11:14
Дагестан на перепутье. Оценка текущих геополитических угроз для Дагестана
Дагестан является зоной геополитического интереса основных мировых политических игроков, а это накладывает свой отпечаток на ситуацию в республике. Определенная довольно влиятельная часть представителей российской власти озабочена целостностью государства и видит угрозу в нынешнем устройстве страны. Атрибуты государственности национальных республик обозначаются ими как инструменты разложения России.
Маразм периода Бориса Ельцина, когда сотрудники госдепа США работали вице-премьерами российского правительства. Госдеп и ЦРУ провели основные принципиальные, с их точки зрения, изменения в законодательной базе России. Нынешние власти страны не могут ничего с этим поделать и официально признать их губительность для российской государственности. Теперь, при возникшей необходимости в своей индивидуальной, российской позиции в мире, есть угроза, что США могут задействовать все рычаги, которые у них в руках, и развалить Россию. Как говорил Жириновский, «на пятнадцать мелких государств». В этой ситуации отдельные группы в российской элите не нашли другого метода для укрепления власти, нежели ставка на русский национализм.
Курс направлен против национальных республик страны, но особенно болезненно бьет по Дагестану. Свидетельство тому – регулярные негативные информационные акции в федеральных СМИ, крайне диспропорциональные в сторону ужесточения, наказания, решений российских судов против выходцев из Дагестана. Умудрились поставить вне закона танцы народов Кавказа. Ситуация в Бирюлево оказалась направленной против бизнесменов из Дагестана.
Неадекватная реакция на религиозную ритуальную атрибутику мусульман, дискриминация мусульман на территории России. Развитие ситуации в республике в этой тяжелой, негативной атмосфере имеет свои особенности, и мы решили проанализировать векторы акцентов местной элиты, руководства республики, и действия федеральной власти, стремящейся уравновесить свои перегибы в национальном вопросе. Какой «пряник» предложит федеральная власть республике в дополнение к «кнуту», имеющемуся у них в руках, который выражается в карательной структуре силового блока, работающего в республике.
Теория заговора
Основным пугающим дагестанскую общественность слухом являются опасения введения КТО на всей территории РД в преддверии олимпиады в Сочи и тотальной зачистки политического поля республики после олимпиады. Слухи о «войне» идут давно и вносят дестабилизирующее начало в ситуацию внутри Дагестана, хотя объективных предпосылок для таких ожиданий не имеется.
Акции на дестабилизацию ситуации вызывают раздражение у народа и приводят их к мысли: «не время заигрываться, надо объединиться вокруг одного центра». Ожидание перемен и страх перед их последствиями создает в республике довольно нервозную обстановку. Действующий президент старается делать все, чтобы переломить ситуацию и вывести республику на рельсы стабильности. Принят курс на снижение дотационности бюджета, активно идет работа по привлечению инвестиций. Но есть претензии гражданского общества к руководству РД.
Основная – отсутствие планомерной работы по искоренению тотальной коррупции в структурах власти республики. Пока борьба сводится к отдельным успехам на различных направлениях, которые подрываются отсутствием эффективной работы МВД Дагестана. А ведь именно борьба с коррупцией была первым обещанием, данным Рамазаном Абдулатиповым перед голосованием за него в НС РД.
На втором плане находится безопасность граждан. Хотя, говоря по справедливости, силовые структуры, работающие на территории республики, подчиняются своим ведомствам в федеральном центре, Москва постаралась максимально отдалить республиканские власти от этого вопроса, не оказывая поддержки в решении давно назревших кадровых вопросов в республиканском МВД. Федеральные силовые структуры считают эту сферу своей вотчиной, отданной им на откуп, но ответственности никакой за ситуацию в республике нести не хотят, перекладывая ее на плечи республиканского руководства, которое лишено реальных рычагов влияния на ситуацию. Более того, сейчас появилась новая тенденция – возлагать ответственность за ситуацию в сфере общественной безопасности на глав МО, которые напрямую никак за это отвечать не должны. Таким образом, федеральные органы МВД и некоторые другие структуры не хотят брать на себя проблемы, которые сами создают в республике, а используют как образ «врага» для отвлечения населения центральной части России.
Сложность в том, что Дагестан является приграничной республикой, и президента республики обходят формулировкой «госбезопасности». В этом плане интерес вызывает ситуация на границе с Азербайджаном, где лезгинские элиты не представляют собой политической силы, потому что стоят сами по себе, и объединяются они, только чтобы защитить свою власть, а не для того, чтобы решать республиканские задачи. Для этого у них нет политической воли и желания.
На фоне такой ситуации интересны планы лезгин, находящихся за пределами республики, создать автономный округ «Юждаг» из лезгинских районов с центром в Дербенте. Однако на практике видим обратную тенденцию – усиление влияния Баку в регионе и ухода местных элит под его влияние. Эта тенденция обозначилась еще со второй половины 1990-х годов, а в последнее время стала доминирующей константой. За прошедший год влияние это несколько ограничено, однако полностью тенденция не сломлена.
В эту канву попадают желания отдельных представителей руководства нынешней Чечни, мечтающих о расширении своей республики за счет Дагестана для выхода на Каспийское море. Мечты их нам кажутся нереальными, но сама идея толкает их к действиям, ориентированным на дестабилизацию, саботажу действий руководства республики. Но все равно это невзрачные потуги, не имеющие шансов, если не будет внешней политической причины. Основной их соперник – линия внешней политики России, которая пока не предусматривает усугубления отношений с Азербайджаном, и еще более – усложнения ситуации на Северном Кавказе, давая дополнительный козырь в руки противников России.
