Производить впечатление она может не только своими песнями, своим талантом. Роза и в жизни и в быту – человек большого размаха. У себя дома готовит вкусно, угощает щедро, когда едет в район к родственникам, забивает багажник машины гостинцами.
Но, в последнее время, ее известную певицу, народную артистку Республики Дагестан не так часто можно увидеть на наших концертных площадках. Дело в том, что уже года три Роза живет, можно сказать, между Москвой и Махачкалой. Там в столице живет и работает ее сын, и в последнее время, у самой Розы появились творческие планы и предложения по работе. Здесь ее дом, ее родные и близкие, друзья, а так же, верные почитатели ее таланта.
- Роза, ты какое - то время прожила в Москве. С чем был связан твой отъезд?
Так сложились обстоятельства, что мне надо было уехать, сменить место жительства, и я выбрала Москву.
- Москва город не простой там никого не ждут, трудно устроится, а мне помнится, ты уехала как то, вдруг. Ты уехала к друзьям и близким?
Нет, я стараюсь никогда не загружать своими проблемами друзей. Дело в том, когда я впервые приехала в Москву три года назад, можно сказать приехала на пустое место. Конечно, я ждала помощи от своих – лезгин проживающих в Москве, что как - то примут участие, помогут с работой или привлекут к какому-нибудь общественному делу. Но особо помощи я так и не почувствовала. Ну, приехала и приехала, и никому не пришло в голову спросить как я, и где я, устроилась ли вообще. Спасибо Кадыру Караханову, предпринимателю родом из Кусарского района. Он в первое время помог мне с жильем. Предоставил мне «люкс» номер в своей частной гостинице. Я думала, поживу недельку, пока найду квартиру. Но найти в Москве квартиру не так легко, как кажется. Я прожила в его гостинице месяц, и когда я предложила оплату, он ее не взял. Для меня в то время это было существенной помощью. Дай Бог ему здоровья.
Потом, у меня было масса свободного времени и большое желание работать. Еще в самом начале моего переезда в Москву, у меня возникла идея, заняться общественно полезной работой для своих земляков, проживающих в Москве. Было желание работать с детьми, учить их нашим народным песням, танцам, рукоделию. Я коврики могла бы с ними ткать, и вязать наши традиционные лезгинские джурабки, общаться с ними на родном языке. А ведь есть такая проблема у наших земляков, проживающих в Москве: родители увлеченные работой не замечают, как вырастают их дети, совершенно далекие от своих корней и культуры. Но организовать это в ФЛНКА, как я предполагала, оказалось не возможным, там проблема с помещениями, которые ФЛНКА сами арендуют. Но потом наш земляк политолог и публицист Руслан Курбанов организовал при общественной палате благотворительный фонд «Лезги лувар» и при этом фонде при его поддержке собираются открыть культурно-этнографический центр для лезгинской молодежи, проживающей в Москве. А с помещением нам помогает существующий уже более десяти лет в Москве фонд «Эльбрусоид»
Президент фонда «Эльбрусоид» Алий Тоторкулов он родом из Карачаево- Черкессии. Он так же является председателем Президиума Российского конгресса народов Кавказа. У них, как мы знаем, хорошие взаимоотношения с Русланом Курбановым.
Алий Тоторкулов в течение многих лет оказывает огромную поддержку фонду «Эльбрусоид», объявившего своей целью содействие культурному и творческому развитию, повышению качества образования карачаево-балкарской молодежи. При "Эльбрусоиде" действуют книжное издательство, студия документального кино, музыкальная и танцевальная студии, спортивный клуб. Каждые выходные они собираются вместе в Фонде и проводят встречи и занятия. Они приглашают своих первокурсников, поступающих в московские вузы, и организовывают им встречи со старшим поколением, уже сформированных успешных карачаевцев, которые говорят им: «вы здесь не одни, за вами - мы, но вы ведите себя достойно. Вы представляете свою республику и свой народ». Они очень друг друга поддерживают в отличие от нас…
- И так, ты хотела создать в Москве культурно-этнографический центр для лезгинской молодежи. А есть люди, которые откликнулись на эту идею?
На эту идею откликнулся, как я уже говорила, наш земляк, политолог и публицист Руслан Курбанов. А сейчас мне известно, что еще нашлись люди, готовые работать в этом направлении. И это радует.
- Роза, ты всю жизнь поешь, смело могу сказать с детства. Не может быть, что в Москве у тебя не появлялись творческие планы.
