Лента новостей
ОПРОС
Как Вы сморите на то, чтобы издание «ЛезгиЯр» публиковало не только лезгинские новости?
Всего ответов: 691
Реклама
Реклама
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 26
Мугьманар: 26
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2013 » Сентябрь » 10 » «Народ мой, лезгины, древен как мир»

11:21
«Народ мой, лезгины, древен как мир»

«Народ мой, лезгины, древен как мир» «Народ мой, лезгины, древен как мир»
О себе она сказала: «Сколько себя помню – пишу стихи». О главном же в своем творчестве: «Народ мой, лезгины, древен как мир.

На его лице шрамы от ударов иноземных мечей – это символ его мужества в прошлом. В его руке хлеб и книга – это символ его щедрости и мудрости теперь. Все мои помыслы я обращаю к моему народу, все мои песни я посвящаю ему».

Поэтесса родилась в маленьком селе Цлак, Хивского района. Писатель Абдуселим Исмаилов пишет: «Ханбиче училась в сельской школе, получила традиционное воспитание и научилась всему тому, что должна была знать сельская девушка. И из Яркинской долины, далеко задвинутой в предгорья, известной своими густыми туманами, шагнула в большой мир…».
  
Большой мир для одаренной сельской девушки начался с учебы в Дагестанском пединституте. Не заставили себя долго ждать первые поэтические публикации, в творческой среде ее рано заметили и на нее возлагали большие надежды. В самостоятельную трудовую жизнь вступила сельской учительницей в Хасавюртовском районе. Потом была еще учеба в аспирантуре при ДГУ. И работа в Институте усовершенствования учителей.

Свою первую книжку, увидевшую свет в 1967 году, Ханбиче назвала «Узоры мыслей», что, согласитесь, естественно для поэтессы, выросшей в краю, где главным занятием женщин является ковроткачество. Первым сборником и публикациями в периодике она влилась в среду лезгинских поэтов­шестидесятников.

Ханбиче шестидесятых прекрасными в своей чистоте и новизне, эстетическом обаянии, благородстве, стилевой и смысловой цельности стихами заставила полюбить себя всех читающих лезгин, а уж для последующих поколений ее поэзия становилась попутчицей на всю жизнь, начиная с младших классов.

Она избирает своей темой любовь, ибо это чувство всегда было пробным камнем человеческого достоинства, верности и благородства». Любовь в стихах поэтессы – это чувство современной горянки, верной подруги и заботливой матери, хранительницы домашнего очага. Ее лирическая героиня живет бурной жизнью сердца, обращаешь внимание на то, что при всей своей красоте женственности ей мало в каких проявлениях присуща слабость.



У нее женщины не только женственны, прекрасны и преданы, они мужественны и отважны, в чем не уступают мужчинам – вот ее идеал. Нельзя не подчеркнуть, что в этой поэзии лезгинский литературный язык доведен до такого уровня прозрачной чистоты, блеска, пластичности, что, кажется, это предел того, чего можно достигнуть.

С годами поэзия Ханбиче, незаметно и неуклонно обогащаясь новым в красках, в тональности чувств, в раздумьях, обрела совершенно иные масштабы. Для нового времени особенно характерен ее сборник «Новолуние», вышедший в 1994 году. В нем в разделе «Стихи» – та же самая узнаваемая лирика, но с явными чертами наступившей жизненной мудрости. В отдельных разделах – четыре поэмы, драматическая поэма на историческую тему, шесть венков сонетов и – тетралогия «Каменные мальчики». Абдулла Вагидов указывал: «Обращает на себя внимание жанровое разнообразие произведений ее сборников», они образуют «проблемно­тематическое и жанрово­стилевое единство, которое свидетельствует о цельности, устоявшейся определенности манеры письма народной поэтессы Дагестана». Ханбиче – автор легенд и баллад, рубаи и триолетов, драм и трагедий, поэм и венков сонетов.

