Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 30
Мугьманар: 30
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2015 » Август » 26 » Лоза раздора Ново-Филя

20:40

Лоза раздора Ново-Филя


Лоза раздора Ново-Филя
Кто и что мешает возрождению виноградарства в Юждаге?   

В селе Ново-Филя, Магарамкентского района, инвестор арендовал 548 гектаров земли под виноградники. С 1991 года эти земли были заброшены и не использовались. Когда землю начали обрабатывать для посадки виноградников, расчищать от бурьяна, леса и кустарников, часть местных жителей воспротивились. Провоцировали конфликт, сломали ограду. Процесс нагнетания конфликта с инвесторами подстрекается заинтересованными чиновниками, имеющими свои интересы в регионе. В результате пришлось создавать правительственную комиссию по разрешению, по сути, несуществующего конфликта.  

Позиция самого правительства остается двойственной. С одной стороны, Глава Дагестана ратует за увеличение площадей под виноградники, которые дают много рабочих мест. Абдулатипов показывал Путину и Медведеву динамику роста урожая и объемы посадок винограда. С другой стороны, в частности, в Ново-Филя мы видим, как препятствуют освоению 548 гектаров под виноградники. 

Кому нужен и кому выгоден искусственно нагнетаемый конфликт, а также о задачах инвесторов и планах их реализации – наша беседа с генеральным директором ЗАО Дербентский Винно-Коньячный завод» Рамизом Кахримановым.  

- Если у вас на руках договор аренды на 49 лет, и руководство республики проводит политику по возрождению виноградарства, в чем вообще может быть проблема?  

- После оформления договора на земельный участок, я выехал в село Ново-Филя, чтобы изучить местность, познакомиться с местными жителями, рассказать о нашем проекте, планах по инвестициям, развитию территории. Встреча состоялась в школе, где присутствовали учителя, актив села Ново-Филя. Подробно рассказал о наших планах – посадке винограда на всем участке, привлечении местных жителей к освоению территории, трудоустройства нескольких десятков жителей села. Для работы на участке 400 га необходимо не менее 200 человек. Работа почти круглогодичная. Зарплата 15-20 и более тысяч рублей. Легко подсчитать, что в селе ежегодно останется более 30 млн рублей дополнительных средств. Надо сказать, что на встрече я нашел полное понимание со стороны учителей, которые поддержали планы по возрождению виноградарства в селе. 
             
Состоялась также встреча с местными жителями, которым сообщил, что в наших планах создание целого агрономического предприятия с соответствующим агротехническим комплексом. Фактически, это возрождение настоящего совхоза в селе, но только эффективного, прибыльного, выплачивающего налоги, в том числе и бюджет Ново-Филя. Особое понимание наших планов было у жителей села, работающих на границе. После развала совхоза, они вынуждены стоять на границе, перебиваться случайными заработками, заниматься частным извозом, по многу часов стоять в жару и непогоду на пыльных дорогах и ругаться друг с другом из-за клиентов. 

Возрождение виноградарства в селе – перспективное и основательное дело. Оно связано также с нашими планами по строительству в Дербенте нового вино-коньячного завода (на базе бывшего сокового предприятия), мощностью 20 млн бутылок шампанского и 5-6 млн бутылок вина. Для производства виноматериалов в таких объемах необходимо 2-3 тысячи гектаров виноградников. Общая сумма инвестиций – 1,5 млрд рублей, из который 400 млн уже вложены. Эти планы получили позитивный отклик у жителей. 

- Земельный участок расположен рядом с пограничной зоной и пропускным пунктом. У вас были встречи с пограничниками? 

- Конечно. Познакомился с пограничниками. С начальником заставы, несколько раз объездили арендованный участок. Встретился с начальником заставы. У нашего участка расположены 3 пограничные вышки. На нашей территории расположились три пограничные вышки. Пограничники закрыли 44 га, планируют освоить еще около 100 га для второй контрольной полосы. Поэтому: по документам у нас 548 га, а фактически в нашем распоряжении осталось 400 га. 

- Несмотря на встречи и полное понимание жителей, вы, тем не менее, столкнулись с трудностями, когда приступили к работам на участки. Что пошло не так?     

- По графику агротехнических мероприятий мы начали поднимать плантаж, огораживать участок. С этого времени начало происходить непонятное. Группа жителей села приходила на участок, провоцировала рабочих, сломали ограждения. Несмотря на противоправные действия, мы пытались уладить ситуацию. У нас есть все правоустанавливающие документы, мы действуем исключительно на законных основаниях, инвестируем средства в село, трудоустраиваем две сотни человек. Тем более, как вы понимаете, в такое сложное, кризисное время…   
              
- Может, люди уже не верят в реалистичность проекта? 

