Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1090
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 29
Мугьманар: 29
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2015 » Август » 21 » Как бьется сердце Лезгистана

09:31

Как бьется сердце Лезгистана


Как бьется сердце Лезгистана Как бьется сердце Лезгистана Как бьется сердце Лезгистана Как бьется сердце Лезгистана Как бьется сердце Лезгистана Как бьется сердце Лезгистана Как бьется сердце Лезгистана
Благотворительность на Северном Кавказе: мифы и реалии

КАВПОЛИТ провел анализ гуманитарных проектов, которые на Северном Кавказе реализуют российские благотворители – миллиардеры из списка Forbes. 

В числе их приоритетов – религия, культура и образование. Правда, большинство конкретных получателей грантов и адресной помощи не названы. И это правильно: меценатство не терпит громких слов.

Щедрость – не порок

Агентство финансовой информации Bloomberg опубликовало рейтинг самых щедрых меценатов России. Всего в нем девять фамилий, которые за прошлый год пожертвовали на культуру, науку и спорт $440 миллионов, и это примерно на десятую часть меньше, чем в 2013 году. Первое место в «рейтинге щедрости» занял Алишер Усманов, который потратил $172 миллиона, а на девятой позиции Михаил Прохоров с $19 миллионами.

КАВПОЛИТ выяснил, каким образом деятельность богатых благотворителей и меценатов отражается на жизни Северного Кавказа.

Например, работа фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» нацелена в основном на федеральные проекты (скажем, на поддержку театральной премии «Золотая маска» или Мариинского театра), поэтому на жизнь регионов влияет мало.

Схожее реноме у культурно-исторического фонда «Связь времен» Виктора Вексельберга. За прошлый год на благотворительность он потратил $41 миллион: один из самых известных его проектов – это создание музея Фаберже в Санкт-Петербурге.



Частный музей Фаберже в Санкт-Петербурге, открытый на средства культурно-исторического фонда «Связь времен» Виктора Вексельберга. Фото: sobaka.ru

А вот фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски, судя по его отчету, только в образовательной сфере помог 130 тысячам грантополучателей, а также почти 3 тысячам ученых. Но конкретных имен в фонде не называют…

Suleyman Kerimov Foundation, зарегистрированный в Швейцарии, реализует гуманитарные проекты не только в России, но и во многих других странах – Армении, Бельгии, Китае, Германии, Греции, Израиле, Ираке… Среди российских регионов Сулейман Керимов, разумеется, самые внушительные суммы тратит на благотворительность в Дагестане (он сам родом из Дербента).

За прошлый год траты олигарха составили $55 млн. Керимов – лезгин по национальности, он активно поддерживает развитие лезгинской культуры. В частности, его швейцарский фонд профинансировал издание в московском издательстве «Голос-пресс» книги «Лезгины», которую затем распространили по библиотекам Дагестана.

300 тысяч рублей фонд потратил на издание русско-лезгинского словаря и 800 тысяч – на строительство танцевальной школы для государственного академического ансамбля «Лезгинка».

Сулейман Керимов, разумеется, самые внушительные суммы тратит на благотворительность в Дагестане.

Пожалуй, один из самых известных проектов Suleyman Kerimov Foundation – оплата хаджа для малоимущих жителей Дагестана. В 2008 году фонд потратил на это $1,8 млн (к святым местам удалось отправить 245 человек), в 2013 году траты на эти цели возросли до 10 миллионов. В среднем на одного паломника выделялось около 80-100 тысяч рублей: перелет из Махачкалы в Медину, трансфер, расселение в гостинице, питание…



Всего, по данным самого фонда, за шесть лет существования этой программы к святым местам удалось отправить около 12 тысяч жителей Дагестана.

Однако с прошлого года программа приостановлена и возобновится ли в будущем году, неизвестно.

Святилища Каспийского моря

Профинансировал Керимов и строительство паломнического отеля на горе Шалбуздаг в Южном Дагестане, которая считается священной – здесь расположено святилище (зиярат) Эренлан и могила святого Сулеймана.

Также Suleyman Kerimov Foundation донирует другие фонды, действующие непосредственно на территории Дагестана: например, «Данко» занимается лечением и реабилитацией детей с ДЦП в Китае, а «Саваб» – строительством мечетей.

Фонд Магомеда Ярагского получил 247 тысяч рублей на издание книги о выдающемся религиозном мыслителе «Магомед Ярагский – наследие и наследники», а фонд «Исламский мир» – 2,5 миллиона на съемки документального фильма о пророке Мухаммаде.

