Главная » 2015»Июль»27 » Лезгинская свадьба в горах. Вечернее танцевальное шоу - сердце свадьбы! (Часть-2)
11:19
Лезгинская свадьба в горах. Вечернее танцевальное шоу - сердце свадьбы! (Часть-2)
Группа «Лезгинский интеллектуальный клуб» на facebook.. Подписывайтесь
В городах свадьбы уже давно играют в больших, приспособленных для этого помещениях, а в селах еще нет. В селе свадьба целиком проходит на улице.
Нет в селе помещений, куда бы можно было вместить такое количество людей. Но сейчас начали уже строить большие залы и в горах. В связи с этим появилась опасность, что эти новшества внесут существенные изменения в многовековые свадебные традиции. А с другой стороны, пусть уж лучше в один день, и затрат меньше, и хлопот.
А то бедные люди вынуждены идти на неподъемные для них затраты, лишь бы сыграть не хуже, чем сосед.
Хоть свадьбы играют там с незапамятных времен, сама площадь для танцев не приспособлена. Грунтовая, хотя и утоптанная, вся покрыта вросшими в землю речными булыжниками. Неопытному танцору легко подвернуть ногу. Но местные, люди опытные, ловко обходят в танце. Если тамада не успеет вовремя окатить водой, то много пыли.
Можно было за столько лет собраться всем селом и оборудовать площадь надлежащим образом.
Но это не так уж важно, это мы переживем как-нибудь, важно то, что на этих площадях уже много лет проходят только радостные события. Ведь эти площади многое повидали на своем веку. На их памяти были и трагические времена, когда людям было не до свадеб. Когда враг стоял у ворот, именно на этих площадях проходила мобилизация, все мужское население шло защищать свои земли. А женщины, вместо того, чтобы готовить дочерей к замужеству, собирали мужей на войну.
Ярко освещенная несколькими большими лампами-прожекторами, кое-как подвешенными к козырьку крыши близстоящего дома, или к столбу электропередач, сцена в ночи, если посмотреть с высоты, будто сверкающий бриллиант в центре ожерелья тускло освещенных сельских домов.
Вокруг сцены расставлены наспех сооруженные скамейки. Это длинные бревна, или доски, уложенные на стопки из камней. Там сидят только мужчины. Обычно из тех, кто в официальном списке гостей. К назначенному часу сельчане, с наряженными как на праздник девушками разных возрастов в первых рядах, а следом и их мамы в нарядных платках, по возможности прихватив с собой маленькие самодельные табуретки, не спеша стекаются на площадь.
Мамы, имеющие дочерей на выданье, настоятельно отправляют их на площадь в расчете на то, что кто-нибудь заметит и оценит ее дочь. Желательно кто-нибудь из уже уехавших, уже городских.
Выдать дочь замуж за городского, заветное желание почти каждой сельской мамы. Почему так сложилось это отдельная тема.
Плотно обступив сцену вторым рядом, щурясь от ярких лучей прожекторов, девушки, как и положено девушкам, скромно стоят в ожидании начала вечера, незаметно поглядывая по сторонам, осторожно демонстрируя себя вероятным женихам. А также их мамам, как бы говоря им – «посмотрите на меня, какая я красивая и здоровая для работ по хозяйству. Вы смело можете рассматривать меня в качестве будущей невесты».
И парни не отстают, шумно резвятся на самом видном месте, старательно привлекая внимание девушек, что тихо стоят в сторонке, скромно, но внимательно, наблюдая за тем, как парни стараются для них.
Пронзительные первые звуки кларнета оповещает собравшихся о начале шоу. Из первых рядов встают стартовые танцоры. Традиционно важные игроки свадебных процедур - старшие родственники жениха. Следом к ним выходят их жены, дочери и другие родственницы. Танцуют обычно семьями, или тухумами.
Общая атмосфера на площади в высшей степени праздничная. Люди веселятся и радуются искренне, от всей души, как будто в первый раз, хотя свадеб в жизни каждого из них по нескольку, а то и больше, за год. Многие из танцующих изрядно навеселе, ловко выделывают в конце фантастические «вертушки» с «подбивками», поражая зрителя спонтанной хореографией, и своей невероятной устойчивостью. Когда эти закончат, эстафету подхватят следующие, и далее по списку.
Танец невесты
Вдруг по площади прошелся гул, будут выводить невесту. Люди потянулись в карманы. Через мгновение, откуда-то из глубин темной площади, в свет прожекторов выходит группа девушек.
Среди них ярко выделяется одна, вся в белом, идет в центре. Голова слегка опущена, раскидистый белый атласный платок козырьком надвинут на брови, оставив лишь небольшое окошко. Лица почти не видно. Кажется, ей нечем дышать.
Это невеста. Она обязана в этот вечер станцевать.
Говоря современным языком – этот бал ее, это она здесь королева. По уже устоявшейся традиции, многочисленные родственники жениха, а также другие неравнодушные граждане, будут сегодня публично одаривать ее деньгами. Неизвестно откуда такая традиция взялась, возможно, следствие близкого соседства с тюрко язычными народами. Отец и родственники невесты обязаны вывести ее на площадь и представить народу, а также составить ей компанию в этом эпохальном танце. И они уже на сцене, ждут главную героиню. Наконец, в окружении многочисленных женщин, подходит и она. Музыканты привычно берут первые ноты.
Дружно вскинув руки, сцена приходит в движение. Но невеста сегодня не в унисон с остальными, у нее сегодня индивидуальный ритм, она сегодня особенная, она сегодня королева бала. Элегантно подняв руки, скромно начинает скольжение в такт музыки. Изящные движения рук и ног едва заметны.
Такое впечатление, что не танцует, а парит над сценой. Пальцы рук собраны в изогнутый вверх воздушный кулак, точно винглеты на крыльях орла. Если абстрагироваться от происходящего, и не слушать музыку, кажется, белая лебедь, подняв крылья, и грациозно изогнув шею, величественно дрейфует по водной глади, кружась в своем лебедином танце.
Одна пока, без пары. На сцене так много людей, что едва умещает, танец теряет порядок и никак не может набрать темп. Подождав немного, чтобы танец набрал хоть какие-то обороты и вошел в устойчивую фазу, народ, будто фанаты, бегущие к своему кумиру, внезапно отовсюду ручьем потек в сторону невесты.
И так переполненная сцена, когда туда выбежала огромная масса людей с деньгами, танец застопорился окончательно, всякое движение прекратилось, происходящее начало напоминать стихийный митинг. Толкаясь и двигаясь по направлению застывшей в танце невесты, люди старательно всовывают в ее слегка разжатый кулак деньги. Кулак почти уже полный, купюры не задерживаются, падают.
Видно, что купюры небольшие. Но попадаются и крупные. Наверное, кто-то из городских.
Теперь кулак уже набит битком, больше не вмещает. Женщины через одну походят совсем близко и что-то говорят ей на ухо. Кажется, желают счастья. Кто-то хватает за руку невесту, кулак покорно разжимается, та забирает деньги, видимо, родственница. Инкассация на ходу прошла успешно. И все продолжается по новой. Наконец, поток людей с деньгами иссякает, невеста и все остальные, устало потоптав для порядку сцену еще какое-то время, покидают ее.