Лента новостей
Загрузка...
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 161
Поддержка проекта «ЛезгиЯр»
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 57
Мугьманар: 56
Иштиракчияр: 1
РОМАН

Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2019 » Май » 24 » Ярали Яралиев: «Я проник в святой мир древности лезгин и лезгинского языка»

19:40
Ярали Яралиев: «Я проник в святой мир древности лезгин и лезгинского языка»

Ярали Яралиев: «Я проник в святой мир древности лезгин и лезгинского языка»
Говорить о человеке, рассуждать о его творческих достижениях всегда приходится с оглядкой на некоторые условности. Конечно, каждый из нас, составив у себя некоторое представление о человеке, будет так же исходить из них. И в этом нет ничего удивительного. Люди науки отличаются от обычных людей, прежде всего тем, что к ним надо подходить исходя из их «научной» биографии. Ярали Яралиев, доктор технических наук, профессор химии, последние 25 лет интенсивно занимается такой далекой от химии областью знаний, как история народа лингвистика, древние письменности. Сказать, что человек занимается не своим делом, значит не понимать его, говорить с ним на другом языке. А люди науки требуют к себе бережного отношения. Мы никогда не поймем их, если не постараемся взглянуть на мир их глазами. И когда ты ближе с ними знакомишься, начинаешь с ними говорить с позиции тех научных и человеческих высот, на которых они обитают, становится ясным и открытым то, в какие интеллектуальные и эстетические глубины они погружаются каждодневно в своих поисках истины и смысла жизни. Принято думать, что физики и химики - люди, если не черствые душой, то далекие от гуманитарных проблем.«Химия- это то, чем занимаются химики в свободное от работы время», - однажды съязвил один нобелевский лауреат. Да, нет же! - должен воскликнуть я! Нет, конечно! Потому что жизнь и научная деятельность Ярали Алиевича опровергают это остроумное замечание знаменитого нобелиата. Погружение в тайны мироздания, соприкосновение с такими тонкими духовными сферами, как история, культура и язык народа, сделали из химика и естествоиспытателя не только философа, но и нравственно чистого, свободного в мыслях и чувствах человека и патриота. Во всем этом я и хотел убедиться, когда брал интервью и беседовал с ним, с одним из самых известных и активных своей творческой биографией ученых-лезгин современности.

Ф.О . Вас сейчас знают многие не как учёного-химика, автора оригинальных научных исследований по йодсодержащим соединениям, а прежде всего как автора дешифровок «Алупанской книги», «Фестского диска» и других древних письменных источников. Хотелось бы знать, как вы сами себя позиционируете?

Я.Я. Области наук, в которых, по иронии судьбы, я очутился, совершенно разные: химия относится к естественным наукам, а история и языкознание к гуманитарным; для первой характерна точность, доказанная многочисленными экспериментами, а вторая изучает духовную, общественную и культурную деятельность человека. Общность этих областей наук заключается именно в термине НАУКА, как человеческой деятельности, направленной на изучение объективных знаний о действительности. 

Исследователь точных наук должен получить на эксперименте то, что никем не получено, а историк должен сосредоточить внимание на отдельных проблемах, основываясь на известные исторические документы. Я, как химик-исследователь, занимался разработкой научных основ для нового технологического процесса получения йода. Мой научный руководитель проводил электролиз концентрированных йодидных растворов в присутствии диафрагмы, так как при ее отсутствии полностью получить йод представлялось невозможным, из-за его восстановления обратно в йодид на катоде, а диафрагма при электролизе заводских загрязненных растворов забивалась органическими примесями. И представьте, мне удалось разрешить это «невозможное» - полностью выделить кристаллический йод из йодидных растворов электролизом при отсутствии диафрагмы.
Дешифровка «Алупанской книги», естественно, не основана на законах химии. Все мои оппоненты именно на этом строят свои претензии, хотя я уже свыше 25 лет занимаюсь лингвистикой. В молодости, занимаясь различными ребусами, у меня сложился свой метод чтения неизвестного письма. Мне вспоминается случай, когда я полностью прочитал письмо моего сокурсника, написанное совершенно мне незнакомыми буквенными знаками, придуманными из различных геометрических фигур. Об этом методе я писал неоднократно. Вот и подумайте: чем можно объяснить способность одного человека впервые получить йод электролизом без диафрагмы и дешифровать никем не прочитанную загадочную «Алупанскую книгу»?  