Фонд «Наследие края» с 2009 по 2013 годы получил в общей сложности более 900 млн рублей на различные проекты, суть которых на официальном сайте Suleyman Kerimov Foundation подробно не раскрывается. Это строительство социальных объектов и мечетей, религиозное образование…

50 миллионов фонд Сулеймана Керимова выделил погорельцам из деревни Цибари Цунтинского района, где в 2010 году пожар оставил без крова почти четыреста человек.



29 миллионов направил фонд на реконструкцию Кизлярской гимназии №1 имени Ломоносова.

Не забывает Сулейман Керимов и о поп-культуре: в 2010 году он выделил 3 миллиона на поддержку сборной Дагестана по КВН. Впрочем, большинство гуманитарных проектов олигарха не афишируются: на сайте его фонда говорится только о том, что крупные суммы были выделены на лечение детей и взрослых (без указания их фамилий).

С прошлого года программа оплаты хаджа малоимущим дагестанцам приостановлена и возобновится ли – неизвестно

И если в этом случае непубличность объяснима, то некоторые начинания Suleyman Kerimov Foundation вызывают удивление. В 2011 году фонд выделил почти 90 млн рублей (по тогдашнему курсу) британской компании Blom Aerofilms, которая занимается аэрофотосъемками, и архитектурной фирме WATG. Целевое назначение – развитие некоего Caspian Sea Town. Более никаких подробностей об этом проекте найти не удалось.

«Башня мудрости» над Пещерой ласок

Фонд Елены и Геннадия Тимченко реализует несколько культурных проектов, самый известный из которых – «Культурная мозаика малых городов и сел». В прошлом году победителями грантового конкурса фонда стали шесть проектов из регионов Северного Кавказа, а в нынешнем – только один.

Гумбетовский центр традиционной культуры народов Дагестана (село Мехельта) выдвинул на грант проект «Гумбетовский район читает стихи Али-Гаджи из Инхо». Для тех, кто не знает, Али-Гаджи из Инхо – это аварский поэт, один из самых прославленных литераторов Дагестана XIX столетия.

Прошлогодние проекты, кстати, до сих пор продолжают реализацию. Например, в селе Татарка в прошлом году появилась «Гречландия» в память о выдающемся живописце Павле Гречишкине. Дети с GPS-навигаторами проводят квест по местам, где творил пейзажист, слушают увлекательные лекции, сами ездят на пленэр…



Дети проходят квест в «Гречландии». Фото: spb.news-r.ru

В селе имени Коста Хетагурова в отделе районной библиотеки рассказывают детям про «Храмы и башни – символ христианства на Северном Кавказе», а в Тырныаузском районном краеведческом музее создали образовательную тропу «Лесная мозаика».



Открытие образовательной тропы «Лесная мозаика». Фото: ruoelbrus.ru

Северо-Осетинский университет имени Коста Хетагурова создал в населенных пунктах Пригородного района (вокруг Мыстулагты лагат – пещеры Ласок) целый кластер, где дети и молодежь знакомятся с чернолощеной керамикой. Лощение – это древняя техника, известная в Осетии: поверхность необожженного керамического изделия натирают до блеска, и только затем кладут в печь.

В прошлом году в грантовом конкурсе фонда Тимченко победили шесть проектов из СКФО, в нынешнем – только один

Жаль, что многие достойные музейные проекты все же не получили поддержки – слишком уж жесток конкурсный отбор. Но поддержкой культурно-музейных проектов занимается и благотворительный фонд Владимира Потанина (программа «Меняющийся музей в меняющемся мире).

В прошлом году грант получила директор краеведческого музея Итум-Калинского района Чечни Мария Рахмаева (проект «Башня мудрости»), а в нынешнем – научный сотрудник Лилия Галазова из Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства в Беслане (проект «ЗАГС: Зарисовки, анимация, горцы, свадьба») и Игорь Яковенко из Ставропольского государственного музея-заповедника (проект «Городок в удачном месте»).



Награждение победителей конкурса проектов, претендующих на гранты фонда Владимира Потанина. Фото: museumguide.ru

Помимо этого, фонд Владимира Потанина реализует и стипендиальную программу для студентов и молодых преподавателей вузов. Участвуют в этой программе три вуза Северного Кавказа: Пятигорский лингвистический университет (ПГЛУ), Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) и Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ).

Антон Чаблин: политолог, журналист.








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгины в России | Просмотров: 3198 | Добавил: Редактор | В материале упоминаются: Сулейман Керимов

Оставьте свой комментарий!
avatar