В Дагестане сегодня 11 профессиональных театров, старейшим из которых является Лезгинский театр, в котором работали такие энтузиасты, как И. Шамхалов, А. Агабалов, Н. Ахмедова и другие.
Впоследствии к ним присоединились выпускники Государственного института театрального искусства им. Луначарского: Б. Айдаев, А. Исрафилов, А. Махсудов, А. Алибеков и другие. С 1964 года в коллектив театра вернулась группа Азербайджанского института искусств им. А. Алиева.
В данное время коллектив Государственного лезгинского музыкально- драматического театра живет очень напряженной творческой жизнью и не останавливается на достигнутом, возвращает добрую традицию разговаривать со зрителем на высокохудожественном языке. У театра богатейшие традиции работы как с классической, так и с современной драматургией.
Молодые актеры, выпускники кафедры актерского мастерства при факультете культуры ДГУ громко и интересно заявили о себе с первых же дней работы в театре. Ежедневная работа держит их в отличной форме, и они готовы к своим будущим удачам. Лезгинский театр живет жизнью удивительной, глядя на которую создается впечатление, что без таких актеров мы были бы намного беднее в искусстве и культуре. Это щедро одаренные актеры, которые способны заворожить публику, масштаб их таланта очень велик. Их любят и ценят в народе: заслуженные артисты Дагестана Ш. Закерьяев, А. Агаханов, Э. Багишев, С. Думаев, П. Азизова, сестры Кухмазовы, Ф. Зейналова, но особенно хочется выделить талант народного артиста Дагестана Ибрамхалила Рамазанова, которого можно назвать артистом от Бога.
Это человек неиссякаемой энергии, ведущий актер и активный участник всех мероприятий в Лезгинском театре. Ибрамхалила зрители встречают аплодируя стоя. Действительно, этот замечательный актер сыграл немало комических ролей, их более ста, поэтому зачастую его называют по именам сыгранных им пер сонажей: «Петр I», «Бурдугу», «Шарвили», «Ухливан», «Ардуан». Кстати, за образ Шарвили по одноименному эпосу, которого он играл в 11 сезонах, в 1995 году его наградили Государственной премией Дагестана.
В славном творческом коллективе есть профессионалы, о которых говорить можно очень много. Так, нельзя не отметить заслуженного артиста России Габибова Абдуллаха Таджибовича, отдавшего сцене театра 44 года. Достаточно хотя бы раз увидеть на сцене этого актера, имя которого публика произносит с глубочайшим почтением, чтобы понять масштаб его таланта. Трудолюбие, полная самоотдача в роли, умение достоверно раскрывать внутренний мир своих героев – вот особенности, присущие актеру Габибову.
Конечно же, нельзя не вспомнить молодых актеров, которые дали всем нам надежду на приход нового, счастливого периода в жизни театра. Как правило, участь молодых актеров – это игра в сказках, что у них, кстати говоря, замечательно получается, и сыгранные ими роли в детских сказках не только радуют юного зрителя, но еще и дают возможность получить духовную пищу для воспитания чувств доброты и сострадания.
Одна из сказок, поставленных на сцене театра, это сказка о девочке сироте «Гунуна» по пьесе Людмилы Ибрагимовой (она же и художник). С первых же сцен спектакля маленького зрителя переполняет восторг и трепет, и на протяжении всего спектакля ребенок переживает за эту хрупкую, наивную и симпатичную Гунуну (Ж. Габибуллаева).
«Гунуна» – добрая сказка, персонажи которой близки к героям русских народных сказок «Золушка», «Снежная королева», «Василиса Премудрая» и других. Сюжет сказки основывается на старинном горском обряде(в частности, лакском), когда в пору созревания красных яблок, молодые люди ходили по садам, срывали яблоки и кидали в девушек. Если девушка согласна, то она ловила яблоко и оставляла себе.
Но сказка начинается с того, как сирота Гунуна, измученная упреками грубой тетушки Сакинат и побоями ее дочки Багины, с утра до вечера работает по хозяйству, живя впроголодь. Раз, поздно вечером, когда Гуну на сидела на скамье и мотала пряжу, поднялся ветер и унес моток. В поисках пряжи Гунуна попадает к доброй Царице Ветров и находит свое счастье.
Несмотря на некоторые шероховатости спектакля, связанные, возможно, с его свежестью, у него есть замечательная сюжетная линия, яркое и динамичное действие и эффектный финал. Сказка «Гунуна» погружает юного зрителя в мир волшебства, где есть полный круговорот добра и зла, которые всегда рядом и в настоящей жизни учат сострадать и делают добрее. Ведь театр для детей – это часть единого и неделимого, того, что способно вернуть обществу классический русский язык, что очень важно для сегодняшнего Дагестана.
Эминат Заирбекова, руководитель литературно-драматической части Лезгинского театра (ФГ "Настоящее время", №31, 2011 г.)