Здесь следует напомнить вышеупомянутый обобщающий критерий понятия «наука». Человек, занимающийся в любой области науки, должен обладать всеми качествами ученого человека, из которых особое место занимают способность проникать в глубину изучаемого вопроса, иметь острый логический ум, руководствоваться научной этикой, т.е. быть честным, соблюдать точности и достоверности полученных данных и, наконец, умение обобщать свои данные с известными научными достижениями. Следовательно, моя позиция – всегда оставаться приверженцем науки.

Ф.О. Как бы там ни было, вы человек очень высокой научной эрудиции. Соответственно, для вас любая деятельность как творческое явление всегда загадка, которую вы разгадываете. Как вы думаете, что важнее для учёного: сила мысли или сила духа? разум или фантазия? трезвый расчёт или сухая прагматика?

Я.Я. Окружающий нас мир полон загадок, но известная науке, разгаданная часть этих загадок составляет мизерную долю существующих в природе тайн. Даже укоренившиеся в науке теоретические знания рушатся, когда появляются новые факты революционного характера. Наука, всегда стремящаяся к разгадкам природных тайн, иногда становится твердой крепостной стеной к раскрывшимся тайнам. Такое упорное сопротивление науки к новым открытиям порой задерживает прогресс самой науки. Как должен поступить ученый человек в таких ситуациях? Какими научными или духовными критериями должен вооружиться ученый в защиту своих научных открытий? 

Здесь, в первую очередь, существенной является сила мысли: как ты сам понимаешь суть твоего открытия, в чем заключается смысл твоей новизны? И самое важное - как можно направить эту мысль, т.е. совокупность своих внутренних размышлений, к читателю, окружающему миру? Действительно, совершать открытие одно, а изложить его новизну в доступной форме - другое. В этом отношении, сила мысли должна подкрепляться силой духа. Никогда новое в науке не воспринимается на «ура!», наоборот, оно встречается с упорным сопротивлением, как я сказал. Противостоять этому сопротивлению может человек с прочными нравственными качествами, сформированными с помощью упорства в преодолении трудностей, т.е. иметь достаточно высокую силу духа. 

Что касается других категорий, ученый человек должен обладать не только разумом и трезвым расчетом, но и способностью пофантазировать. Ведь почти все крупные научные достижения, особенно революционного характера, вначале выглядели фантастическими. Вчерашняя фантастика гелиоцентрических основ строения нашей планеты, сегодняшняя аксиома для школьников. С прагматизмом, если его принимать как исследование вопроса только во внешних чертах, без раскрытия внутренних связей, я встречался при знакомстве с существующими дешифровками древних надписей («комбинаторный метод»), с чем я категорически не согласен.

Возьмем тот же самый «Фестский диск». Существует несколько десятков вариантов его дешифровки комбинаторными методами, но остаются безответными все вопросы: какая сторона «диска» лицевая, в каком направлении читается надпись, на каком древнем языке написан текст, какой современный язык может стать ключом для дешифровки, какая связь между рисунками и текстом, почему произведены исправления пока глина была еще сырая и т.д. Ответы на все эти вопросы можно получить в варианте моей дешифровки: сторона, в центре которой написано «Аси» (верховный бог пеласгов), является лицевой, письмо читается с центра к краям «диска», текст написан на языке пеласгов, догреческого населения Балканского полуострова, современный лезгинский язык является ключом для дешифровки, даже исправления в тексте соответствуют тонкостям лезгинской грамматики (слово «хьуй» "пусть будет сейчас, в данный момент" заменено словом «хьурай» "пусть будет всегда, во всех случаях"), связь между рисунками и текстом акрофоническая: от названия каждого рисунка выделяется первый открытый слог, из них составляют слова, предложения и весь текст.

Ф.О. Задумывались ли вы о том, чем вы могли бы заниматься, если не наукой? И почему химия?

Я.Я. Средняя школа дает общие знания, при помощи которых абитуриент может выбрать любую профессию. Стать хорошим учителем, обучать науке, приобщать детей к знаниям, - всё это было моей детской мечтой и поэтому выбор учительской профессии был для меня естественным. Но а то, что я буду учителем химии, было продиктовано, скорее всего тем, что в нашей сельской школе не было учителя химии, нам её преподавал учитель биологии. 

