Главная » 2015»Май»29 » ФЛНКА начала кампанию по возвращению исконно лезгинских названий
16:53
ФЛНКА начала кампанию по возвращению исконно лезгинских названий
ФЛНКА продолжает кампанию по возвращению исконно лезгинских названий.
ФЛНКА начала кампанию по возвращению исконно лезгинских названий, факт отрадный, и мы будем прилагать усилия, чтобы в итоге переименование все-таки получилось и старания не пропали даром.
Наряду с этим очень важно также возвратить наши исконные названия в ономастику прошлого (онома́стика, ономатология — раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения). Речь идет о сообществах, которые историки прошлого в своих трудах называли магалами, вольными обществами, округами, демократическими обществами и т.д.
Этот момент нельзя недооценивать, ведь это наша история, образ жизни наших недалеких предков. И мы обязаны реконструировать и сохранить все сведения нашей истории, в том числе и о вольных обществах.
Когда речь идет о лезгинских вольных обществах, то чаще всего говорят о четырех обществах Самурской долины, входивших в так называемый Самурский союз вольных обществ: Алтыпаринское, Докузпаринское, Ахтыпаринское и Рутульское вольные общества и село Мискискар (совр. Мискинджа), входившее в самурский союз на правах отдельного общества.
На самом деле вольных обществ у лезгин было больше, но дело в том, что почти все имеющиеся на сегодня в распоряжении исследователей сведения за очень небольшим исключением записаны после того, как они были включены в состав Российской Империи с установлением на этих территориях органов управления царской администрации.
Новая власть формально не упразднила существовавшие в вольных обществах институты народного управления, шариатские суды еще долго рассматривали гражданские дела, по поводу важных событий собирались советы старейшин, но все это постепенно сходило на нет.
Новая власть была властью государственной, с жесткой иерархией, или, как бы сейчас сказали, вертикалью. Она предъявляла прежде вольным общинникам множество новых требований, в том числе и в правовой сфере. В таких условия народоуправление постепенно вытеснялось. Вольные общества, уже не представлявшие собой взаимно необходимые союзы обществ-джамаатов, утрачивали свое значение.
Мало того, новые времена создавали новые политико-экономические реалии, рушились прежние хозяйственные связи, начинались миграционные процессы, которые приводили к опустению одних сел и укрупнению других. Вдобавок для своих органов управления – наибств – новая власть ввела новое административное деление территории.
Конечно, нельзя сказать, что дух вольных обществ был полностью потерян. Люди, особенно в старинных селах, не перестали ощущать ту общность, которая у них была в вольных обществах испокон веков.
Учитывая названные выше обстоятельства, сведения о вольных обществах, которыми мы сегодня располагаем, весьма приблизительны и поверхностны, зачастую сложно найти и определить даже их названия. Лезгинские названия этих обществ возникали спонтанно и были в первую очередь связаны с главными селами этих обществ, своеобразных политических центров.
Таковы были общества Рутул (Рутульское), Шиназ (Шиназское), Борч (Борчское, его же называют Хновско-Борчское, но в «Асари Дагестан» Гасана Алкадарского это общество названо именно Борчским), Кюре (общество Кюре или Кюринский магал), Кабир, Картас, Курах, Рича, Агул и другие.
Некоторые общества получали свои названия от названий каких-то природных объектов, например общества Кошан, Стал чилер, Гюней (главное село Гилияр), Кам (входило в Кайтаго-Табасаранский округ, но состояло из 7 лезгинских сел, главным из которых был Кварчаг).
А этимология некоторых названий широкой публике ни о чем не говорит. Например, случай с вольным обществом, отразившемся в российских документах как Гюгджа, центром его было селение Уллу-Гетег (лезг. «ЧIехи Гъетегъар»), или общество Ахмар, состоящее из селений Сардар-хюр, Гцашан-хюр (именно такова расшифровка селения Кошкент в перечне населенных мест Комарова). Более понятна этимология названий Къванциль, Асад-хюр, Дардара-хюр.
И, конечно же, не обошлось без того, чтобы в перечень наименований вольных обществ не вкрались заимствованные. Но это, надо думать, авторы исследований взяли не от лезгин, а из других источников информации. Например, теснина в Самурской долине под лезгинским названием «УчIвей хур» в русскоязычных документах стала фигурировать как «Аджи-Ахур».
Иначе сложно понять, почему общества Самурской долины, которая никогда не была под властью Сефевидов, носили названия Алты-пара и Докуз-пара, что означает шесть частей и девять частей, то есть союзы шести и девяти. Но если названия этих обществ понятны и имеют смысл, то словосочетание Ахты-пара, не имеющее смысла, скорее всего, возникло из созвучия, как некое копирование второй части названий двух соседних обществ.
Время стремительно меняет все, и многое меняет безвозвратно. Не все сведения о лезгинских городах и селах мы при желании сегодня можем собрать. Пока еще в памяти народа многое хранится, многое можно извлечь из рассказов старожилов. Поэтому все конструктивные силы на культурном поле лезгинских народов должны приложить свои усилия и плотно заняться данной работой.
Напомним, что ФЛНКА продолжает опрос на на предмет того, одобряют ли они инициативу по переименованию географических объектов Южного Дагестана. Призываем всех активно участвовать в опросе.