Что касается моих творческих планов, могу сказать - я познакомилась с московскими композиторами, нашла хорошего композитора - аранжировщика, записала несколько песен на русском языке. У меня было время, когда я хотела петь, а не было песен, которые хотелось бы петь.
И вот в моем репертуаре появились такие песни. Здесь в Москве бывают большие обще - кавказские концерты, мероприятия, на которые меня приглашают. Жаль, конечно, что там лезгинские песни не востребованы.
Поэтому в моем репертуаре появились песни на русском, на азербайджанском. Этим языком я владею с детства.
- Роза, скажи, пожалуйста, какое место у тебя ассоциируется с понятием Родина? Ты выросла ты Курахе, училась и сформировалась как личность в Махачкале. А Родина для тебя это где?
Трудно сказать однозначно. Это как раньше пели : «Мой адрес ни дом и не улица, мой адрес Советский Союз». А вообще, если быть откровенной, я то, родилась в Азербайджане, выросла в Курахе. Так вот, в смутные перестроечные времена я долго не ездила в Азербайджан, а потом после долгого перерыва поехала. Когда едешь по трассе от границы в сторону Баку, там есть святые места и источники, где мы остановились. Странно, но выйдя из машины, я тогда почувствовала запах Родины. А может это воспоминания детства вдруг хлынули. Ведь до шести лет мы жили в Баку, в Сальянах. Но родители мои оба из Кураха, там и сейчас живут мои близкие и родные люди, туда я езжу с особым чувством.
- Расскажи, пожалуйста, о своих родителях.
Отец мой Рамазан Курбанович Амрахов еще в молодости уехал в Азербайджан, работал простым рабочим – нефтяником, дорос до инженера, работал начальником участка, у него были высокие правительственные награды за хорошую работу. Его называли «уста Рамазан». Вспоминают, что он был рослый, красивый и щедрый человек. С мамой они познакомились случайно. Мама совсем молодой девушкой ездила к своему брату тоже нефтянику в Азербайджан помогать его семье с малолетними детьми. Это были послевоенные трудные годы. И как – то, через общих знакомых, они встретились и поженились. Жили в Нефтчала, в Баку, в Сальянах. К несчастью, отец еще молодым заболел онкологией. И умер тогда, когда его собирались повысить по должности, и нам собирались давать большую трехкомнатную квартиру в центре Баку. Но не успели мы ее получить. После смерти отца мама не захотела оставаться в Азербайджане, и мы вернулись в Курах, в дом, который отец купил еще при жизни. Нас детей было семеро. Помню, как маме было трудно, но она была очень сильным человеком.
- Роза, когда к тебе пришло решение стать певицей? В семье кто-то пел?
У отца слуха не было, но он очень любил музыку. И помню, что дома были инструменты: гитара, барабан, гармонь. Мама умела играть на гармони, и когда к нам приходили гости, папа уговаривал ее сыграть. Вообще, среди маминых родственников было много поющих, музыкальных людей. Про родственников по линии бабушки, маминой мамы, в селе говорили «Гурджияр» - грузины.
Мама моя Исли выросла в многодетной семье, причем, дети были от разных жен. Ее отец Велибег был по тем временам – образованный человек, он закончил медресе, знал хорошо арабский, персидский. Коран знал на слух. Но, несмотря на это, он дал согласие на то, чтоб его дочь училась в музыкальном училище в Махачкале. Тогда ездили комиссии по горам и селам отбирали талантливых юношей и девушек. Из Кураха отобрали троих. Маму, еще девушку и парня. Но, началась война, парня забрали на фронт, а девушки не поехали. Мама потом об этом всю жизнь жалела.
- Поэтому мама решила, что певицей должна стать ты?
Мама поощряла мое желание петь. Она разрешала мне выступать на праздниках в селе и в школе. К нам домой приходили заведующий отделом культуры района Курбан Гусейнов и директор дома культуры Гадис Гадисов, просили маму отпустить меня на межрайонные мероприятия. Я честно сказать, не любила, когда меня просили петь на публике. Но мама уговаривала, говорила: «посмотри какие люди пришли тебя просить, надо выступить за район». Да и ей самой нравилось, что я пою. Но, странное дело, когда я потом поступила в музыкальное училище, мама моя первая была против этого. Ей говорили родственники в селе «зачем ты ее одну без поддержки ( имелось ввиду без братьев) отправила в город. Надо ее вернуть и выдать замуж». Так и получилось, я бросила училище после второго курса, и вышла замуж. Вышла замуж за музыканта. И получается, что все - таки, хоть я и решила, что петь не буду – это не нравилось моему мужу, но все же, я не ушла далеко от этой среды. Шесть лет я не пела, но внутри меня все время нарастало как снежный ком, желание – петь песни. И эта нереализованность, не давала спокойно жить.
