«Лезгинка» под березой или День дагестанского хинкала в Иваново
Почти каждый дагестанец трудо-устроен. Многие являются примером поведения в семье и в быту. Трудолюбивому человеку не до потех и забав, не до водки, родственники на малой родине ждут от него ежемесячных «подогревов».
Случайно ли пришла в голову Всеволоду Курбанову, лакцу по национальности, входящему в структуру городской администрации, мысль перезнакомить всех земляков друг с другом, созвав их на «курултай», или за этим действием причины иного свойства, узнать я так и не решился. Было очевидно, что вопрос сближения друг с другом давно созрел. Слова о толерантности и интеграции в русскую среду приезжих носились в воздухе, не подкрепленные усилиями ни со стороны южных землячеств, ни со стороны «хозяев» земли. Кто-то должен был повести полки за собой в лобовую атаку. Должен был вложить в это дело немалые деньги, назначить место дислокации, оповестить граждан о встрече, подготовить концертно-развлекательную программу, еду и питье.
Похоже, эмиссар по проблемам переселенцев со своей задачей блестяще справился. Свыше пяти часов не умолкала лезгинка. Звучали лакские, аварские, лезгинские, даргинские, табасаранские песни. Солидный банкир из Москвы, не на шутку растревоженный мелодиями детства, в компании трио спел старинную лакскую песню «Вабабай-вай», которая давно исчезла из репертуара современных исполнителей. Перчатку, брошенную лакцами, подняли даргинцы. Под сводами зала зазвучала гортанная речь.
А как же без «берцинай-чолукьай»? Разве можно обойтись без духоподъемного гимна аварцев? Звук, тембр, пластику и красоту музыкального шедевра взялся донести до слушателей собственный певец и композитор-»министр» культуры землячеств Али Магомедов.
Лезгинка - это святое. Какой «сабантуй» без танца? Дробь барабана, музыки гром. Не описать это действо пером. Лезгинка - это наше все. Достояние республики. Как футбол в Бразилии, хоккей в Канаде, регби в Австралии. Нет мочи усидеть. Танец - святой ритуал. Зарядка. Молитва. Здесь не просят - иди и танцуй! Это долг, честь, обязанность. Встать и выбежать в круг. Ринуться в бучу, в сечу как на поле боя.
Предки воевали, все силы, до последнего вздоха, отдавали борьбе. Кинжалы давно сданы в музей. Черкески - эксклюзивная редкость. Но дух борьбы остался. Танец - тоже бой, стремительный, сокрушительный, с полной самоотдачей. Все движения артиста - это колка, рубка, прыжки. Вспотеть, устать. Отдохнуть чуток, и вновь проверить бетон на прочность. Столы опустели, стынет хинкал, юноши пошли плясать. Пол дрожал. Было опасение, что он вот-вот провалится.
Произносились тосты, провозглашались здравицы в честь Дагестана и его сынов, звучало патриотическое «УРА!». Микрофон переходил от одного кудесника слова к другому. Старосты национальных групп упражнялись в красноречии: кто ярче отблагодарит всех и вся. Рефрен, смысл всех выступлений сводился к одному: встречи нужны, встречи важны, это - уроки воспитания дружбы, патриотизма. Вдали от дома родного живущих здесь очень много. Должны мы все друг друга знать, нам нужно дружбу укреплять.
Известному ивановскому поэту и спортсмену Джамбо предоставили трибуну для ознакомления гостей с его творчеством. Редко какому чтецу удается собрать внимание зала. Но здесь аудитория неожиданно бурно отреагировала на содержание и смысл актуальных строк о жизни, о политике, о Шарипе Магомедалиеве из Тляраты, которому были адресованы слова любви и признания. Просили читать еще и еще. «Но для этого нужен специальный час поэзии», - возразил автор.
В ходе обсуждений было сделано удивительное открытие. Оказывается, по рассказам гостей из Дагестана, нравы и обычаи здешних мусульман светлее и чище, чем на родине Шамиля. Это - и соблюдение постов, и посещение мечети, и дружелюбие, и открытость. На чужбине острее тяга к «дыму Отечества». И эта похвала заезжего кунака - бальзам, елей на души и сердца ивановского землячества северокавказцев.
Принято считать, что в Россию едет одно отребье: бандиты, пройдохи,
бомбисты. С глубокой настороженностью горожане всматриваются в лица
суровых, небритых людей. И не мудрено. Телевизор разносит вести из мест
обитания горцев одну страшнее другой. Убили... Взорвали... Напали... А
что на уме у приезжих? К счастью, наши парни ведут себя смиренно и не
дают повода для раздражения. Напротив, их ценят и уважают в кругах
деловых людей и интеллигенции. Дагестанцы активны в общественной жизни.
Среди них немало юристов, директоров фирм, гостиниц, частных магазинов и
мастерских. В литературной среде славится поэт и журналист Джамбо. Его
стихи с удовольствием слушает и местная молодежь. И в спорте переселенцы
из Дагестана что-то значат. Недавно в зале химико-технологического
института состоялось волейбольное дерби четырех городов центральной
России: Иванова, Владимира, Ярославля и Костромы, между
студентами-дагестанцами, обучающимися в вузах. Главный приз
команде-победительнице вручил Рамазан Абдулатипов - известный ученый и
политик. Своим присутствием порадовал земляков в день открытия мечети и
депутат Госдумы Гаджи Махачев.
«Чтоб не пропасть поодиночке...», - пел знаменитый бард-песенник
Окуджава. Дошло. Поняли. Надо держаться вместе и в скорби, и в радости.
Лакцы предложили праздник «День дагестанского хинкала» и прекрасно его
осуществили. Эстафету у них приняли даргинцы, и в следующий вечер они
предложат что-то свое, национальное. А дальше очередь уже за аварцами,
лезгинами, табасаранцами. Омар Маммаев, Всеволод Курбанов, Шарип
Магомедалиев, Магомедали Магомедалиев, Гасанкади Гасанов, Шамиль Гаджиев
- широк круг благотворителей и сеятелей добра. Очень близки они к
народу. И если такие встречи станут традиционными на Ивановской земле, с
привлечением наших русских друзей, это крепко сблизит славянские и
кавказские народы. Иваново - земля-кормилица. Россия - наш общий дом.
«День дагестанского хинкала» надо сделать еще одним национальным
праздником Дагестана. И поговорили всласть. И наелись вволю.
Автор: Шамиль Джанибеков, Иваново ("Дагестанская правда")
Ниже приведены схожие материалы: