Главная » 2012»Март»15 » А. Дюма. Размышление о лезгинах. Исторический экскурс.
20:18
А. Дюма. Размышление о лезгинах. Исторический экскурс.
Недавно узнал, что оказывается и Александр Дюма писал о лезгинах. Собрал кое-какие исторические материалы и хотел бы поделиться ими с читателями. В своем романе "Кавказ" в главе "Лезгины" Дюма описывает лезгин. Описание происходит в целом исследовании им Кавказской войны. Я разделил на части публикацию и оставлю полный адрес для любителей истории.
Отправляясь в 1858 г. в Россию (по приглашению графа Кушелева-Безбородко), Александр Дюма обещал парижской публике рассказать о России, но прежде всего - подлинную историю Шамиля и даже встретиться с имамом лично. Ничего из этого, конечно, не вышло:
Не без иронии Е.И.Козубский обращает внимание и на «лестную характеристику», которую А.Дюма дает этому «полку местных горцев»: «…Вы, может думаете, что это горцы-лезгины…подчинившиеся власти русских? Вы ошибаетесь. Туземные горцы, это те которые, как говорят в Корсике, «сделали кожу», т.е. дыру в коже. Когда горцу грозит кровомщение, он поступает в полк Багратиона. Вы поймете поэтому, как эти молодцы должны драться: у них нет шанса быть взятыми в плен. Сколько взято в плен, столько отрублено голов».
Надо заметить, в этом отзыве – весь «кавказский» Дюма, кровожадный и охочий до чужих голов (что стоят названия одних только глав - «Глава VIII. Татарские уши и волчьи хвосты», «Глава IX. Головорезы»). Показателен пример, точнее «дело», которому, как пишет Козубский, таким образом «посчастливилось попасть в сочинение о Кавказе знаменитого тогда Александра Дюма-отца»: с наступлением осени в октябре 1858 г., когда сотни полка вернулись на свои зимние квартиры и принялись за свою обычную сторожевую службу, однажды из них им пришлось выказать обычную доблесть. Сотня есаула Магомы Имам Газалиева атаковала «партию из 50 горцев», похитивших скот жителей селения Губден. Схватка в ущелье Зелли-кака была короткой, всего пять минут. Скот был отбит, «хищники» рассеяны. За проявленную «обычную доблесть» 6-я сотня полка будет награждена почетным значком (флагом) с надписями на обеих сторонах по русски и арабски «Зелли-кака, 25 октября 1858 г.»
Со слов А.Дюма, в ауле Гелли его поджидала захватывающая дух история, которую он переложил в главу «Лезгины». В ней «есаул Магомет-Иман Газальев собрал всю свою татарскую милицию – около двухсот человек – и еще сто человек охотников», вступает в бой с отрядом горцев «под предводительством известного абрека Гобдана, именуемого Таймас Гумыш-Бурун», которая заканчивается поражением последних. Дюма, подоспевший к окончанию сражения, смело рвется в бой, на подмогу. После, он жадно и подробно расспрашивает о битве «есаула Газальева», отправляется вместе с ним на поле сражения. В результате глава изобилует «широкими лужами крови», «обнаженными трупами», «раскроенными телами» «отрезанными головами и ушами».
Дюма не скрывает от своего читателя, насколько он потрясен увиденным и услышанным: «Всякий, убивший горца, имел право, кроме головы и ушей, обобрать его дочиста» (возможно, при чтении этих строк, Е.И. Козубский сам был не прочь схватиться за голову от буйства фантазии французского романиста). И, тем не менее, сам рассказ изобилует массой достоверных деталей (Дюма словно даже любуется их знанием). На самом деле, как удалось неожиданно выяснить, в этом рассказе А.Дюма практически слово в слово передает «Донесение командира Дагестанского конно-иррегулярного полка» И.Р.Багратиона, опубликованное в газете «Кавказ» от 16 ноября 1858 г. №90, в колонке «Военные известия из Прикаспийского края». Разве лишь любовно «приукрашенное» автором ужасами анатомического характера. Продолжение статьи
Ещё в середине XIX века грузинский или лезгинский юноша лучшими подарком невесте на свадьбу считал отрубленные руки человека из соседнего племени. А аулы на Кавказе тогда устраивали соревнования: кто больше прибьёт отрубленных рук на церковь или мечеть. Эти наблюдения принадлежат перу французского писателя Дюма, совершившего этнографическую поездку на Кавказ.
