Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи
По этой причине, ни личность Хаджи-Давуда, ни его вклад в развитие лезгинской государственности не исследовались. Лишь с началом перестройки у нас появилась возможность начать изучение этих неизвестных страниц нашей истории. Именно в эти годы начали появляться первые научные работы, посвященные этой теме.
На сегодня лезгины уже много лет, как потеряли свою государственность. И наше общественное сознание, и наша историческая память начали все больше стираться. Но, несмотря на все это, своя государственность у лезгин была. Лезгины ее лишались на протяжении истории несколько раз, и несколько раз ее восстанавливали. И государство, воссозданное Хаджи-Давудом, было важным этапом в нашей политической истории.
Государство Хаджи-Давуда просуществовало недолго – всего лишь, в течение семи лет. Но оно самим фактом своего появления создало в истории прецедент, некий пример, некую политическую модель, на которую ориентировались лучшие представители нашего народа на протяжении всех последующих поколений. За примерами далеко ходить не надо.
Последовавшее за эпохой Хаджи-Давуда нашествие Надир-шаха в Дагестан было отмечено примерами невиданного героизма и стойкости лезгин в борьбе против кровавого тирана. Нет сомнения и в том, что начавшееся вскоре объединение лезгинских земель под руководством Фет-Али хана, также было связано с политическим наследием Хаджи-Давуда.
Более того, один из русских исследователей 19 века А. Комаров писал, что Хаджи-Давуд распространял духовное учение, сущность которого клонилась к реализации в государственной практике положений Ислама. Ведь Хаджи-Давуд, после совершения им хаджа в Мекку стал самой влиятельной духовной и политической фигурой в Лезгистане.
Оттого тот же Комаров полагал, что это духовное учение Хаджи-Давуда мало чем отличалось от идеологии освободительного движения горцев Дагестана и Чечни под знаменами Ислама в 20-50-е годы 19 века. А провозвестником этого нового этапа освободительного движения горцев начала 19 века стал еще один лезгинский лидер – шейх Мухаммад аль-Яраги.
На это же в той или иной степени указывали и некоторые другие авторы, намекая на несомненную параллель «Хаджи-Давуд – Мухаммад аль-Яраги». Учитывая то, что аль-Яраги родился спустя каких-то 40-50 лет после событий, связанных с движением Хаджи-Давуда, такую связь не только можно считать возможной.
Она должна была быть просто обязательной. То есть, с большой долей вероятности можно утверждать о связи, а может и полной идентичности, идеологий освободительных движений, происходивших в разное время под руководством Хаджи-Давуда и под предводительством учеников Мухаммада аль-Яраги – имамов Дагестана и Чечни Гази-Мухаммада и Шамиля.
Таким образом, Хаджи-Давуд и его политические достижения, на самом деле, оставили неизгладимый след в истории и сознании лезгинского народа. Этот след, конечно же, сохранится в исторической памяти лезгин. По-другому и быть не может. Ведь он был не только искусным политиком, выдающимся стратегом и полководцем, но и человеком высокой духовности.
Оттого Хаджи-Давуд даже через столетия не перестает удивлять своих потомков силой своего духа, ума, величия и прозорливости. Нас до сих пор восторгает сила воли этого человека, его целеустремленность и мужество. Поскольку он, пройдя через столько испытаний, преодолев столько трудностей, так и не подчинился ни воле турецкого султана, ни воле персидского шаха, ни воле русского императора Петра Первого.
Он проводил самостоятельную политику, свою независимую военную и политическую линию. Целью этой политики было возрождение государственности лезгинского народа и обретение независимости. Большое значение движение Хаджи-Давуда, сила его личности, как яркий пример из истории, приобретают сегодня в реализации справедливых требований лезгинской общественности урегулировать проблемы, связанные с разделенностью нашего народа.
Для достижения своих высоких целей Хаджи-Давуд даже пожертвовал своей жизнью. Вот эта самоотверженность, высокая степень самопожертвования ради духовных целей, ради обретения счастья для своего народа и должны, на мой взгляд, стать для современной молодежи примером для подражания. А сам образ Хаджи-Давуда должен стать для нас символом чести, высокого эталона духовности, мужества и беззаветного служения своему народу.
Абдулаким Батаев, кандидат исторических наук
Источник ФЛНКА
Ниже приведены схожие материалы: