Газпром уже готов к разработке газовых месторождений в Пакистане. Очевидно, что он в этом еще и заинтересован. На встрече президента России Дмитрия Медведева и президента Пакистана Асифа Али Зардари главы государств договорились о сотрудничестве.По большому счету сегодня Пакистан – относительно спокойная из стран региона. Однако не все так гладко. Недавняя история с убийством террориста номер один Усамы бен Ладена сильно пошатнула авторитет пакистанских спецслужб, на которые опирается президентская власть, потому после вынужденного «кидка» американцев такой союзник, как Россия, очень кстати.
А нам очень кстати союзник по борьбе с терроризмом и в связи переходом на преимущественную добычу углеводородов. Возможно, что намеченный союз связан и с некоторым опасением России в продвижении волны арабских революций в нашу сторону, а здесь Пакистан сейчас вроде бастиона. Ведь есть и Азербайджан, где все более нарастает конфликт в Карабахе.
А тут, глядишь, и Дагестан…Плюс еще в октябре прошлого года вице-премьер России Игорь Сечин говорил о возможности Газпрома участвовать в консорциуме по реализации проекта трансафганского газопровода. Разве этот проект не «песня» для российских бизнесменов. Кстати, возможно, что наш земляк Сулейман Керимов тоже захочет поучаствовать в интересном проекте.
В 2008-м он продал акции Газпрома и Сбербанка, а ведь с 2005-го акции, которые он тогда покупал, прибавили за три года примерно 90% в цене. Теперь же он снова покупает их плюс акции Сбербанка, ресурс которых очень пригодится в реализации проекта транспакистанского газопровода.А в это время топливный кризис в России все еще набирает обороты. Топливный дефицит, который, в принципе, был создан искусственно, неминуемо сказался на цене бензина на большинстве заправок в России, в том числе и в Дагестане. Единственный механизм, который власти считают приемлемым, – это организация кластера вокруг нефтяного гиганта с господдержкой – Роснефти.
Но главным приоритетом все же будет газовая промышленность, так как углеводороды объявлены одними из приоритетов экономического курса.Ситуация обострилась, когда более месяца назад премьер российского правительства Владимир Путин заговорил о необходимости снижения цен на нефтепродукты. Тогда, поняв, что им не отвертеться, решили отыграться на международном рынке, то есть там, где цены не регулируются. Напомним, топливная ситуация обострилась после озвученных в феврале и марте Владимиром Путиным требований к нефтяным компаниям снизить цены на нефтепродукты. Прислушавшись к распоряжению премьер-министра, предприниматели зареклись не повышать цены на внутреннем рынке и предпочли ему зарубежный, цены на котором не регулируются.
Результат – заправки стали ограничивать продажу бензина и неоправданно завышать цены на топливо. То есть ситуация только ухудшилась. Перебои с поставками стали торопливо объяснять нефтяники. Они посчитали это стечением обстоятельств в виде совпадения роста цен на сырую нефть с ростом акцизов. Глава же Минфина Алексей Кудрин поспорил, сказав, что это связано с отсутствием адекватной реакции производителей на изменение мировых цен на нефть, которые существенно изменились в связи с событиями на арабском Востоке.Вроде правительство делает попытки сдержать рост цен на топливо.
Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина даже пообещала, что повышенные пошлины на экспорт останутся, чтобы «не соскакивали» за границу, однако топливный кризис не прекращается. Наверное, потому, что нет соответствующего законодательства.