Ф.О. Что заставило вас, сельского паренька, окончившего педагогический вуз студента, вместо безбедного существования и жизни советского учителя замахнуться на мир неведомых научных исследований? 

Я.Я. После окончания вуза (1964 г) я собирался работать в своей родной школе и в какой-то мере быть помощником, опорой для своих престарелых родителей. Но увы… меня отправили в восьмилетнюю школу далеко от родного села, хотя в нашем селении была средняя школа и не было учителя химии. Через год с разрешения своих родителей я поступил в аспирантуру в АН Азерб. ССР по специальности «Электрохимия» и оказался в объятиях науки. Защитил диссертацию кандидата химических наук в Баку (1969 г) и доктора технических наук в Днепропетровске (Украина, 1988 г). 

После защиты кандидатской диссертации я вплотную занимался внедрением разработанной мной технологии получения йода в промышленность. Меня вдохновляло одобрение моего метода на йодных заводах, Президиумом АН, а также то, что моим методом заинтересовались специалисты нескольких зарубежных стран. Моя электрохимическая технология имела серьёзные преимущества перед существующей с 30-х годов примитивной, многоступенчатой технологией с большими потерями йода. На пилотной установке, собранной на Бакинском йодном заводе, нами были получены поразительные результаты. Однако, для внедрения новой технологии требовалось разрешение Главка – Объединения «Союзйодобром» (г. Киев) и научного центра ВНИИйодобром (г. Саки, Крым).Почему-то, к моему удивлению, в этих инстанциях я встретился с упорным сопротивлением и нежеланием внедрять «чужую» технологию. Вот где требовалась сила духа и настойчивость в достижении своих целей. И мне удалось поднять вопрос до уровня Министерства химической промышленности СССР (г. Москва), куда были приглашены представители из Объединения и ВНИИйодобром и было поручено им подготовить полный проект заводской установки для внедрения метода на Бакинском йодном заводе. Наконец, проект был готов, хотя он сильно затягивался, я был окрылён своим успехом. И вдруг… СССР распался, все мои надежды рухнули... заглохло внедрение.

Но судьбе было угодно преподнести мне новые сюрпризы... В журнале «Лезгистан» (г. Махачкала) была напечатана копия одной неизвестной книги, написанной албанской графикой. Мне, человеку, привыкшему что-то постоянно изобретать, разгадывать, решать, в эту минуту, когда радужные надежды уже не согревали душу, захотелось увлечься чем-то серьёзным.. Я увлёкся этой загадочной вязью и, представьте себе, за короткий промежуток времени я нашёл удивительный ключ к разгадке этого письма. Позднее мне достались все 50 страниц этой книги, названной мной «Алупанской книгой». Текст был дешифрован, переведен на русский язык и опубликован. В результате поиска других албанских надписей, я обнаружил «фестский диск». Впоследствии мне удалось прикоснуться к удивительным и таинственным страницам нашей истории, я проник в увлекательный, чрезвычайно интересный, никем не исследованный СВЯТОЙ МИР древности лезгин и лезгинского языка.

Ф.О. Какие образовательные и воспитательные традиции были в вашей школе? Я знаю, что из стен школы вышло очень много одарённых и знаменитых людей, прославивших село и свою школу... Что, у вас в школе были такие сильные учителя?

Я.Я. Свято почтить своих учителей – долг каждого человека, независимо от его нынешнего положения и карьеры. У каждого учителя свой характер, своя методика преподавания. Я с глубоким уважением вспоминаю этих мудрых, ныне покойных, людей. В моей памяти, в основном, осталась их образовательная деятельность, и конечно же, воспитание передавалось через образование. Чтобы дать правильное образование, учитель сам должен быть образованным, знатоком своего предмета. Помню, когда я учился в аспирантуре, приехав в родное село, я заглянул в школу. Учитель химии, зная, что я электрохимик, говорит мне: «Мы собрали гальванический источник тока, но не знаем, как его запустить». Я спросил: «У вас есть серная кислота, он хорошо работает в серной кислоте». Тут подошел к нам всеми нами уважаемый, учитель всех учителей, Сархат муалим (я склоняю голову перед его памятью) и сказал: «Не надо никаких кислот, принесите горсть поваренной соли и он будет работать». Я – специалист по гальваническим элементам, приятно был удивлен знаниями Сархат муалима. Вот такие удивительные были у нас учителя и как могли не вырасти у них одарённые дети. У таких учителей и ученики были грамотными.

