Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1081
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 42
Мугьманар: 42
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2017 » Октябрь » 15 » Основателю лезгинского театра Идрису Шамхалову - 140 лет (Посвящается)

08:13

Основателю лезгинского театра Идрису Шамхалову - 140 лет (Посвящается)


Основателю лезгинского театра Идрису Шамхалову - 140 лет (Посвящается) Основателю лезгинского театра Идрису Шамхалову - 140 лет (Посвящается) Основателю лезгинского театра Идрису Шамхалову - 140 лет (Посвящается) Основателю лезгинского театра Идрису Шамхалову - 140 лет (Посвящается) Основателю лезгинского театра Идрису Шамхалову - 140 лет (Посвящается) Основателю лезгинского театра Идрису Шамхалову - 140 лет (Посвящается) Основателю лезгинского театра Идрису Шамхалову - 140 лет (Посвящается) Основателю лезгинского театра Идрису Шамхалову - 140 лет (Посвящается) Основателю лезгинского театра Идрису Шамхалову - 140 лет (Посвящается) Основателю лезгинского театра Идрису Шамхалову - 140 лет (Посвящается)
Идрису Шамхалову - 140 лет.

Когда заходит речь об Идрисе Шамхалове, возникает вопрос, о ком же именно говорить: о Шамхалове-актере, Шамхалове-режиссере, Шамхалове-драматурге, Шамхалове-просветителе? Он был человеком многогранно одаренным. Ему выпала честь быть первым во всех областях лезгинского театрального искусства и в каждом он проявил себя настоящим мастером.

О его жизни и творчестве до нас дошли скудные сведения, но мы постарались восстановить его жизненный и творческий путь.

Жизненный путь

По достоверным источникам установлен год и место его рождения (к сожалению, мы не смогли определить число и месяц его рождения). Родился он в 1877 году в Баку в семье ахтынца Абдуразака – рабочего-отходника нефтепромыслов. Как все свои сверстники, Идрис учился в религиозной школе – моллахане, затем учебу продолжал в светской «русско-татарской» школе в поселке Сураханы. В годы учебы он вместе с отцом часто посещал бакинские театры. Под впечатлением увиденных спектаклей у него зародилась мысль о создании театра с постановками на родном языке. В 1905 году он вместе с группой единомышленников и при поддержке общества «Фарук» основал лезгинский театр европейского типа и поставил свою пьесу «Буржали» в Сураханы. Через год он организовал уже в родном селении театральную труппу под названием «Нури Ахты» и эту пьесу показал ахтынским зрителям. В 1920 году, после установления Советской власти в Дагестане, И. Шамхалов официально был утвержден режиссером Ахтынского советского театра. Особенно большую популярность принесла ему пьеса «Периханум», которая показывалась на сцене более тысячи раз.

По свидетельству современников, у И. Шамхалова, кроме вышеуказанных, были еще пьесы «Кавказская война», «Накануне», «Молодость» и другие, также увидевшие свет на сцене Лезгинского театра. К сожалению, они не дошли до нашего времени, из богатого драматургического наследия сохранилась только «Периханум». Односельчанин И. Шамхалова журналист Дашдемир Шерифалиев пишет: 

— «Как свидетельствует расписка, выданная ученым Г. Садыки родственникам И. Шамхалова, четыре (три на тюркском, одна на лезгинском языках) общие тетради рукописей И. Шамхалова сыном драматурга Джалилом Шамхаловым 10 ноября 1983 года были переданы в Фонд рукописей ДГУ».

Надо отметить, что заведующим Фондом рукописей ДГУ в то время был сам Галиб Садыки, он и принимал рукописи. Дальнейшая судьба этих тетрадей нам неизвестна.

Трое сыновей Идриса Шамхалова – Абдуразак, Джалил и Шамхал – воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Из них вернулся один Джалил. Печальная судьба сыновей плохо повлияло на здоровье великого деятеля театра. После получения вести об их гибели, отец скончался от разрыва сердца. Это случилось в 1944 году. Именем Идриса Шамхалова назван Ахтынский народный театр. На фасаде родового дома, в котором он жил, установлена памятная гранитная плита.

Творчество

Как мы отметили выше, первым произведением И. Шамхалова было «Буржали». Текст этой пьесы не сохранился. По словам старых актеров, все тексты пьес, поставленные на сцене Лезгинского театра, хранились до начала 90-х годов, однако впоследствии архив театра был уничтожен руководителем театра того времени. Чем он мотивировал свои действия, нам не понятно, хотя вполне ясно другое: это было кощунственным поступком с его стороны.