Тюркоцентризм набирает силу
Новая ситуация возникает в свете усиления пантюркистских тенденций в действиях соседних с Россией республик ближнего зарубежья. В Стамбуле 16 сентября 2012 года прошел десятый Саммит глав тюркоязычных государств. В нем приняли участие президенты: Казахстана – Нурсултан Назарбаев; Азербайджана – Ильхам Алиев; Турции – Абдулла Гюль; Кыргызстана – Роза Отунбаева; Туркменистана – Гурбангулы Бердымухаммедов. Как видим, в основном это государства приграничные с Россией, и Турция, как страна Евросоюза, является лидером в этой новой международной организации – Совете сотрудничества тюркоязычных государств.
Институализация новой тюркской организации приведет к более активному рассмотрению возможности использования энергоресурсов Каспийского бассейна, по созданию нефтепроводов и газопроводов для транспортировки энергоносителей через территорию Турции. Казахстан и Азербайджан в 2006 г. договорились об экспорте казахской нефти по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (первоначально танкерами из Актау в Баку и терминал Сангачалы, в последующем, возможно, будут строить подводный трубопровод Актау – Сангачалы). Через Россию Казахстан транспортирует около 50 млн тонн нефти в год, но эта тюркская республика собирается к 2015 г. поднять добычу до 130 млн тонн. Пусть Китай принимает 20 млн, остается около 60 млн тонн. И игра стоит свеч, казахстанскому месторождению «Кашагану» нужен нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан.
Туркменский газ скупается Россией по фиксированной цене. Соглашением от 2003 года, заключенным на 25 лет, установлены поставки в объеме 50 млрд кубометров в год с увеличением до 70–80 млрд. В 2007 г. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода, который в перспективе должен стать для Туркменистана главным экспортным маршрутом, по которому хотели прокачивать 30 млрд куб. м, но тема заблокировалась.
Евросоюз стремится заполучить Туркменский газ независимо от России. Основной транспортной магистралью должен был стать строящийся газопровод NABUCCO. Россия сумела переломить ситуацию, Туркменистан не участвует в проекте, но и оппоненты России не сидят на месте. Тогда было заявлено о начале строительства газопровода TANAP в 2013 году, пока он будет заполняться из месторождения Шах-дениз. Этот трансанатолийский газопровод, по сути, составит большую часть будущего газопровода Nabucco West. В этом свете понятны слова турецкого президента. «Мы один народ, живущий в шести странах. Мы гордимся этим. Сердца ваших турецких братьев будут биться в унисон с вашими сердцами как в печали, так и в радости. Мы будем прилагать совместные усилия для защиты наших общих интересов, для обеспечения благоденствия наших народов. Для этого у нас имеется достаточная политическая воля», – сказал Абдулла Гюль, подводя итоги Стамбульского саммита. Пока на разведанных месторождениях Каспия от России основным игроком является компания «Лукойл». Понимая, что основным проводником политики исключения России из глобальных схем экономического контроля акватории Каспия на сегодня стал Азербайджан, федеральная власть должна на будущее укрепить республику.
Также ситуация в Сирии и связанное с этим ухудшение отношений между Россией и Турцией, происходящие интеграционные процессы в тюркском мире могут подтолкнуть федеральную власть России ввести дополнительных игроков в разработку нефтяных месторождений Каспийского моря. Как следствие, это провоцирует власть страны на ужесточение мер противодействия экстремизму в Татарстане и, конечно, на Северном Кавказе, сводит на нет тайные мечты некоторых маргиналов на создание кумыкской автономии в рамках Дагестана. Это идея, инициируемая московскими политтехнологами в надежде противопоставить народы Дагестана друг другу.
Вышеуказанные мечты являются несостоятельными, но могут создать угрозу государственной безопасности страны. В контексте общей ситуации такое положение ведет к изменению роли республики на геополитической карте России, соответственно должно повлечь и изменение подхода к ситуации в республике. Если произойдут кардинальные изменения в общей обстановке, федеральная власть может поменять свое отношение к региону и дать республиканской власти карт-бланш. Это полное финансирование бюджета, делегирование полномочий контроля над работой представителей большинства федеральных структур в республике, принятие предложений республики по участию республиканских структур Роснефти в разработке добычи нефти и газа на шельфе дагестанской части Каспия и т. д.
Федеральная власть должна осознать, что удерживая республику в аутсайдерах, она разгоняет маховик противопоставления Дагестана остальным регионам страны, что впоследствии может привести к его отторжению. Как результат, президенту республики тяжело сглаживать последствия диспропорциональной, дискриминирующей политики Москвы по отношению к Дагестану. Отток молодежи из республики в Россию будет только увеличиваться, усиливая накал национал-шовинистских настроений в самой России, развивая неприятие выходцев из Дагестана жителями остальных регионов, а проблему-то хотят поставить в вину руководству республики.
Авторв: Магомед Абдурашидов, Марко Шахбанов
Источник: «Московский комсомолец»
Фото: ©
Ниже приведены схожие материалы:
Категория: Лезгины в России |
Просмотров: 5720 |
Добавил: Jurnalist
| В материале упоминаются:
|

