредел, отсутствие развитых демократических институтов в стране и нежелания власти начать политические реформы ведет к радикализации общества. Также мы писали о том, что репрессиями нечего не решить. Однако власти, как всегда, уверены, что истина в последней инстанции - это они и есть, не желая прислушиваться к иному мнению. В результате мы пришли к тому что ваххабизм, без преувеличения, стал угрожать национальной безопасности страны. Ну а как еще прикажете комментировать создавшеюся ситуацию, если уже средь бела дня в центре города происходят вооруженные разборки между представителями религиозных течений. Тут вспоминается и взрыв в мечети «Абу-Бакр», и недавнее ЧП в Сумгайыте.
Но больше всего печалит тот факт, что некоторые наши граждане стали инструментом в чьих-то политических и иных играх. Да, речь идет об азербайджанцах, которые уезжают в далекую Сирию якобы на джихад. Ведь именно так оправдывают некоторые сторонники ваххабизма участие в боевых действиях в Сирии наших соотечественников. Правда, многие из них не находят ответа, например, на вопрос: «Можно ли считать джихадом войну мусульманина против мусульманина?» Или «Неужели Асад (при всех его диктаторских замашках) является главным врагом ислама?» А главное – «Как можно ехать в другую страну, чтобы воевать за какие-то утопические (создание халифата и тому подобное) и чуждые нашему народу идеи, когда в любой момент может начаться война по освобождению наших собственных земель - Нагорного Карабаха и семь прилегающих районов, оккупированных армянскими агрессорами?»
Хотя говорить о высоких идеях в сирийской войне как-то язык не поворачивается. Скорее тут речь идет о наемных бойцах, которые за деньги готовы воевать с кем угодно. Но от этого не легче. Ведь в Сирии погибают азербайджанские парни. И вот на днях на сайте моджахедов была информация о том, что погибли еще двое граждан Азербайджана - это уроженец Гусарского района, моджахед по прозвищу «Сейфуллах лезгин» и некий 18-летний Ниджат, студент первого курса. Спрашивается, зачем нашей молодежи гибнуть на чужой войне?
Назрела необходимость принять более действенные меры против идеологов распространения в Азербайджане чуждых и исламу, и нашему менталитету сектантских течений, в частности - ваххабизма. И, конечно же, здоровая пропаганда традиционных религий послужила хорошим подспорьем в этой борьбе. Однако прежде всего сами священнослужители должны показывать пример честности, справедливости и элементарной порядочности. Ведь ни для кого не секрет, что одним из аргументов, которым руководствуются религиозные экстремисты, вербуя в свои ряды наших граждан, это отход от исламских ценностей представителей духовенства, увлеченность бизнесом священнослужителей, отсутствие их реакции на несправедливость, творящейся вокруг.
Хотя все вышеперечисленное имеет место быть, тем не менее это, естественно, никак не может служить оправданием для религиозного экстремизма. Управлению мусульман Кавказа и Комитету по работе с религиозными организациями, бесспорно, следует уделять пристальное внимание вопросам религиозного характера, а не участвовать в политических игрищах, делая политические заявления, как в этом преуспел, например, шейх уль-ислам Аллахшукур Пашазаде. Ему не к лицу навязывать гражданам свое мнение, указывая, за кого голосовать на президентских выборах. В конце концов, согласно Конституции, в Азербайджане религия отделена от государства.
Необходимо защищать несправедливо обиженных, то есть нужно поднимать авторитет местных религиозных деятелей. Ситуация на самом деле тревожная, ведь не зря же всемирно известные издания бьют тревогу по этому поводу. А причин для беспокойства предостаточно. Идея ваххабизма пленит аж целые семьи. И тут нужно что-то делать.
Итак, с легкой руки УМК и властей в целом политический ислам (ваххабизм) пустил корни и в нашей стране. Власти увлеклись борьбой с оппозицией, проморгав реальную угрозу государству. Пора уже позаботиться и о патриотическом воспитании молодежи, а погоня за золотым тельцом не способствует такому воспитанию. Дальнейшее промедление в проведении реформ в стране и наведении порядка в религиозном секторе смерти подобно. Ответственность в случае ухудшения ситуации ляжет и на власти, и на священнослужителей, и на всех нас!