О «Буржали», первом произведении лезгинской драматургии, почти ничего неизвестно современному зрителю и читателю. Краткое содержание пьесы мне рассказала в 1994 году народная артистка РСФСР Шамси-Джахан Кухмазова. Герой произведения Буржали постоянно подозревает свою жену в неверности. Когда сводный брат жены приходит к ним в гости, женщина жалуется ему на мужа. Сводный брат ей говорит: «Сегодня я останусь у вас. Когда твой муж вернется и постучит в дверь, ты мне скажи: «Муж мой, смотри, кто стучится в дверь?» Так они и поступают. Ночью Буржали возвращается домой, видит, что дверь заперта. Он кричит: «Жена, открой быстро, это я, твой муж!» Жена не пускает его в дом. Говорит, что это не его дом, что он ошибся адресом. Буржали идет к соседу, старосте. Спрашивает у него, не этот ли его дом? Староста злится, думая, что он издевается над ним и выгоняет его. Буржали снова идет домой. На этот раз жена и ее сводный брат избивают и выгоняют его. Буржали спит в соседском сарае. Утром он снова приходит домой. Жена пускает его в дом и спрашивает: «Ты где был вчера и с кем провел ночь?» Между ними происходит ссора. В это время появляется сводный брат жены и объясняет ему ситуацию. Буржали обещает, что больше не будет подозревать жену.

Как видим, пьеса была написана по мотивам лезгинского фольклора. Автор хорошо знал лезгинский фольклор, мифологию, литературу и историю. Поэтому его произведения имели неизменный успех у зрителей. И. Шамхалов был и режиссёром-постановщиком спектакля, а также исполнял в нем одну роль. Постановка пьесы «Периханум» стала ярким явлением в лезгинской общественной жизни и в истории театра.

Приведем короткое содержание этой пьесы.

Периханум была дочерью зажиточного Гаджи Саяда. Во время совершения родителями хаджа в Мекку она остается на попечении соседки Мины и слуги Таптуха. Старуха Мина ради выкупа хочет выдать молодую девушку за богатого торговца Мислима, чему Периханум категорически противится. Чтобы отомстить ей, Мина распускает сплетни, что она якобы опозорила честь семьи. Сплетни доходят до отца и матери Периханум, которые находились на пути в Мекку. Они отправляют домой сына Мусу, чтобы он убил ее в лесу и оставил там. В это время правитель соседней области Али-хан был на охоте со своими подданными Визир Ахмедом и Дилдар-пашой. Увидев раненую девушку, они забирают ее к хану. Али-хан женится на неё. Проходит несколько лет. Периханум родила хану двух сыновей. Тоска по родине не дает ей покоя. Она просит Али-хана отвезти ее к родным и доказать ее честность и невинность. Али-хан был занят, и Периханум с сыновьями отправляется в путь с Визиром Ахмедом. В пути, оказавшись в лесу, Визир Ахмед пристает к ней с недостойными предложениями. Когда она не соглашается, он убивает двух ее сыновей. В отчаянии Периханум порезала себе палец и кровью написала письмо хану. Али-Чубан относит письмо к Али-хану и проводит Периханум до родных мест. Она переодевается в одежду дервиша и поет песни. Затем ее приводят во двор Гаджи Саяда, где она поет песни о своей жизни. Вскоре все узнали в ней Периханум и убедились в честности смелой женщины. Старуха Мина и Визир Ахмед опозорились перед народом и получили соответствующее наказание.

Спектакль «Периханум» долгое время оставался в репертуаре Лезгинского театра и постоянно шел с аншлагом. Роль главной героини в нем исполняли Рагимат Гаджиева, Света Асланбекова, Шемси-Джахан Кухмазова, Дурия Рагимова и другие. Последний раз к этой пьесе театр обратился в 2012 году. Главную роль в спектакле исполнила народная артистка Дагестана Фаризат Зейналова.

Интересно отметить, что Идрис Шамхалов до самой своей смерти в «Периханум» исполнял роль Али-Чубана. К сожалению, мы не располагаем полной информацией о всех исполненных им ролях.

Кроме своих пьес И. Шамхалов поставил также десятки пьес других авторов, в том числе «Кузнец Гаве» Шамсаддина Сами, «Цветы Кавказа» (автор неизвестен), «Несчастное дитя» Намика Кемаля, «Надир-шах» и «Невежество» Наримана Нариманова, «Гаджи Кара» Мирзы Фатали Ахундова, «Под властью адата» Гаджибека Гаджибекова, «Вязанка Мехри» Азиза Гамидова, «1823 год» и «Святая Мукминат» Аскара Сарыджа, «Разбойники» Фридриха Шиллера, «Родина» Георгия Мдивани, «Севиль», «Алмас», «1905 год» Джафара Джабарлы. По этим пьесам видны режиссерские интересы и масштаб его деятельности.

* * *

Велика заслуга Идриса Шамхалова в развитии лезгинского театрального искусства. Все свои силы и знания он отдавал развитию национального театра, оставив народу богатое творческое наследие. И режиссура, и драматургия его заключает в себе главную характерную черту – глубину, обстоятельность и масштабность мышления. Основная ценность лучших пьес и спектаклей, поставленных И. Шамхаловым, заключалась не только в их общественной, духовной и социальной значимости, но и в факторе выявления творческих возможностей актеров Лезгинского театра. Он живет в нашей памяти и будет жить в нашем театральном искусстве.

Азиз Мирзабеков,
кандидат филологических наук
Специально для «ЛезгиЯр»

Сцены из спектакля «Периханум»
По пьесе Идриса Шамхалова — 2012. 



















































Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:


Оставьте свой комментарий!
avatar