Главная » 2014»Сентябрь»13 » Ханжан Курбанов о политических чистках в Дагестане (Особое мнение)
16:26
Ханжан Курбанов о политических чистках в Дагестане (Особое мнение)
Новая избирательная система обязана разрешать кризисные явления в дагестанских муниципалитетах.
Дагестан разный. Абдулатипов Рамазан, придя сюда, знал это. Но то были знания, как правило, теоретические: философско-историческое осмысление родного края проходило большей части в тиши московских кабинетов.
Погружение философа Абдулатипова в плотные слои политики произошло в 2013 году. Последовали кадровые чистки, с политической доски был устранен главный оппонент политики очищения – экс-мэр Махачкалы Саид Амиров. Вместе с главным тяжеловесом происходит переформат и политической элиты, парламентского корпуса, где экс-мэр имел как минимум треть своих преданных сторонников и влияние еще на столько же народных избранников.
Вначале главой республики было озвучено, что лица, восседающие на своих креслах более 10 лет, должны покинуть посты. Однако таких нашлось немного, если не сказать, что политические мастодонты и вовсе не собирались оставлять свои должности. Потом было озвучено, что им дается шанс исправиться и время адаптироваться. Однако и тут не все так гладко проходило. Невозможно было так быстро адаптироваться к новым реалиям, заявленным главой республики, за ритмом, которого едва поспевали представители политического бомонда.
23 июля на ежегодном прямом эфире в формате «открытая власть» Рамазан Абдулатипов заявил, что будут сменены главы Дербентского и Казбековского района. Если с аварским Казбековским районом удалось наладить диалог — им управлял брат трагически погибшего в автокатастрофе в декабре прошлого года политический тяжеловес Гаджи Махачев — то с преимущественно азербайджанским Дербентским районом вышел казус.
Глава района Курбан Курбанов относится к клану Курбановых, которые управляют районом уже более 40 лет. Отец его Сеид Курбанов – советский функционер наладил хорошие связи с «отцом азербайджанской демократии» Гейдаром Алиевым и заручился поддержкой официального Баку.
В последние годы Дербентский район, будучи одним из ресурсных регионов Дагестана с прекрасными экономическими и туристическими возможностями был превращен в придаток клановых интересов. Были разрушены хозяйства-миллионеры, а виноградарство не давало того эффекта, которого ждал дотационный Дагестан. Вместе с тем в Дербентском районе раскручивались откровенно проазербайджанские настроения.
Практически регион стал одной из провинций соседнего Азербайджана, где к району относились как к своей анклавной территории со всеми вытекающими. Портреты лидеров Азербайджанской республики, флаги и другая атрибутика – дополняли общую картину района, где Дербент неизменно считался «древним азербайджанским городом».
Действия главы Дагестана по попытке смещения Курбанова с кресла бессменного главы воспринимались в азербайджанских СМИ как акт покушения на дружественные отношения и своего человека в соседнем государстве. Эти выпады можно было позволить только после того, как Россия перестала быть в роли «большого брата». Российские интересы в приграничном Дербентском районе не проглядывались.
Политическая культура элит, сложившаяся в Дагестане предполагала, что глава района, имея на территории негативный опыт управления, распечатанное хозяйство, незаконные карьеры, коррупционные схемы в сфере земельных отношений, антироссийский оскал и пр., не будет держаться за кресло, а покинет его по уговору парламентёров главы. Однако Артур Исрапилов, глава управления по внутренней политике дагестанского «Белого дома», который выполнял подобную миссию, вероятно, не осилив нагрузку, неожиданно покинул свое кресло.
Человека, который бы уговорил Курбанова покинуть кресло немедленно, либо в обмен на какие-либо преференции, пока в активе руководства республики, по всей видимости, не наблюдается. Абдулатипов продолжает надеяться на то, что старая элита быстро адаптируется, однако этот процесс в некоторых случаях дает сбои.
Курбанов не собирается покидать свое кресло, утверждая, что он всенародно избранный глава и его полномочия истекают в сентябре будущего года. И вот 10 сентября дагестанские депутаты решили, что главы муниципальных образований республики больше не будут иметь возможности всенародно избираться. Такой способ был изъят из реестра политических возможностей. Таким образом, дагестанская муниципальная система всецело переходит на парламентский способ и тогда есть надежда, что главы районов более не будут бравировать своей избранностью. Всенародной.