Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1081
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 74
Мугьманар: 74
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2010 » Март » 6 » «Лезги мечеть» в осаде. «Суннитский вопрос» в Азербайджане встает ребром

11:06

«Лезги мечеть» в осаде. «Суннитский вопрос» в Азербайджане встает ребром


«Лезги мечеть» в осаде. «Суннитский вопрос» в Азербайджане встает ребром «Лезги мечеть» в осаде. «Суннитский вопрос» в Азербайджане встает ребром
Сегодняшние противники возрождения исламского мира нашли в шиитско-суннитском соперничестве благодатную почву для разжигания внутриобщинной розни и вражды. Ирак, Пакистан и Йемен, благодаря их многолетним целенаправленным усилиям по стравливанию мусульман, принадлежащих к разных направлениям, превращены, по сути, в кровоточащие раны на теле уммы. Следующим в этом списке может стать Баку и Азербайджан, если ситуация в этой стране и дальше будет развивать так же, как сейчас…

Лезги-мечеть в Ичери-шехер

Баку - столица Азербайджана, один из самых красивых городов не только бывшего СССР но и всего мира. Изюминка Баку это комплекс историко-архитектурных памятников «Ичери Шехер» - «Внутренний город». Кстати, именно в бакинском Ичери-шехер снимались ключевые эпизоды легендарной советской комедии «Бриллиантовая рука»

Украшением Ичери-шехер, наравне с такими архитектурными ценностями, как Комплекс ширваншахов, Девичья башня и Караван-сарай является одна из старейших бакинских мечетей, суннитская «Лезги мечеть», известная под лезгинским названием «Лезги миски».

Эта мечеть представляет собой весьма интересное не только с точки зрения верующих, но также культуры и истории, культовое сооружение. Согласно сведениям, которые приводят историки, данная мечеть была построена Ашуром, сыном некоего Ибрагима, предположительно в 1169 году.

Известно, что «Лезги мечеть» в комплексе архитектурных памятников Ичери-шехер числится в списках общемирового культурного достояния ЮНЕСКО с 2000 года. Суннитская же община мечети при Лезгинском культурном центре «Самур» была зарегистрирована в Минюсте Азербайджана с 1993 года.

Однако мечеть, несмотря на название, посещают не только лезгины, но и другие сунниты, проживающие в Азербайджане, - аварцы, чеченцы, составляющие в стране многочисленные диаспоры, а также этнические азербайджанцы, исповедующие суннизм. Таким образом «Лезги мечеть» - это один из немногих общесуннитских центров Баку и всего Азербайджана.

Неудобное имя


Однако в последнее время жизнь суннитской общины при исторической мечети омрачена попытками властей ликвидировать саму общину и прекратить ее религиозную и просветительскую деятельность. Как пишет дагестанский еженедельник «Настоящее время», проблемы у общины начались со дня попытки, согласно требованию официальных властей и Закону Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания», пройти обязательную перерегистрацию в Госкомитете по делам религии.


Согласно письму, поступившему в адрес редакции «Настоящего времени» от членов указанной общины, процесс подготовки документов для перерегистрации был подведен к одному непременному условию, согласно которому от общины мусульман-суннитов «Лезги мечеть» при культурном центре «Самур» в Ичери-шехер требуют изменить историческое название мечети из «Лезгинской» в «Ашурбекскую».

Однако в этом случае дело не только в названии, тем более, подчеркивающем национальную принадлежность мечети. Ведь для мусульман любая мечеть – «Дом Аллаха», главное предназначение которого объединять в вере и правде верующих мусульман, вне зависимости от их национальности.

Однако, в данном случае, говоря о «Лезги мечеть», речь идет не столько о названии мечети, не только о наследии древнейшей культуры и сохранении для будущих поколений достоверного исторического названия архитектурного сооружения, признанного ЮНЕСКО, сколько о попытках притеснения суннитских общин в Азербайджане.

Согласно источникам газеты «Настоящее время», подобное давление, как и на «Лезги мечеть», «предприняты и в отношении суннитской мечети «Абу-Бакр» и других суннитских общин в пригородах Гобустана, в Аляте, в Мушфигабаде». Суннитские мечети «Абу-Бакр» и «Шахидляр» уже закрыты.

Журналист «Настоящего времени» Эркен Эркенов отмечает, что, по словам представителей религиозных общин, чиновники из азербайджанского Госкомитета по работе с религиозными организациями, который проводит регистрацию, заставляют их включать ограничения в уставы общин. Так называемый образец устава, навязанный общинам, укрепляет ограничения, содержащиеся в Законе о религиях от 2009 года, а также содержит нечеткие формулировки, которые могут быть использованы против мирной религиозной деятельности. Примером ограничений, по их мнению, является, например, требование сообщать в Госкомитет, если дети и взрослые члены общины получают религиозное образование.

