Поддержим Лезгинский бизнес
Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 690
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 25
Мугьманар: 24
Иштиракчияр: 1
Одисей

Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Дагестан: стереотипы и реальность

11:51
Дагестан: стереотипы и реальность

Дагестан: стереотипы и реальность
Когда-то в высших учебных заведениях республики качество образования было выше в некоторых сферах 

Дагестан в последний год сотрясают бесконечные скандалы в сфере высшего образования. С начала года лишены лицензий именитые альма матер, в том числе и Дагестанский педагогический университет.
 
Репутация дипломов республиканских вузов испортилась относительно недавно. Когда-то специалисты с этими «корочками» котировались по высшему разряду. «Кавказская политика» вспоминает, чем были славны сыны Дагестана в те сравнительно недалекие времена. 

Начнем с тех профессий, которые сегодня оказались в самом низком статусе, – педагогики и медицины. Дагестанский государственный университет и Дагестанская медицинская академия обижены незаслуженно. Когда-то их выпускниками — учителями и хирургами — гордились. Отдельными профессионалами гордятся и по сей день. Но сами вузы хоть и дожили до наших дней, по части качества образования многое растеряли.

Педагоги прошедшие «ликбез»

В 1986 году Дагестанский педагогический университет не просто так признали лучшим в СССР. В те времена удостоиться такого звания было очень сложно. Однако вуз действительно был тогда кузницей кадров и играл роль значимого центра педагогического образования не только в Дагестане, но и по всей стране.

«Считалось: педагог с дагестанским дипломом прошел такую профессиональную школу, что устроится в любое учебное заведение. Дело в том, что во времена ликвидации безграмотности на Кавказ отправляли цвет педагогической научной мысли послереволюционной России, – рассказывает Алибек Карнаев, доктор педагогических наук. – В Дагестане и Осетии революция прошла относительно быстро, и начался мирный процесс. Плюс газовые скважины, морское сообщение, железнодорожные развязки... Сюда вкладывали лучшее, в том числе кадры. Они передавали опыт, знания и создавали научный потенциал республики».  

​Во времена ликвидации безграмотности на Кавказ отправляли цвет педагогической научной мысли послереволюционной России

В самом деле, послереволюционный, а затем и послевоенный период были для Дагестана годами становления интеллигентской прослойки и научных изысканий. Рос педагогический потенциал республики, сюда же стягивалось писательское сообщество, привлекаемое корифеями советской литературы — Расулом Гамзатовым и Ахмед-ханом Абубакаром. Эти мастера тоже внесли неоценимый вклад в становление филологического факультета и лингвистического образования в республике.

По крупицам была собрана уникальная библиотека научной литературы, которая сегодня называется Национальным фондом. Мало кто сейчас ценит потенциальные возможности своей республики. Педагоги стареют и уходят, а прийти им на смену попросту некому.

«Слом пошел как раз в лихие девяностые. Педагог –это же не просто профессия: учителя в Дагестане часто становились и воспитателями, и наставниками своим ученикам. А тут просто нечего стало есть. На рынок идти, но как? Это же отдельный психологический слом, понимаете?» – вспоминает Патимат Раджабова, педагог с полувековым стажем.

Она глубоко переживает то, что происходит в дагестанской педагогике, но понимает причины этого. «Нельзя ставить педагога в ситуацию выживания. Педагог должен быть примером, должен быть спокоен, а не задерган бытом», – сетует она. 

​«Нельзя ставить педагога в ситуацию выживания» - Патимат Раджабова

Она верит, что еще не все потеряно, что можно возродить былое величие. «Старые педагоги пока живы и готовы делиться и знаниями, и опытом, но насколько это нужно молодым? Если молодежь заинтересовать, зажечь – можно воспитать новое поколение. А молодежь у нас неплохая, просто все стали очень практичные. Сейчас работают за зарплату, а не за идею. Наверное, это правильно, но мы были другими», – вспоминает наша собеседница.

Хирурги от бога

Имена дагестанских хирургов Рашида Аскерханова и Салаутдина Атаева гремели на весь Союз. Они были новаторами и двигателями медицинского прогресса для своего времени. С большим успехом применяли новейшие технологии. Спасли сотни людей от неизбежной, казалось бы, смерти.

«Да, на самом деле было время, когда диплом ДГМА по статусу считали даже выше пироговского (Медицинского института им. Пирогова — прим. корр.), потому что преподавали практики, исследователи. Было организовано непрерывное и централизованное обучение непосредственно при больницах. Педагоги искали себе помощников, опору. Вкладывали в студентов душу. А сегодня для врача-практика его студент – это будущий конкурент. Такие времена», – объясняет кардиолог Сиражутдин Омаров. Сам он приехал в Астрахань больше 20 лет назад, будучи новоиспеченным интерном, а сегодня возглавляет отделение экстренной помощи. 

«Раньше педагоги искали себе опору. А сейчас для врача-практика его студент – это будущий конкурент» - Сиражутдин Омаров

Справедливости ради добавим, что Дагестан пока держит марку в медицинском обслуживании. По крайней мере, здешнюю офтальмологическую микрохирургию и пластическую хирургию считают лучшими на Северном Кавказе.

«Клиника им. Федорова, которую под собственное поручительство организовал медицинское светило Гамид Гамидов (он и возглавляет центр), держится пока на его руках и на его авторитете. А вот частная клиника «Высокие технологии», организованная сыном известного офтальмолога Исмаилова, смогла собрать команду профессионалов, – говорит Сиражутдин Омаров. – Туда ездят оперироваться, зная: там профессионалы высшей пробы. Но снова оговорюсь, коллектив в основном собран из старой школы. Молодежь на второстепенных позициях. Может, они и вырастут в мастеров».

Высокий авторитет дагестанской пластической хирургии тоже держится на отдельных именах. Правда, мало кто из нынешних практиков готов стать теоретиком, передавать накопленный опыт и знания. Мало желающих тратить свое драгоценное время на то, чтобы превратить свои наработки в научные труды.

«Это раньше мы писали монографии, каждую инновационную наработку обсуждали и передавали коллегам. Было важно оставить свой вклад. Сейчас молодые люди ценят свое время, они не готовы тратить его на других. Поколение потребления, все себе, только себе», – сетует Омаров.

Автор: Юлия Разбежкина
Источник: «Кавказская политика»




Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Оставьте свой комментарий!
avatar