Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1057
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 23
Мугьманар: 23
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2011 » Май » 27 » Фейруз Бадалов: «Услышать внутренний голос народа»

16:25

Фейруз Бадалов: «Услышать внутренний голос народа»


Фейруз Бадалов: «Услышать внутренний голос народа»
Фейруз Абумуслимович Бадалов родился 22 марта 1949 года в селе Дустагир Кусарского района АР в семье сельского учителя-филолога. В 1977 году с отличием окончил факультет журналистики Азербайджанского государственного университета им. С. М. Кирова, работал в редакции газеты ЦК Компартии Азербайджана «Совет кенди» («Советское село») корреспондентом и заведующим отделом.

После развала СССР, в 1992 году, Ф. Бадалов стал первым редактором первой лезгинской республиканской газеты «Самур», а в 1993—1994 гг. — главным редактором независимой лезгинской газеты «Алпан». Обе газеты выходили в городе Баку на лезгинском, азербайджанском и русском языках. В них Фейруз Бадалов печатал свои статьи и очерки, посвященные истории, фольклору, мифологии, литературе, языку, традиционной культуре, адатам и обычаям лезгин, а также насущным проблемам родного народа, разделенного против его воли на две части.

С 1994 года Ф. Бадалов преподает в вузах Южного Дагестана. Является членом Союза писателей России, кандидатом исторических наук. За эти годы он издал четыре монографии: «История лезгинского народа и государства: V тыс. до н. э. — Х в. н. э.» (Дербент, 1998); «Язычество лезгин» (Дербент, 2000); «Астральная религия лезгин: космогонические и антропогонические представления, пантеон божеств»/ Книга 1. (Москва, 2006); «Астральная религия лезгин: культ святых мест, культурные герои, образы низшей мифологии»/ Книга 2. (Москва, 2008). Его перу принадлежат десятки научных, литературоведческих и публицистических статей, напечатанных в научных, общественно-политических журналах, сборниках, а также в газетах, издающихся на русском и лезгинском языках в Дербенте, Махачкале и Москве.

Монографии Ф. Бадалова содержат ценную этнографическую информацию о сезонном сельскохозяйственном календаре, об алфавите албанского периода, о комплексе традиционных свадебных мероприятий лезгин, опубликованы фольклорные тексты — сказания, предания, легенды, мифы, песни и т. д., которые впервые вводятся в научный оборот.

Литературным творчеством Фейруз Бадалов занимается со школьных лет: посещал литературное объединение «РикIин гаф» («Сердечное слово»), организованное в Доме народного творчества города Кусары Забитом Ризвановым, опубликовал свои первые рассказы в районной газете «Къизил Къусар» («Красные Кусары»). В литературу он вошел в 1993 году как автор романа «Миф». Это первый роман, изданный в Азербайджане на лезгинском языке, и первый мифологический роман в лезгинской литературе.

Фейруз Абумуслимович не только ученый-историк и писатель-прозаик, но и талантливый драматург. Три комедии опубликованы в литературном журнале «Самур», а две из них — «Филиал» и «Граница» — поставлены на сцене Лезгинского государственного музыкально-драматического театра им. С. Стальского (режиссер-постановщик народный артист Дагестана М. Мирзебегов). Они восприняты зрителями и критиками положительно, о чем свидетельствуют рецензии, опубликованные в республиканских газетах.

В комедии «Граница» воссоздана ситуация, сложившаяся в лезгинском обществе с насильственным разделением народа на две части и одновременным переходом на рыночные отношения. Здесь противостоят друг другу две идеологии и соответствующие им понятия. Интересы «нового лезгина» не только коренным образом отличаются от интересов людей, поддерживающих идеологию коммунистов, но и резко противоречат им.
В комедии впервые в лезгинской драматургии ставится и художественными средствами разрешается проблема, связанная с государственной границей, разделяющей лезгинский народ на две части. Эти две линии (проблемы, связанные, с одной стороны, с духовной границей — несовместимостью между людьми разных убеждений и ценностей и, с другой — государственной границей, установленной между двумя частями единого народа) развиваются в комедии параллельно.

Курбан АКИМОВ, доктор филологических наук, профессор
С. АЛИЕВА, кандидат филологических наук

Ниже выдержки из его книги «Астральная религия лезгин» (издание 2008 года).

Добрые духи
Духи антропоморфного облика

Ашарат (Башарат, Басарат) — домовой, покровитель дома, семьи, благополучия, достатка. Ашарат, по представлениям лезгин, образец классического домового, известного многим народам мира, в том числе и Дагестана. Бытует поверье, что в каждом доме живет доброе существо, на котором якобы держится благополучие, достаток, изобилие. Он также считается покровителем рода, семейного очага. Лезгины часто представляли это существо в виде бородатого старика с палкой в правой руке, на которую он опирается при ходьбе. На голове у него, естественно, папаха, а на ногах — чарыки из кожи быка (шаламар) и портянки (батавар), которыми он обматывает ноги до колен. Он одет в шубу из овечьей шкуры (кавал), независимо от времени года. Лицо Ашарата сияет добротой, вообще, его окружает еле заметное сияние — лучи, похожие на солнечные. По представлениям лезгин, Ашарат, пока он дома, охраняет домашний очаг и покровителствует всем членам семьи.

Как известно, этот домовой у лезгин очень четко реагирует на поведение членов семьи и остается только в тех домах, где живут люди, соблюдающие все табу верховного бога.

Аша (Аша-ФатIима) — религиозно-мифологический образ, домовой женского пола, выполняет те же функции, что и Ашарат, но особенно благосклонен к членам семьи женского пола.

Теоним встречается в основном в разговорной речи. Аша отличается от Ашарата тем, что она является женщиной. Взаимоотношения Аша и Ашарата забыты. Неизвестно, приходятся ли они друг другу братом и сестрой, мужем и женой, или относятся к одной кагорте духов.

По нашему мнению, второй теоним — «Аша-ФатIима» появился после принятия ислама. К имени женщины-домовой (Аша) дабавили имя исторической личности, очень значимое в исламе (Фатима). Ведь Фатима приходится дочерью пророку Мухаммаду. Это наглядный пример тому, как новая идеология (в данном случае ислам) приспосабливает к себе образы астральной религии лезгин.

Гуни (Ракъинин свас — Невеста Солнца) — ритуальная фигура, используемая в обряде вызывания Солнца. Куклу Гуни изготовляли таким образом: на йирф — широкую деревянную лопату для сгребания снега — надевали женский головной убор красного и платье желтого цвета. Впереди процессии, высоко держа над головой куклу, шел, как правило, самый высокий мужчина села. Как отмечает, ссылаясь на информаторов, М. Ризаханова, в прошлом по селу водили не куклу, а живую женщину — одну из самых красивых в общине. В некоторых селениях ее называли Ракъинин свас (Невестой Солнца).

Гьуьлуьн шар (Царь моря) — религиозно-мифологический образ. Встречается в преданиях и легендах о первом мифическом поколении лезгин. Он — властелин Каспийского моря. Во всех случаях вторжения врагов в пределы страны вступает в схватку с ними во главе своей армии и одерживает победу.







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:


avatar
1
Это здорово что пишете про наших людей,мы в Даг мало знаем про Лезгин которые живут и творять в
Азер.не
avatar