«А ты хороший, хотя ты и кавказец» гласит нынче народная мудрость. Сейчас это не режет слух, ибо уже режут на улицах, и не слух, а ухо.
А если это случится с кавказцем, об этом даже не напишут, новостью ведь может быть лишь плохая новость, а застреленный кавказец разве может быть плохой новостью, если в обществе огромная часть общества их за людей не считает?
«Езжай в свой Дагестан и живи там в своей стране!». Нет-нет, это не реплика из жизни Америки или ЮАР периодов дискриминации афро-американского населения, это звучит из уст тех, кто называет себя патриотами страны, не удосужившись даже выучить географию своей Отчизны.
Тем временем, в самом Дагестане идет языковая ассимиляция, заметьте, не лезгинским или кумыкским, а русским языком, и это в условиях сокращения русского населения республики с 9% до 3%. Поэтому обычный дагестанец, часто не владеющий своим родным языком, в адрес которого небрежно рыгают где-нибудь в Москве «уважай местные традиции», справедливо задается вопросом «А где это мое, где я могу быть самим собой, если в самом Дагестане не остается места даже для моего родного языка?». И введение ЕГЭ стало очередным аргументом против изучения родных языков, демотиватором, тогда как государство должно заниматься как раз созданием мотивации для изучения языков.
В самом Дагестане идет языковая ассимиляция, заметьте, не лезгинским или кумыкским, а русским языком, и это в условиях сокращения русского населения республики с 9% до 3%.
На жалкие вопли о том, что сами кавказцы не горят желанием учить родные языки, всегда вспоминается то, в каких условиях государственным языком Республики Дагестан стал русский. А стал он таковым, когда в дагестанском обществе всего 3% населения более или менее владело русским языком. Государству стоит только захотеть, и все станет возможным.
Позавчера были евреи, вчера был западный человек, который, по мнению воздыхателей нашей необъятной страны, находится в состоянии нравственного упадка, сегодня герои – кавказцы, я бы назвал их объектами чрезмерной удушливой любви, любви не к ним, а к какой-то сокращенной и урезанной по бокам Родине, и эта любовь бьет нелюбовью по кавказцам рикошетом.
Сосуществование или раскол?
Сегодня вопрос перезагрузки отношений больше актуален для самого российского общества, нежели для отношений между обществом и государством. Мы разобщены внутри своего же общества и готовы обвинять друг друга вместо того, чтобы озаботиться социально-экономическим развитием страны.
В какой-то момент французы и немцы, которые ненавидели друг друга, ненависть которых привела к не одной войне, в том числе и к мировым, осознали необходимость сосуществования. Собственно, проект Европейского союза и задумывался как форма сосуществования немцев и французов. И, несмотря на уже полувековой скепсис многих экспертов о недолговечности этого союза, дело Шумана продолжает идти вперед.
Это было не простое перемирие, это было глубинное осознание блага сосуществования, хотя разлом был гораздо больший, чем мы имеем внутри российского общества. Ненависть французов и немцев в годы Франко-Прусской войны 1870-1871 гг., или же устремления Франции добиваться унизительных мер для Германии после Первой мировой войны, которые и стимулировали подготовку ко Второй мировой войне, были значительно хуже, чем то, что мы имеем в российском обществе. Но немцы и французы сумели найти силы для совместного бытия, даже живя в разных странах, сможем ли мы перебороть раскол в российском обществе?
Несмотря на уже полувековой скепсис многих экспертов о недолговечности этого союза, дело Шумана продолжает идти вперед
Кавказцев не любят по-разному
Среди особо «любящих» нашу страну есть разные люди. Если первые, о ком я говорил выше, – часто выражают свою любовь к Родине посредством нелюбви к определенным группам народов (не правда ли – завидное потомство от людей, победивших фашизм?), и то за компанию, или потому, что где-то что-то прочитали, слышали, то вторая группа не менее комична в своем поведении.
Чего добиваются люди, которые называют кавказские республики не частью России, а выходцев из этих субъектов – диаспорой, при этом активно поддерживающие антизападную риторику и в то же время, выступающие за евразийский интеграционный проект? Получается какая-то бурная смесь евразийца и совка с фашистом, даже звучит нелепо, однако, такова реальность.
Попытки выпячивания роли большинства и откровенные оскорбления в отношении меньшинств, которых то обвиняют в «пещерном сознании», то предлагают контролировать их рождаемость, ни к чему кроме как к усилению раскола, а соответственно, к экономической стагнации, не приведет.
Но есть еще и третий тип особых почитателей родной Отчизны, в том, что для них ею является Российская Федерация у меня лично большие сомнения. Вот скажем, директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в своем комментарии о студенческих квотах турецких университетов для чеченских абитуриентов заявил радиостанции «Маяк», что Турция на Северном Кавказе работает через ногайцев, карачаевцев и балкарцев. Опять же эксплуатируя штамп о пантюркистских настроениях среди целых кавказских народов.
Тут следует отметить, что если кумыки, карачаевцы и балкарцы в Турции в совокупности составляют около 100 000 человек, то ногайская диаспора значительна и довольно хорошо самоорганизована. Однако, о каких-либо антироссийских митингах или акциях даже в самой Турции с участием указанных групп не слышно.
Кавказские тюрки себя рассматривают как культурный мост между Россией и Тюркским миром, и их активность направлена на наращивание сотрудничества между нашей страной и тюркскими странами. И им совсем не выгодно, чтобы эти отношения ухудшались, потому что всегда найдутся «сатановские», готовые обвинить их в том, что они – агенты сатаны.