- Люди обычно думают, что под видом инвестиционного проекта хотят захватить землю для последующей перепродажи или освоения бюджета. В том, что это не так можно убедиться по уже проделанным нами работам на участке. Уже заложены 200 га виноградников, завершено строительство цокольной части завода площадью 18.000 кв.м., завершается оформление кредита для приобретения емкостного оборудования. Начата строительная часть второго этапа. Осенью планируется закладка еще 100 га виноградников. 

Поэтому я думаю, даже уверен в этом, что провокации связаны не с началом наших работ, опасениями жителей или непониманием наших планов. Дело совсем в другом. Как я понял из разговоров некоторых провокаторов, они между собою ссылаются на позицию и мнение дагестанского чиновника в лице Полномочного представителя Главы Дагестана в Южном территориальном округе РД Мусафенди Велимурадова. Возможно, данный участок входит в зону его интересов или интересов других лиц, которым он может оказывать содействие в том, чтобы помешать реализации нашего инвестиционного проекта. Часть местных жителей утверждает, что приближаются сентябрьские выборы, и на сельчан давят разные ходоки. А представители правительства ссылаются на местных жителей: мол, народ бастует! 

- Вы обращали на это внимание властей и правоохранительных органов? 

- Меня просили написать заявление по факту разрушений на участке и причиненного ущерба в 50 тысяч рублей для возбуждения уголовного дела. Делать этого мы не стали потому, что это наши земляки, мы здесь живем, хотим работать на своей земле, и нам нужно наладить понимание, в том числе и частью не совсем пока конструктивно настроенной к нашему проекту группы людей. Но полиция должна реагировать на события, ставшие фактом, нашла виновных: одна женщина, например, призналась, что разрушила забор.      

А вот к властям мы вынуждены были обратиться. Направили письма президенту страны, главе республики, генеральному прокурору с просьбой помочь реализовать значимый для страны экономический проект, оградить нас от провокаторов и некоторых заинтересованных в срыве проекта чиновников, саботирующих планы по развитию потенциала Дагестана. В случае повторения провокаций буду вынужден обратиться в компетентные органы.        

- Какова была реакция властей? Как они отнеслись к искусственно создаваемой проблеме?

- На уровне местной власти есть полное понимание. В районе осознают, что наш проект – это рабочие места, налоги, арендная плата (которую они никогда не получали!), коммуникации, логистика. Это успешное предприятие, работа которой положительно скажется и на социальной обстановке в селе с почти полной безработицей.  
 
Глава сельсовета, с которым мы несколько встречались, также нас понимает. Он видит, что это весьма полезный проект для села. Но глава сельского поселения беспокоится, что часть жителей, которую вводят в заблуждение люди нечистоплотных чиновников, могут его не понять. Подумают, что главу села подкупили. Мы хотели встретиться с инициативной группой – не получилось: сообщают, что они не хотят встречаться.               

- Жители села сами писали жалобы в разные инстанции…

- Да, и не раз. По одной из таких жалоб все заинтересованные стороны - глава Магарамкентского района, глава селения Ново-Филя встретились у вице-премьера правительства Шарипа Шарипова. В мероприятии участвовал и представитель Министерства по управлению госимуществом, который выезжал на место по жалобе одного из жителей. Он встречался с представителями районного земельного комитета, представил вердикт - процедура выделения земли проведена законно! 

После этой встречи нам сообщили, что через 3-4 дня приедет правительственная комиссия. 

Но через три недели мне неожиданно позвонил председатель районного земельного комитета Басир. Попросил приехать на встречу с правительственной комиссией. Хорошо, что я не был в отъезде. Поехал. На встрече были замглавы Магарамкентского района, глава села с инициативной группой. В составе правительственной комиссии был представитель Общероссийского движения «Народный фронт», член Общественной палаты, специалисты Министерства по управлению госимуществом и минсельхозпродовольствия. Встречу снимали на видео. И, самое интересное, комиссия ставит мне в упрек, что я не учитываю чаяния народа. 

Я им сказал: друзья, если я где-то нарушаю закон, вы мне скажите. У меня все правоустанавливающие документы на руках, и я с людьми встречался, прислушиваюсь к их мнению, объяснил всем ситуацию и наши планы. Члены комиссии постоянно спрашивают: что за проект? чей проект? Я с 2011 года строю завод, документы давно в правительстве. Проект мы заказывали в «Краснодарпишепромпроекте», он прошел экспертизу, есть все разрешительные документы на строительство. Объект проверяет куратор с Архнадзора. Комиссия ставит передо мной вопрос: вы обещаете приостановить работы? 

На два дня приостановил работы. Хотя все это время простаивала техника, она арендована нами из Каякента. 

Сейчас работы возобновились. Но проблема не разрешилась. Все идет снова по кругу: группа жителей наблюдает за работой, докладывает активистам, а те вводят в заблуждение своих односельчан, передают ангажированную заинтересованными чиновниками информацию в СМИ, звонят и пишут во все инстанции. И так по цепочке доходит до властей. А они уже звонят мне...   