Александр Дюма опубликовал свои записки об участии в этнографической экспедиции на Кавказ сразу после возвращения оттуда во Францию – весной 1859 года. В 1860-61 годах эти записки были переведены в России – но лишь частично, отцензурировав самые неприятные для царского режима эпизоды. С тех пор в России этот дневник Дюма о посещении на Кавказе вообще не публиковался (даже в порезанном варианте). Лишь спустя 150 лет полный их вариант публикуется сейчас в стотомнике Дюма. В сентябрьском номере журнала «Вокруг света» публикуется часть нового перевода Дюма (на сайте журнала этот текст появится в ноябре). Блог Толкователя приводит те наблюдения французского писателя, которые поразили нас в наибольшей мере.
«Полковник Карганов принял на себя командование экспедицией и, продолжая её, взял приступом Дидо (лезгинское селение) и стёр его с лица земли. Все жители селения, около тысячи человек, были приведены к покорности.
На четвёртом рисунке (в альбоме адъютанта князя Дондукова) были изображены лезгинские ворота, украшенные отрубленными руками; руки были прибиты гвоздями, подобно тому, как к воротам наших ферм пригвождают лапы волков (чтобы отпугивать других волков). Отрубленные руки долго не подвергаются разложению и остаются, так сказать, живыми на вид благодаря какому-то составу, в котором их предварительно варят. Эти ворота в Дидо были украшены пятнадцатью руками. Другие лезгины, более благочестивые, прибивают их к стенам мечетей. В мечети Дидо было около 200 рук.
Впрочем, такой христианский народ как тушины, смертельные враги лезгин и вообще всех магометан, оказывающие огромные услуги русским в их военных экспедициях, имеют, при всех своих христианских добродетелях, тот же самый обычай: сколько врагов захватывают тушины, столько они и отрубают рук.
Во время одного похода у одного из тушин (по имени Шете) от ран скончался его сын. Когда сын умер, отец взял труп, раздел его и положил на стол.
Затем он сделал 75 зарубок на стене, после чего разрубил тело сына на 75 частей – по числу родственников и друзей, способных носить оружие.
- Что ты делаешь? – спросил полковник, увидев его за этой жуткой работой.
- Я хочу отомстить за Григория, – отвечал он, – и через месяц мне достанется столько же лезгинских рук, сколько я разошлю кусков его тела.
И действительно, он получил от своих родственников и друзей 75 рук, к которым он добавил ещё 15, добытых им самим. В общей сложности это составило 90 рук. Григорий был отомщён.
Некий тушин полюбил девушку из селения Тиармет и посватался к ней.
- Сколько лезгинских рук ты можешь принести мне в приданое? – спросила его девушка.
Молодой тушин удалился пристыженный: он ещё ни разу не сражался. Придя к Шете, он рассказал ему о своей беде.
- Спроси сначала у той, которую ты полюбил, сколько она хочет рук, – сказал ему Шете.
- По крайней мере три, – заявила девушка.
Тушин передал её ответ Шете.
- Иди со мной в ближайший поход, – предложил ему Шете.
Они отправились в поход и через две недели вернулись с дюжиной рук: Шете отрубил семь, а влюблённый – пять. Парень принёс на две руки больше, чем у него просили, а потому свадьба праздновалась с большой пышностью.
Среди рук, добытых Шете, была одна детская.
Какими же кровожадными зверями бывают подобные люди!».
ПРОСТО ДИКОСТЬ. Одно дело когда отрубают руки врага, со смыслом(например если враг убил невинных детей,женщин,стариков),чтобы тот больше не смог такого повторить..а ради забавы, это уже дикость и варварство.
да и набеги на соседние деревни ради добычи в виде отрубленных рук это как то не понятно..это что до нашей эры еще эти люди жили???
нет цивилизации, нет прогресса, это регресс Господа, а следствие и уничтожение культуры ..