Привлекает внимание ее успешная работа в жанре венков сонетов, как порой склонны считать, высшей формы поэзии. Ханбиче – единственный автор, издавший отдельные сборники венков сонетов, которые выходили в Москве и в Махачкале с предисловием Расула Гамзатова. В ее венках сонетов «Раненое небо», «Предвосхищая будущего зов», «Лицо и изнанка» и других «поднимаются тревожные проблемы современного человека, теряющего чувство общности с природой как итог его же собственных деяний». Вот как завершается венок сонетов «Лицо и изнанка»:

Все замысли, дарованные нам,
Пленяющие сутью благородной,
Вдруг озадачат нас по временам
Своею стороною оборотной.

Так зодчий, проектирующий дом,
Часами размышляя над фасадом,
Едва ли допускает мысль о том,
Что рухнет он под огнестрельным градом.

Непонятной природе вопреки
Надменно изменяем бег реки,
Возводим полигон на месте сада.
Не потому ли нам и мстит она,
Сиротству обрекая времена
Изнанкой жизни, горечью разлада?

Особо отношение поэтессы к своей тетралогии, ставшей результатом многолетней большой работы, поэтических и философских раздумий: «В «Каменных мальчиках» я попыталась представить всю историю народа в художественных образах, начиная с легендарных времен и кончая сегодняшним днем. В четырех трагедиях, объединенных единой темой и идеей, речь идет о судьбах народа…» Произведение проникнуто утверждением свободы народного духа, который передается из века в век к новым поколениям: народ жив, пока жива его историческая память, и земля, сохраненная предками для будущих поколений, священна. Это первое в дагестанской литературе произведение такого рода. Вступительная трагедия из тетралогии легла в основу оперы композитора Магомеда Касумова «Каменный мальчик».

Поэтесса говорит: «Поэт должен жить всеми болями и страданиями народа. А если кто решил, что он признанный поэт и должен иметь некие привилегии, это значит, что он свое дарование поставил себе в услужение. Это не делает чести поэту». И сегодня, когда считают, что цена поэтического слова упала, она по­прежнему верит в высокое предназначение поэта.

Поэты… сквозь всемирной ночи мрак
Мы путеводным светочем пребудем.
И тех, кто сеет смуту и страх
Перстом пронзим, указывая людям.

Поэты… Сквозь века и на века
Мы путеводным светочем сияем.
И радугу, и смех, и облака
Единым словом воссоединяем.

Пронизанные болью и любовью статьи, раздумья, интервью Ханбиче Хаметовой печатаются в периодических изданиях в Махачкале и в Москве и неизменно вызывают интерес у читательской аудитории. Ее мысли вновь и вновь обращаются к истории и сегодняшнему дню народа, к родному языку и культуре. Она никогда не сторонилась общественной работы, ее голос звучал по поводу самых серьезных и больных вопросов и бывал услышан. Ханбиче Хаметова – член правления Союза писателей России и международного писательского сообщества, член совета и комиссии по литературам Северного Кавказа при Союзе писателей России. Ее работа в литературе по достоинству оценена, она награждена орденом Дружбы, в разные годы ей присуждались литературная премия имени Сулеймана Стальского, Государственная премия Республики Дагестан, а также другие премии.


Автор Тамила ИЛЬЯСОВА
Источник: «Настоящее Время»




Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Знаменитые Лезгины | Просмотров: 1724 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: Ханбиче Хаметова
 
 
10.09.2013 14:02
 
Заз чизва, вун гьатнава зи дидарда,
Секинзавач зи рикlни вун такурла.
Яр къекъифда ви чинвай зун акурла.
Заз чизва, вун гьатнава зи дидарда.
Зи амалри белки вун къе бизарда
Зи гуьгьуьлни аквада ваз агъур яз,
Заз чизва вун гьатнава зи дидарда
Секинзавач зи рикlни вун такурла
Ответить       0  
Спам

 
 
10.09.2013 14:38
 
Зи рикI алай Ханбиче Бах.
Вил гала ви кьезил чIалах
Цуьк хьиз лацу гатфарин
Ван хьиз гимиш кIамарин
Нур хьиз чими ракъарин
Ответить       0  
Спам

avatar