Ф.О. Когда у вас появился интерес к истории и культуре народа?

Я.Я. С дешифровкой древних письменных памятников наших предков.

8. Кто для вас являются научными и человеческими авторитетами?

Я.Я. Если бы мне задавали этот вопрос, когда я был «чистым» химиком, то я бы затруднился на него ответить. А теперь, когда я не только узнал, но и поближе почувствовал древнюю историю и богатую культуру наших предков, я с гордостью называю тех, кто жил и творил для блага своего народа. Это из нашей давней истории Гьажи Давуд Муьшкуьрви, из недавней истории Забит Ризванов, а из современников Имам Яралиев.

Ф.О. Как вы считаете, если человек обладает выдающимися научными и интеллектуальными достижениями, можно ли ему простить чисто человеческие недостатки? Знаете ли вы таких великих людей, которые являют собой пример в творчестве и жизни?

Я.Я. Мне кажется, что творчество становится в жизни человека существенным фактором его биографии, когда он живёт в своих творениях, не отделяет свою жизнь от творческой. Среди творческих людей иногда встречаешь таких представителей, у которых личный характер резко отличается от творчества. Есть поэт, раскрывающий свою душу в своих стихах, и есть поэт, у которого амбициозность превалирует над  творческим духом. Когда творческий человек обуреваем личным, во всём видит только свою персону, такой человек мне кажется ущербным по своей натуре и окружающие будут страдать от особенностей его характера. Прощать ли ему его недостатки? - вопрос риторический... По-моему, эгоизм в творчестве – это не чисто человеческий недостаток, а зло, которого надо остерегаться. Таких людей простить нельзя. Поэтому, чтобы выбрать для себя кумира, недостаточно знать только его творчество.

Ф.О. Что вы знаете об истории своего села, семьи? Я слышал, что в вашем роду был очень выдающийся человек... 

Я.Я. Я родом из села Верхний Тагирджал Кусарского района Азербайджана. В газете «Самур» (г. Баку) я когда-то прочитал небольшой исторический очерк о нашем селении. Но этот материал абсолютно недостаточен, так как древнейший период истории нашего селения никем не исследован. Во время оползней почвы в нашем селении не раз подвергались серьёзным изменениям, выводя наружу трехъярусные могилы, и даже кувшинные погребения! Как известно, погребения покойников в крупных кувшинах уходят в глубокую древность – Египет и Месопотамия (IV-III тыс. до н.э.), Малая Азия (III-II тыс. до н.э.), на территориях современного Дагестана (II тыс. до н.э.) и Азербайджана (до I в н.э.). Даже исходя из кувшинных погребений, нашему селению 1800-2000 лет. Это видно из этимологии названия селения, в котором составляющие его слова не сохранились в современном лезгинском языке. Известно, что современное селение – это объединенный союз семи соседних селений, которые решили жить вместе, чтобы обезопасить себя от иноземных нашествий. Слово «ТIагьирджал» состоит из трех составляющих: «тIагь» (духовная сила), «ир» (делающий, - современное лезгинское «ийир», «ийидин»), «джал» (объединение, союз, - лезгинское «джалгъа» - сустав, соединение). Итак, «ТIагьирджал» - союз, придающий силу. Существующие варианты: араб. «Тагьир» - "чистый"; "ричал"- "мужчины" -духовно чистые люди; или же связать его с именем одного дагестанца «Тагьир» и «чIал» - "язык" (по предложению Тагьира) не соответствуют действительности. Они явно более поздние выдумки.

Каждое из объеденившихся селений вошло со свои тухумом (родом): ГуьнчIеяр, Келтияр, Пурцуяр, Сирияр, Талтахар, Хашалар, Шадияр. Мы – из рода «Пурцуяр». О нашей большой семье - «Большая семья Яралиевых» (во второй половине XIX в. семейная община Яралиевых насчитывала 62 человека) писала известный этнолог С.С. Агаширинова («Материальная культура лезгин XIX-начало XX вв, Москва, 1978»). Кстати, фамилия «Яралиев» идентична с древнеримским родом «Аурелиев» («Аврелиев»). Был даже город в Этрурии Aurelium forum. Род АВРЕЛИЕВ продолжался до III в.н.э. Первая часть этой фамилии, т.е. «Аур» (от «Аврора»), и первая часть фамилии «Яралиев», т.е. «Яр», означают ‘Утренняя заря’.