Я буду рад если вернуть настоящая фамилия один из крупнейших дагестанских поэтов XX века, основоположника лезгинской, дагестанской, досоветской поэзии СулейманГасанбекова (Стальский).
раман, ти низнайишь! Но энта факт!! ...Када юний турок Сулейман шьель с южного азикстана в северный "жемчуг" азикстана (Дэрбэнд), он упаль с ишьака и астальса и вирос в лизгинских гарах. А так он турок Сулейман Гасанбейли. Фпрочем, как и фсе кафкаские народы являюца древними турками, без присмотра ататурка загаварившими на нипанятних язиках...
Как раз,сегодня 29 мая в Стамбуле отмечается день взятия Константинополя турками османами. Именно в этот день в 1453 году султан Мехмет II Фатих завоевал самый крупный город того времени, что положило конец и Восточной Римской Империи, и Средневековью.
По моему ты сам упал с ишака интересно в какую сторону упал, есле влево то левое полушарие вышел из строя, а если вправо то правое полушарие вышел из строя. Врачи есть на сайте можете определить в какую сторону упал по стилю мисания камментарии можно я думаю определить.
У Альберта Энштейна в лаборатории работала женщина уборщица и как то она спросила у Энштейна, чем он занимается и Энщтейн не смог ей отвитить. И он не стал её клеймить стандартными клише и сделал вывод, что он не тем занимаеться.
Опрос это хорошо. Лично я одобряю инициативу по возвращению географическим объектам их прежних названий. Но есть несколько "но", скажем так трудностей. Новые названия по-любому будут с трудом приживаться. На это нужно время. По этому нужно торопиться (но не спешить). Еще одно "но" всплыло (по этой публикации) - нужно переименовывать не только по Южному Дагестану.
И не только географические объекты. Но все нужно делать с расстановкой, без спешки. Опрос это хорошо.
а как энтат персанальний сайт АПК (таяк називаемий "флнка") сабираеца менять названия лезгинских городов и сёл?? Не так ли как он раньше "следил и возрождал" лезгинский язык и культуру???... Ничтожеству дай интернет и способность строить сайты...
Когда Кремль захотел в реале переименовывать города Всесоюзного значения-Сталинири,Сталино,Сталинабад,Сталинград-переименовали без всяких опросов! А тут,чтобы пара аулов переименовать, понадобился Вселенский опрос в инете.Уроды уродовали названия наших населенных пунктов,а теперь мы должны умолять,чтобы разрешили именовать Кирку-Кркар, Икру-К1ири,Филя-Филер и т. д. А с окончаниями некоторых населенных пунктов-вобще порнография: Кур-кент,Касум-кент,Шихи-кент и т.д. Цель этого мероприятия-пугнуть колеблющихся.По тому, как появились твари дрожащие,а гад с постоянной пропиской так и хочет переиначить тему-цель достигнута. Можно и отложить угрозу переименования до следующего раза. Но,как предсказывали мудрецы-ВРЕМЯ и ПРОСТРАНСТВО-сжимаются,история(события) прессуется. Следующего раза может и не быть! На все воля АЛЛАhА!
До советстской революции (после тоже) турки рассматривали все горские народы Кавказа как подлежащие к безоговорочному и безотлогательному отуречиванию. Школы, документация, ...картография - всё было готово на турецком. ...Пришли русские, взяли готовую картографию, переписали кириллицей. Таким образом лезгинское село Мегьерамхуьр, который турки на карте указали как "Магарамкент" стал Магарамкентом; лезгинское село Кьасумхуьр, который турки на карте указали как "Касумкент" - Касумкентом и так же все остальные -кенты, -казмаляры и т.д...
Возвращать исконно лезгинские названия лезгинским городам и селам нет необходимости! Их нужно всего-лишь правильно говорить и писать: лезг.: Мегьерамхуьр - рус.: Магарамхур; лезг.: Кьасумхуьр - рус.: Касумхур и т.д.
Что касается "флнка продолжает кампанию по возвращению исконно лезгинских названий", то эта так называемая "флнка" - это всего-лишь персональный сайт Арифа Керимова, а данная акция (никому и ни для чего ненужный опрос) - это самореклама. Он ничего не начинал и не продолжает. Он начинал и продолжает только лгать и обманывать простой народ. Это известно и армянам, и русским. Позже всех об этом узнали лезгины. Но прежде всего об этом узнали цIапы. Они хорошо изучили "лезгинскую автономию". И действуют соответственно: "сабака лает - стадо идёт". Некоторые лезгинские "патриоты", вылупившиеся 5 минут назад или выращенные на страницах виртуального "флнка", могут сейчас возомниться и назвать меня "цIапом"...
Есть у нас много людей, которые на самом деле работают во благо своего народа и даже посвящают жизнь своему народу. О многих из них народ никогда даже не узнает. Вот это настоящие патриоты!
...Возвращаясь к теме "флнка начала кампанию по возвращению исконно лезгинских названий" - "флнка" во главе с АПК уже 16 лет на своем сайте возвращает лезгинам язык и культуру. За все эти годы у них родилась только одна "воскресная школа" в Москве, куда привели 5-6 детишек. Своих. Чтобы сфотографировать. И написать десятох статеек.
чтобы опубликовать опрос на своем сайте (или в группе в соцсетях) - на это денег не нужно Подобные "опрос"ы увеличивают рейтинг сайта (или рейтинг группы в соцсетях).