В этом декабре Дагестан будет праздновать Новый год, как и вся страна, чтобы не повторить прошлогодний скандал с отменой детских утренников вокруг елки. «Истинные» мусульмане этот праздник считают языческим, и не пускают на него детей. Но новый глава республики Рамазан Абдулатипов объявил Новый год древним дагестанским праздником, а Рождество — днем рождения признанного в исламе пророка. Кроме того, ученые напоминают, что у исламских праздников, таких как Навруз-байрам (Яран Сувар), корни тоже языческие.
Из Дагестана в этом году никаких сообщений об отменах новогодних утренников в детских садах не поступает. По большому счету, и в прошлом году слухи об этом были сильно преувеличены. Как сообщали BigCaucasus дагестанские педагоги, от праздника отказывались в среднем по пять учеников. Излишне щепетильные в вопросах веры родители не пускали их на «языческие ритуалы» вокруг елки, лишая тем самым своих детей возможности повеселиться и получить сладкий подарок. По федеральным СМИ в то время прошла информация об отказе сотен учебных заведений от детских утренников, оказавшаяся «уткой». Но дыма без огня не бывает, отмены утренников были, и новости отразили реальный раскол в дагестанском обществе по вопросу новогодних празднеств. Как писал руководитель экспертного совета рабочей группы Общественной палаты России по Кавказу Руслан Курбанов, «битва за Новый год превратилась в генеральное сражение за определение будущего Дагестана — светское или исламское».
В этом году благодаря Рамзану Абдулатипову сторонники светского образа жизни одерживают победу. Он поручил всем представителям власти на местах и интеллигентам, от глав администраций до учителей и врачей, донести мысль о том, что ничего запретного в праздновании Нового года нет. Более того, глава республики назвал эти торжества древней дагестанской традицией. «Те из вас, кто жил далеко в горах, помнит, как мы собирались в самую длинную ночь и отмечали этот праздник. Зажигали огни, бросали в пропасть угольки на палочке, украшали деревья вокруг дома. Это наши традиционные праздники и никаким религиозным нормам они не противоречат. Кроме того, как может верующий человек выступать против Рождества Христова? Это один из праведных пророков для нас, мусульман… Задача врачей, учителей, руководителей муниципальных образований объяснять, что эти праздники — общие», — заявил Абдулатипов.
Публично его критиковать не стали, но свое пренебрежение «усатому шейху» приверженцы «истинного ислама» высказали в социальных сетях. «Интересно, какое бы было выражение лица у имама Шамиля, у Нажмудина Гоцинского (лидера мусульманского движения в Дагестане в 1917-21 годах, — ред.), если бы они услышали такие слова? — пишут администраторы группы «ВКонтакте» «Избербаш MEDIA». — Абдулатипов, наверно, имеет в виду, когда говорит «традиционный», своих предков христиан (его жена и дочка христианки), и даже если так, то он солгал. Для тех, кто не знает, Новый год — это был обряд жертвоприношения у некоторых немецких племен, которые привязывали девственницу в лесу, чтоб задобрить злого духа (Деда Мороза). К христианству никакого отношения этот праздник не имее».
Но в этом желании отказаться от общего для всей страны праздника некоторые эксперты усматривают замаскированный сепаратизм. «В преддверии Нового года участились нападки на тех, кто его празднует. Кто-то искренне полагает, что такое празднование — это грех для мусульманина, а кто-то, и таких большинство, преследует цель отрыва населения Дагестана от общероссийского культурного пространства, подготавливая тем самым основу для сепаратизма и последующего отрыва Дагестана от России», — пишет в своем блоге в Facebook политолог Абдулнасир Дибиров.
По его мнению, «разумный подход любой религии к народным праздникам» заключается не в том, чтобы их запрещать, а том, чтобы «оседлать их, внедряя, наряду со светскими, и религиозные смыслы в их празднование». «Что-то не слышно нападок на праздник первой борозды, Навруз-байрам и другие. А причина вся в том, что их празднование не объединяет нас с другими народами России в единую общность, а Новый год объединяет. В общем — ищи, кому выгодно!», — подчеркивает эксперт.
В свою очередь, директор АНО «Институт социально гуманитарных исследований» Загиди Махмудов тоже отмечает, что праздники — это общее культурное наследие, «а не повод для разделения людей на тех и этих».
Действительно, многие не только мусульманские, но и христианские праздники берут свое начало в языческих традициях или в более древних религиях. 25 декабря — католическое Рождество — было языческим праздником, символизирующим конец зимнего солнцестояния, а в мифологии — рождение бога солнца. Пасха была иудейским праздником с совершенно другим смыслом — выходом народа Израилева из Египта. Православие признало масленицу, которую праздновали весной, но приурочило ее к концу поста, и праздник Покрова, связанный с окончанием сельскохозяйственных работ и первым снежным покровом земли, после которого начинались свадьбы.
Ислам поступал с праздниками народов, среди которых распространялся, точно так же, чтобы не оттолкнуть, а привлечь к себе как можно больше людей. Но современные исламисты не ставят целью объединение народа, а потому продолжают утверждать, что вера в Деда Мороза мешает вере в Аллаха, хотя к семи годам любой дагестанский ребенок знает: что борода новогоднего гостя — из ваты, а подарки — из магазина. Так зачем же лишать детей сказки?