Еще до замужества, я участвовала в конкурсе «Новые имена», который проходил на нашем телевидении. Выиграть выиграла, но петь, так и не пошла. Не разрешали. Но приходит как - то к моему мужу, тогда музыкант-гармонист, а сейчас автор передачи на лезгинском языке на РГВК «Дагестан» Исамудин Ахмедов, они с моим мужем тогда были друзьями. Исамудин приглашает на свадьбу моего мужа, но обязательно со мной в качестве певицы. Это была свадьба сына Багаудина Ахмедова, члена Госсовета республики и нужна была певица. Исамудину удалось уговорить моего мужа, да и я сама уже поняла, что не петь просто не смогу. Я никогда не забуду эту свадьбу, я так пела, словно утоляла давно мучившую меня жажду. С этого момента я снова начала петь.
Пела с группой «Шадвал», и тут снова конкурс на ГТРК «Дагестан» на замещение вакантной должности артистки хора. Конкурс я прошла, и стала работать под руководством замечательного человека, художественного руководителя и дирижера хора ГТРК «Дагестан», Рамазана Гаджиева. Я ловила каждое его слово. Для меня эта была очень серьезная школа. Мне все было интересно, это была среда, которая меня развивала. Каждый день мы сдавали партии, пели на латыни, на всех языках народов Дагестана. А какой замечательный коллектив! В этом хоре пели такие легенды дагестанской культуры, как Рагимат Гаджиева, Муи Гасанова, Бурлият Ибрагимова и мн. другие. А совсем недавно, я переслушала все свои старые записи из архива Дагестанского радио, которые делались там двадцать лет назад. И знаете, я заново открыла для себя творчество композитора Магомеда Гусейнова. Я считаю, что его творчество заслуживает высокой оценки. Я испытала такую бурю эмоций, слушая эти старые забытые песни. Я позвонила ему и высказала пусть запоздалое, но искреннее признание и благодарность за его творчество.
- С кем из наших национальных поэтов и композиторов ты еще сотрудничала?
Я сотрудничала с Фейзудином Нагиевым, Арбеном Кардашевым и еще др. Одна из песен Нагиева « Ватан», сейчас особенно популярна, ее принимают на «Ура!» особыми аплодисментами. Фейзудина Нагиева я считаю человеком значимым для нашей национальной культуры. У яркой личности бывают и друзья, и сторонники. А еще больше врагов и оппонентов. Я уважаю его как патриота, как поэта, как ученого, и просто как человека, и считаю, что он заслуживает гораздо большего внимания и признания. Мне хотелось бы, что б песен на его стихи звучало больше, так как они наполнены настоящей возвышенной любовью к родине.
- Я помню твой последний сольный концерт, на котором присутствовала бывший министр культуры республики Дагестан Зумруд Сулейманова. Это было яркое запоминающееся зрелище. Скажи, пожалуйста, Роза, будут ли еще такие концерты, или ты все же хочешь заняться общественной деятельностью?
Нет, я думаю, у меня еще будет время, заняться общественно полезной деятельность, а пока я хочу петь. В конце мая нынешнего года я принимала участие в концерте проходившего в рамках Форума тюркоязычных народов в Турции. Я спела там две песни, на лезгинском и азербайджанском языках. И организаторы форума, из всего количества участников пригласили меня и наш дагестанский танцевальный коллектив на следующий праздник, который будет проходить в Анталии. Признаюсь, это тоже послужило для меня стимулом. У меня есть так же предложение провести здесь в Махачкале сольный концерт, состоящий из лезгинских народных песен, которые пели Рагимат Гаджиева, Дурия Рагимова, Айдунбек Камилов. Я хочу их исполнить под аккомпанемент национальных инструментов. Пока не могу сказать, где и когда это будет проходить, но я уже работаю над этим. И еще меня пригласили в состав жюри конкурса молодых исполнителей посвященного памяти Раджаба из Кукваза. Этот конкурс будет проводиться в Докузпаринском районе, при поддержке Главы администрации, за что ему большое спасибо. Проводится он в целях возрождения нашей национальной культуры. Так что, я думаю, лучшие песни, у нас еще впереди!