Мой отец мне надиктовал нашу родовую схему до 7-го колена: Али (?) - Имирали (1790-1795) – Мамали (1815-1820) – Нуьдуьрали (1840-1845) – Ярали (1865-1870) – Али (1890) – Ярали (1941). Здесь упоминаемый Имирали – тот самый общеизвестный поэт Тагьиржалви Имирали (1790-1846), ученик Магомеда Ярагского, друг предводителя кавказских горцев Имама Шамиля, ученого Абдуллаха Алкадарского и историка Аббас-Кули-Ага Бакиханова. Имена Имирали и Муминат (супруга Имирали, племянница Магомеда Ярагского) в нашем роду повторяются неоднократно. 

Когда я работал в Баку, известный исследователь и филолог Мовлуд Ярахмедов мне однажды признался, что обнаружил в рукописном фонде АН свыше ста стихотворений Имирали. Он также отметил, что на некоторых из них имя Имирали было зачеркнуто и заменено другим именем. Он, к сожалению, не назвал мне имя плагиатора и не отдал мне эти стихотворения. Часть из них он впоследствии опубликовал в отдельной книге (она называется, по-моему, "Дары Дагестана") . Какова была их дальнейшая судьба, не знаю.

Ф.О. Что должны делать потомки, чтоб быть достойными своих предков?

Я.Я. Во-первых, надо знать, кем были наши предки. Мы порой о них знаем очень и очень мало. Даже о кавказских албанцах, в лезгиноязычности которых сегодня почти никто не сомневается, мы мало, что знаем. Во-вторых, некоторые качества, обесценившиеся в настоящее время, как честность и лояльность, мы уже унаследовали от предков. Мне кажется, что мы могли бы быть достойными наших предков, если мы духовно сплотимся во всех отношениях. Каждый, говорящий на лезгинском языке, мой брат или сестра. Мы должны встречать друг друга с искренней теплотой. Но этого в соцсетях мы не наблюдаем, инакомыслие воспринимается чуть ли не как личное оскорбление.

Ф.О. Учит ли история чему-нибудь людей? Или человечество должно наступать на одни и те же грабли, чтоб извлечь для себя достойные уроки?

Я.Я. О значении истории в трудах великих людей, да и в литературе, написано достаточно много. Считаю уместным, повторить здесь некоторые основные доводы о пользе истории, высказанные на профессиональном уровне, так как я глубоко им симпатизирую. Вы когда-нибудь задумались над тем, почему новая власть, приходящая на смену старому в том или ином государстве, стремиться в первую очередь стереть или изменить всю его предшествующую историю и даже память о ней? Да потому, что история – это фундамент и опора власти, одна из важнейших ее составных частей, и восстановление прежней истории – это возврат к основанию прежней власти. Власть над государством завоевываются в полной мере лишь тогда, когда полностью стерта его история и человеческая память о ней. Наоборот, если государство тысячелетиями сохраняет свое лицо, то оно к истории относится с почтением, тщательно охраняют и делает все, чтобы ее приумножить.

В нашем случае, знанием своих исторических корней лезгин выходит из состояния полной слепоты, попадает в красочный, освещенный солнцем, для него удивительный новый мир, его душа облагораживается. Он видит древнейшую, очень высокую по уровню своего развития культуру, великолепные дворцы, изящную письменность, написанную на понятном ему языке, и … сравнивает их своим современным положением. Почему? Зачем?... Другими словами, история является ключом к пониманию происходящего в настоящее время. А это позволяет ему строить свои будущие планы, т.е. история является также ключом к пониманию будущего. Говорят, что «у нас столько будущего, сколько знания истории прошлого». Возьми у этого человека эти ключи, он лишается возможности двигаться дальше в правильном для него направлении.

Ф.О. Есть ли в будущем перспективы развития у национальных отношений в контексте глобализующегося мира? Возможна ли глобализация без нивелирования, усреднения, ассимиляции этнических характеристик человеческих сообществ?