- А как на счет поддержки правительством предпринимателей, которые возрождают виноградарство?

- Если говорить о поддержке правительства, то следует отметить, что власти должны предоставить всем крупным инвесторам земельные участки. Мы инвестируем более миллиарда рублей в завод, виноградники… Но землю под такой проект, в отличие от других, в частности, вино-коньяных, шомпанский предприятий Дагестана, мы так и не получили. 

Теперь конкретно по нашему участку в Ново-Филя, который мы получили в аренду. В прошлом году Шарип Исмаилович на совещании в Дербенте поднимал меня с места, спрашивал, когда я буду плантаж поднимать? "Обещай перед народом, что второго декабря будешь плантаж поднимать», - настаивал он. Я ему это напомнил. Сейчас выясняется, что их мало интересует то, что говорилось в прошлом году.

Мы в завод вложили 400 млн рублей. Было много беготни, чтоб открыть кредитные линии, собрать документы.        
        
На днях еще раз ездил в Дербент, поехал в Ново-Филя. Мы сами ищем людей, но они избегают встречи с нами. Потом 7-8 человек пришли. Вначале даже здороваться не хотели. У меня чистые планы, хочу работать, создавать рабочие места. Говорю им: вы живете благодаря той советской системе, которой давно уже нет, живете на пенсии родителей. С 90-х годов работы у вас нет. А сейчас у вас будет идти трудовой стаж, социальный пакет и зарплата минимум 15 тысяч рублей. 

Мне работников на участок приходится приглашать из Дербента, хотя это накладно. Мог бы местных жителей нанять. Предлагаю им, говорю, что каждый погонный метр оплачиваю по трудовому договору. Что во всем этом плохого? Зачем идти на конфликт? Зачем доводить ситуацию до той, какая было в Докузпаринском районе, в селении Новый Куруш? Тогда людей силовики разгоняли дубинками, были пострадавшие… До трех часов ночи мы сидели, обсуждали, и люди все поняли. Но… Заявляют, что за все село они не отвечают. Назначили более обширную встречу.
             
- Какие аргументы у местных жителей, точнее у инициативной группы?  

- Якобы эти земли должны быть розданы жителям села на паи. Ссылаются на отсутствие земель для расширения села, хотя у села имеются еще 105 га, вся она заросла бурьяном, и от нее никому нет никакой пользы. По моей информации, у села есть еще дополнительные участки. Рядом с нашим участком около 50 га разделены на участки по 1 га, из которых обработаны только 2-3 участка. Пограничники без правоустанавливающих документов закрывают 25 га орошаемой земли, но со стороны инициативной группы по этим фактам нет никакой реакции.    

- Насколько остро стоит проблема нехватки земли?        

- Земля есть. Это пустующие, заброшенные земли. Жителям села никто с 1991 года не мешал, и сейчас не мешает, обращаться за получением земли в аренду. Да и местные власти обращались к народу, чтобы подавали документы. Но мало кто это сделал. Здесь земли пустуют, ссылаются на то, что вода до участков не доходит. 

А сейчас опасаются, что мы им воду перекроем. Я обещал своей техникой вывести им воду. Мы сами заинтересованы, чтоб вода была. С администрацией села заключим соглашение, где будут прописаны все пункты, в том числе вопрос водоснабжения. На виноградниках будет установлена система капельного орошения.  

- А какой вариант предлагается вообще для разрешения спора?

- Создали комиссию. Если члены комиссии увидели бы этот бурьян, который мы осваиваем, то они подумали бы, что мы получаем какие-то льготы за то, что взялись за этот участок, заросший лесом и кустарниками. У нас есть видео, на котором видно, в каком удручающем состоянии находились эти земли до того, как мы взяли их в аренду.

Кстати говоря, мы – единственные в районе инвесторы, которые, вместо того, чтобы просто работать на законно полученном в аренду участке, ведем переговоры со всеми сторонами – жителями, инициативной группой, местными властями, сельсоветом, журналистами, комиссиями и т.д. В регионе, например, есть земли, которые такие инвесторы как Махачкалинский завод шампанских вин, Дербентский коньячный комбинат осваивают, даже не ставя местных жителей в известность. Не говоря уже о том, чтобы проводить с ними многочасовые и многочисленные встречи… 

Хочу отметить, что мы сами – местные жители, мы - из этого же региона. Вкладываем свои средства в землю, создаем рабочие места, хотим достичь хорошего экономического эффекта для всех – инвесторов, местных жителей, села, района! И, я уверен, что в ближайшее время, несмотря на искусственные сложности, такой результат будет достигнут.   
  
Муса Мусаев








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгины в России | Просмотров: 3463 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: Рамиз Кахриманов, Село Филя, Ново-Филя

Оставьте свой комментарий!
avatar