Судьбу тех, кто, согласно новому закону «О свободе вероисповедания», не успел до 1 января 2010 года пройти перерегистрацию, не возьмется сегодня предсказать никто. Власти утверждали, что такие общины будут ликвидированы через суд.

Но дело в том, что данная обязательная перерегистрация всех религиозных организаций - четвертая с тех пор, как Азербайджан получил независимость после развала СССР в 1991 году - началась с момента вступления в силу ограничительных поправок к Закону о религиях в мае 2009 года. Некоторые эксперты считают, что процедура перерегистрации стала своего рода чистилищем непокладистых общин из реестра юридических лиц и дальнейшей делегитимизацией таковых.


Шиизация вопроса

Как пишет в своем заявлении суннитская община «Лезги мечеть» при культурном центре «Самур», когда ими был сдан весь необходимый пакет для перерегистрации, чиновник Комитета по делам религий отправил их в религиозную структуру - Управление мусульман Кавказа, возглавляемую Аллах-шукюром Паша-заде, который считается шиитским лидером.

«Просмотрев представленные документы, - говорится в заявлении общины, - религиозный чиновник по имени Алирза, который принял все наши документы, почему-то отправил нас, для получения заключения (не указанного в Законе) от какого-то Гази Хикмета в мечеть «Бибихейбет». Как следует из обращения общины, этот Гази Хикмет потребовал от заявителей поменять название мечети с «Лезги мечеть» на «Ашурбекскую». «Пока вы не поменяете название мечети ко мне не приходите», - приводят сунниты слова Гази Хикмета.

При этом, никакие упоминания о том, что не сегодняшняя суннитская община устанавливала имя этой мечети, что это историческое название XII века, что община сама не имеет права менять название историко-архитектурного памятника, что данное переименование лежит в компетенции исключительно государственных властей, Гази Хикметом не были приняты во внимание.

«Таким образом, получив от указанного выше Гази Хикмета чисто формальный отказ мы поняли, что в отношении нашей «Лезги-мечеть» и нашей общины, как и иных суннитских общин, подготовлена настоящая и конкретная травля с целью убрать историческое название мечети и выгнать нашу общину, которую собираются либо закрыть вовсе, либо же вместо нее намереваются ввести туда хоть и малочисленную, но шиитскую общину», - заявляют прихожане-сунниты.


«О создавшемся положении мы официальным письмом уведомили Аллах-шукюра Паша-заде и попросили у него принять соответствующие меры. Однако, увы, никакого ответа и реакции на это письмо до сих пор пока не получили», - заключает община «Лезги мечети» в своем заявлении.

Возмущение представителей суннитской общины вполне понятно. Если прежние суннитские мечети, такие как «Абу Бакр» и «Шахидляр» были закрыты хоть под какими-то благовидными предлогами, вроде борьбы с ростом активности радикалов, то в случае с «Лезги», судьба мечети и самой общины отдана во власть чиновникам и функционеров из числа «официального шиитского духовенства».


Тем временем...

Отдельно в этой истории стоит отметить роль Аллах-шукюра Паша-заде. Как писал недавно Азад Кулиев и как пишет еженедельник «Настоящее время», сегодня под него на всем суннитском пространстве СНГ реализуется весьма интересный проект. На состоявшейся 18 июня 2009 года в Москве международной научно-практической конференции «Мусульмане СНГ за межконфессиональное и межнациональное согласие» Паша-заде был практически единогласно избран председателем Консультативного совета мусульман СНГ, т.е. провозглашен своего рода «муфтием СНГ».

Как пишет Эркен Эркенов, «это выдвижение и избрание лидером мусульман СНГ шиита вызвало сегодня у части суннитов возмущение». Однако по словам Азада Кулиева, за подобным продвижением Паша-заде на роль лидера суннитского большинства стран СНГ проглядывает сложная комбинация.

При всем этом крайне странным выглядит то, что происходит с «Лезги мечеть» и др. суннитскими центрами Азербайджана. Я имею в виду политику закрытия суннитских мечетей под различными, в том числе и надуманными предлогами. Как это объяснить мусульманам СНГ?

Но не секрет, что в сегодняшнем Азербайджане суннитские общины не в пример шиитским намного более активны и успешны. Тот же Паша-заде, на глазах которого развивается эта активность суннитских общин, еще с 90-х годов проводит политику пресечения в суннитских общинах Азербайджана смены плеяды местных «старых» имамов молодыми и образованными выпускниками духовных учебных заведений Дагестана.

Тех же, кто отказывается идти на своеобразную «духовную переквалификацию», зачастую целенаправленно выдавливают из Азербайджана или полностью блокируют их религиозную и просветительскую деятельность. Это при том, что в соседнем Дагестане шиитская община азербайджанцев не испытывает никаких проблем в осуществлении своей религиозной и просветительской активности.