Я.Я. Фахреддин муалим, Ваш этот вопрос показался мне более привлекательным, заманчивым. Раз Вы мне задали этот вопрос, я должен рассказать свое видение процесса глобализации в связи с моими исследованиями. Действительно, глобализация мира шла, идет и будет идти по разным направлениям. Этот процесс имеет субъективные и объективные свои причины. Субъективные причины более наглядные, они управляются крупными торговыми, культурными и другими центрами. Я хочу остановиться на ней , исходя из моих исследований, касаясь двух аспектов процесса глобализации.

Как известно, индоевропейские языки базируются на греческом, латинском и санскрите, «имеющие настолько близкое родство, что не могло быть объяснено случайностью, все они произошли из одного общего источника» (А.А. Реформатский. Введение в языкознание. М., 2002). Поразительно, где Индия и где Греция! Давайте, заглянем вглубь этого парадокса. История нам подсказывает, что древнегреческий язык берет свое начало от пеласгского («минойского») языка, латинский – от этрусского языка, индийский – от дравидских языков. Все эти изначальные источники – письменные языки, они – субстратные, а языки, которые заимствовали это письмо и вместе с ним язык этого письма, т.е. греческий, латинский и индийский языки – суперстратные. Родина субстратных языков – одна, это Ближний Восток (Малая и Передняя Азия). Ни одно письмо субстратных языков (пеласгского, этрусского, шумерского и дравидских языков) достоверно не дешифровано. По моим же исследованиям, они (кроме не исследованного мной дравидского письма) прекрасно интерпретируются при помощи лезгинского языка-ключа, богатого специфическими звуками. При переходе пеласгских слов в древнегреческий язык, этрусских слов в латинский, шумерских слов сначала в аккадский, затем в персидский языки, спецзвуки, характерные для кавказских языков, нивелированы, глобализованы, т.е. обобщены. Другими словами, субстратные языки, или носители этих языков, не ассимилированы, а обобщены с другими путем глобализации. Следовательно, возникает необходимость создания общей алфавитной системы и общего международного языка для индоевропейских и семитских языков на базе упрощенных и нивелированных букв и слов лезгинских языков.

Ф.О. Как вы думаете, космополитические веяния, либеральные идеологии современного мира - это будущее человечества или это всё преходящие тенденции мирового развития?

Я.Я. Мы все – члены определенного общества и обязаны подчиняться общим правопорядкам этого общества. Самая крупная человеческая община – это государство, а государство – это власть. Ведь идеального, совершенно справедливого по Платону, государства не существует и не может существовать, потому что хищнической природы человека, стремление его обогатиться, стоять выше всех, порабощать другого, искоренить невозможно. Тогда у подвластных возникают чувства свободы, хотя и понятие «свобода» тоже субъективное: есть ли граница между свободой и анархией? Люди придумывают, мечтают о мировом государстве, о мировом гражданстве. Свобода в пределах государственной власти, если, конечно, это не выходит за рамки государственной политики, предоставляется: принимай участие в выборах, высказывай свое мнение, развивай свою культуру, обогащай свой литературный язык и т.д.  

Ф.О. В Дагестане очень остро и болезненно реагируют на этническую принадлежность человека, особенно у властных чиновников. Как вам видится будущее Дагестана в рамках многонационального сообщества?

Я.Я. Да, к большому сожалению, это так. Чтобы благополучно жить и трудиться в условиях многонациональности, не обращая внимания на этническую принадлежность человека, у нас имеется все основания. У коренного населения Дагестана одно прошлое, одни исторические узы, одни традиции, одно великодушие, одна языковая семья и, наконец, один кавказский темперамент. Подтолкнуть людей на сочувствие и соблюдение такой общности нельзя осуществлять снизу, все зависит от обустроенности самого государства на верхах. Каково государство, таковы и его субъекты.

Ф.О. Вы, как учёный, на мир, скорее, смотрите через открытые для вас ворота химии. В этом плане, этническая принадлежность каждого человека представляет собой некую ментальную первооснову его мировосприятия. Как соединить и сохранить в себе национальное и интернациональное в наших условиях, чтоб руководитель, какой бы этнической принадлежности он не был, мог способствовать процветанию общества и благополучию всех людей?

Я.Я. Человек, работающий в областях науки, как химия и физика, в своих научных трудах не упоминает свою этническую принадлежность. Он может занимать очень высокие академические должности, быть всемирно известным и мы можем гордиться таким нашим земляком, но он сам в своей известности далек от национальной принадлежности, хотя вне науки, он человек своего народа и национальные проблемы не могут его не волновать. Но если человек занимает руководящую общественно-политическую должность в многонациональной республике, то он никак не может оставаться на стороне от национальных проблем. По-моему, такой человек должен забыть о своей национальной принадлежности и проявлять свои искренние интернациональные качества, ибо его имидж зависит от поддержки его деятельности всем многонациональным населением руководимого им государства. 

Ф.О. Как вы думаете, могут ли учёные всего мира, как самые высокоорганизованные творения планеты, создать некую надгосударственную общемировую трибуну (по образу ООН) и регулировать жизнь на планете по разумным и цивилизованным критериям?
             
Я.Я. Могут, но думаю, только в мифологических сюжетах. Реальная жизнь – совсем другая, как можно ею управлять?! Мы постепенно приближаемся к энергетическому кризису, иссякают залежи угля и нефти. В таком случае выход из положения - неиссякаемая энергия ядра. Однако в реальной жизни лучшие достижения по использованию ядерной энергии употребляются для создания атомных бомб, для разрушения самого человека. Сейчас такие испытания приостановлены, потому что у соперника тоже имеется такое оружие. Биологи устраняют общегенетический недуг, заменяя злокачественные звенья в ДНК здоровыми звеньями. Это уникальное достижение биологии, так называемая «генная инженерия», используются другими биологами для замены, наоборот, здоровых звеньев биологически опасными звеньями, приводившие нормального человека в бешенство или в состояние неизлечимой болезни. Практически все вопросы человечества о смысле жизни, связанные с понятиями добра и зла, к сожалению, каждый человек понимает и воспринимает по-своему и в этой вечной борьбе между злом и добром, зло побеждает, мы не можем остановить смерть. 

Фахреддин Оруджев








Loading...

Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгины в России | Просмотров: 1178 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: Фахреддин Оруджев

avatar
1
Цитата
Когда я работал в Баку, известный исследователь и филолог Мовлуд Ярахмедов мне однажды признался, что обнаружил в рукописном фонде АН свыше ста стихотворений Имирали. Он также отметил, что на некоторых из них имя Имирали было зачеркнуто и заменено другим именем. Он, к сожалению, не назвал мне имя плагиатора и не отдал мне эти стихотворения. Часть из них он впоследствии опубликовал в отдельной книге (она называется, по-моему, "Дары Дагестана") . Какова была их дальнейшая судьба, не знаю.


и это нормально????????
Часть из них были опубликованы ----- и он не узнал имя плагиатора?????
avatar
2
Цитата
Каждый, говорящий на лезгинском языке, мой брат или сестра. Мы должны встречать друг друга с искренней теплотой. Но этого в соцсетях мы не наблюдаем, инакомыслие воспринимается чуть ли не как личное оскорбление.

сильно сказано, подписываюсь.
avatar
3
Цитата
Вы когда-нибудь задумались над тем, почему новая власть, приходящая на смену старому в том или ином государстве, стремиться в первую очередь стереть или изменить всю его предшествующую историю и даже память о ней?

задумывались.... и даже видим это  smile
avatar
4
тема глобализации не раскрыта
avatar
5
насчет Платонова государства, к сожалению, соглашусь.
Но насчет выборов (где все уже выбрано) это просто  туфта. И об "высказывании своего мнения" - тоже самое. Мнения бывают разные. Сейчас властьимущие все то с чем они не согласны могут подточить под под определенный  ",,,изм", и будешь (в лучшем случае) выражать свое мнение в местах не столь отдаленных
avatar
6
а насчет этнической принадлежности человека, особенно у властных чиновников, в Дагестане, то так и будет всегда.
Мое мнение, как бы оно не звучало таково:
Дагестан должен стать федеративной республикой в составе Российской Федерации
avatar
7
Ярали Алиевич Яралиев - выдающийся и достойнейший сын Лезгинского народа! Сагърай вун чи стха!
avatar