Подарок всем антиазербайджанским силам

Как подчеркивает Эркен Эркенов, во всей скандальной истории вокруг «Лезги мечети» «за кулисами очевидных фактов можно разглядеть выращиваемое противостояние между двумя ветвями уммы на Кавказе — суннитами и шиитами». Вне всякого сомнения, что разжигание противоречий между шиитами и суннитами, стравливание этих двух общин– часть глобальной стратегии, реализуемой в исламском мире ястребами атлантического блока вкупе со своими сионистскими союзниками на Ближнем Востоке.

Понятно, что амбиции по шиизации всего духовного пространства Азербайджана как нельзя более кстати лежат в русле этих интересов и этой разрушительной стратегии. Но, конечно, те, кто движим порывом запретить, закрыть и блокировать любую суннитскую активность в республике, скорее всего, и не думают о том, каким подарком являются их неуклюжие действия врагам уммы.

Данная политика является лучшим подарком всем антиазербайджанским силам, которые могут использовать тему с притеснением суннитского меньшинства в своей информационной войне против этой закавказской республики. Кроме того, в случае эскалации шиитско-суннитского противостояния, данный конфликт будет бить не только по имиджу, но и по целостности самого Азербайджана.

Около 30% азербайджанских мусульман являются суннитами, крупные суннитские общины представлены лезгинами, аварцами, цахурцами и иными народами Дагестана, а также чеченцами. Данный факт является очень удобным фитилем для подрыва всей внутренней стабильности и межконфессионального мира в Азербайджане.

И потом, для чего это нужно властям Азербайджана? Ведь сегодняшний Баку старается позиционировать себя на международной арене в качестве светского, динамично развивающегося и готового к модернизации режима. Но почему же он закрывает глаза на разрушительную деятельность?


Почему молчат суннитские лидеры России и СНГ? Почему на эту ситуацию не реагирует глава мусульман Кавказа Исмаил Бердиев, имеющий в отличие от Паша-заде больше легитимности на руководство делами суннитов региона? Почему сегодня молчат лезгинские лидеры, готовые чуть что кричать об ущемлении прав соплеменников? Почему на этом поле не видно никакой активности крупного бизнесмена Сулеймана Керимова, лезгина по национальности, могущего с легкостью поддержать ресурсами любое движение в защиту прав суннитских меньшинств за пределами России?

Почему молчит неформальный лидер лезгин Дагестана Имам Яралиев, именуемый в народе «дах» - «отец». Или сегодня лезгинские лидеры настолько увлеклись языческим эпосом Шарвили, что и позабыли о своем славном прошлом? Ведь именно с лезгинских земель и именно с лезгинских мечетей началась история распространения Ислама на территории современной Российской Федерации.

Неужели сегодня у лезгин не осталось таких героев, как Хаджи Давуд Мюшкюрский, который сумел объединить мусульман Лезгистана и Южного Дагестана для противостояния шиитской агрессии Сефевидов и притеснениям суннитов региона?

Ведь защита прав суннитского меньшинства Азербайджана могли бы стать не только признанием зрелости лезгинской элиты, но и весьма выигрышным проектом, который бы позволил значительно укрепить свои позиции, консолидировать мусульман региона и всей страны. А также позволил бы мусульманским лидерам России приобрести в глазах суннитского большинства СНГ и всего исламского мира статус защитников притесняемых общин.

Зачем и кому это нужно?

А пока молчат лидеры лезгинского народа, пока молчат лидеры Дагестана, народности которого проживают в качестве меньшинств в Азербайджане, пока молчат лидеры мусульман России, в Баку продолжается «накат» на суннитов. Не говоря уже о том, что происходит по отдаленным от Баку районам компактного проживания дагестанских народов – лезгин, аварцев и цахурцев.

Вся эта разрушительная политика в итоге может привести к тому, что мирный и залечивающий раны после карабахской трагедии Азербайджан может, если проблема будут и дальше усугубляться, опять оказаться в «полосе турбулентности». Тем более, что потенциально тлеющих конфликтов в основании азербайджанской государственности заложено уже немало – социальных, национальных и религиозных.

Но новый Ирак и Йемен на южных рубежах России уж точно не нужен ни Москве, ни Баку, ни мусульманам региона, будь они хоть сунниты, хоть шииты…

Асадулла Кудрат (Баку)

На фото (со второй вниз): - Кадр из фильма «Бриллиантовая рука», снятый в Ичери шехер
- «Лезги мечеть» в Баку
- Памятные таблички на стене «Лезги мечеть»
- Хаджи Давуд

Ислам.ру









Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгины в Азербайджане | Просмотров: 7178 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: лезгины в Азербайджане, ислам и лезгины, лезгин, лезги мечеть

Оставьте свой комментарий!
avatar