Есть в Красной Слободе Азербайджана район под названием «Гусори» и синагога с тем же названием. История гусарских евреев практически нигде не описана, есть лишь немного сведений о погроме еврейской общины во время нашествия иранского полководца Надир-Шаха. Поселение Гусары было основано в 1820-х годах. Из самого названия можно сделать вывод, что сюда ссылали гусар, и оно стало местом расположения штаб-квартиры, некоторых частей отдельного кавказского корпуса русской армии. Ближайший стратегически укрепленный пункт в те времена располагался в 70 км к северу, в районом центре Ахты в Дагестане.
Город расположен в 180 км от столицы Азербайджана Баку, у подножия одноименной реки Кусар-чай, которая делит город на две части, в предгорьях Большого Кавказа. Неподалеку от границы с Россией, в лесу, есть родник Карабулах», есть в городе и искусственное озеро «Фиалка». В 32 км от города расположен Шах-дагский зимне-летний туристический комплекс. Там действует также клуб альпинистов, занимающихся покорением гор Кавказа. Побывав в этих местах, русский писатель А.А. Бестужев-Марлинский описывал климат этой местности: «Климат в окрестностях Кусар губителен только для новичков, впоследствии очень сносен. Окружающие его леса поглощают вредные испарения и охлаждают знойную атмосферу лета. В этом, конечно же, пособляют им и снеговые горы, они беспрестанно насыщают слякоть. Облака в этой местности, изволите видеть, не знают за собой другого ремесла, кроме дождя».
В 1836 году в Кусарах побывал М.Ю. Лермонтов. Сохранился и дом, в котором он останавливался и встречался с учёным-философом Гаджи Али-Эфенди и известным народным ашугом Лезги Ахмедом (ему он посвятил дастан «Ашик-Гариб»). На мемориальной доске дома-музея выгравированы слова из стихотворения поэта «Кавказ»:
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы!
На 1840 год Кусары входило в состав Кубинского уезда, являвшегося поначалу административной единицей Каспийской области. Впоследствии уезд был подчинен Бакинской губернии. С 1844 года в Кусарах квартировал Ширванский пехотный полк. А в 1895 году его перевели в дагестанское село Хасав-Юрт. В 1938 году поселок Кусары получил статус города.
В книге «Горские евреи: история, этнография, культура» (ред. В. Дымшиц) описывается случай, произошедший в селе Кусары во времена правления Фатали-хана. Дело в том, что на Кавказе, как и в Европе, на евреев нередко возводили кровавые наветы, утверждая, что они убивают мусульман, чтобы использовать их кровь в ритуальных целях, причем первые случаи «кровавого навета» происходили ещё до присоединения края к России. Как-то мусульмане обвинили евреев в убийстве своего соплеменника, работавшего слугой в Кусарах, уверяя в том, что они использовали кровь убитого в своих культовых целей. Тогда хан призвал еврейских старейшин и под угрозой казни потребовал от них назвать того, кто убил слугу. Спас евреев поистине счастливый случай. В селении, где произошло убийство, еврей по имени Нисим услышал крик женщины, избиваемой мужем-мусульманином, которая защищаясь, сказала ему: «Ты хочешь убить меня, как убил того слугу!»
Мужчина тут же поспешил к хану и рассказал ему об этом. Когда женщину доставили к хану, тот, пригрозив ей побоями, велел рассказать правду. Женщина призналась, что несчастного слугу убил её муж, а не евреи, тем самым спася их от кровавого навета.
На протяжении всей своей истории Кусары являлись местом, где жили представители разных этносов: азербайджанцы, горские евреи, лезгины, армяне, татары и русские. В 1734 году, во время налета иранского военачальника Надир-шаха Афшара, евреев насильно обращали в ислам. Значительная часть из них сумели сбежать, и поселилась в Кубе, что располагается в 12 км от Кусар, в Еврейской Слободе, отдельным районом Гусори. Спасшиеся от погрома были взяты под покровительство кубинского хана Гусейна Али-хана. Напоминанием о кровавых походах Надир-шаха служит знаменитая «чудотворная книга», о которой писал в своей книге Ф. Шапиро: «Книга эта почитается, как святыня, и сказания о ней широко распространены среди горско-еврейского населения. Наследственный рабби Исхак заверял нас, что ни он, ни его предки никогда ранее не показывали и не разрешали её фотографировать. Книга в старинном кожаном переплете содержит три сочинения средневековых авторов: «Молитвенный ритуал Дня Всепрощения» Моисея Кордоверо (Венеции, 5347 год), «Благо земное» Натана Шапиро (Венеция, 5415 год) и «Сумерки».
На титульном листе раввинским шрифтом выведена надпись, составленная на древнееврейском языке с примесью талмудического арамейского: «Книга была рассечена мечом, и случилось это в Кусарах. В день шестой двадцать седьмого числа месяца Элул, в году 5494 (1734) пришел туда Надир-шах после того, как он вырезал множество евреев села Кульгат, а остальных ограбил и увёл в плен. Уцелели немногие, те, кто укрылись в овчарнях под соломой, в печах и в горных расщелинах. Все это было в день шестой до восхода. После того мощь персидского воинства ещё не ослабла, и с яростью бросились они на евреев Кусар, чтобы расправиться с ними, как они расправились с израильтянами Кульката. Проникли они в Кусары утром после молитвы «Шахарит», когда все выходили из синагоги, и когда собирались группами — кто за очередным разделом Торы, кто за псалмами Давида. Кто за Зоhаром, кто за Талмудом и прочее. В это время праведный мудрец Рувим бен Самуил (да будет благословенна и свята память о нем) сидел во дворе синагоги, а вокруг него сидели рядами его ученики.
Главный начальник, ехавший впереди, ринулся со своим войском на синагогу, чтобы покончить с евреями. Как он делал раньше, и броситься потом на город, на женщин, детей. Господи, помилуй и поступи с ними по усмотрению Своему. Увидев рабби Рувима, сидящим с книгой в руках, начальник отряда понял, что это глава общины. Выхватил меч из ножен и поднял его, чтобы опустить на голову святого. Рабби уклонился от удара и, подняв книгу, поставил под меч. Меч врезался в книгу и рассек её. Тогда страх объял начальника. Сменив гнев на милость, он сказал:
«Книга – это знамение свыше. Каюсь, я не причиню вам больше зла».
Великий владыка повелел всем своим военачальникам и рабам, тысячникам и сотникам, чтобы не вредили никому в Кусарах. А великий рабби обрел благоволение в глазах начальника, и он поблагодарил его: «Слава вашему Б-гу, который удержал мою руку и не дал мне пролить кровь невинных. Все свершилось так, рабби, по благочестию твоему!»
Так, благодарению Б-гу, были спасены люди и их добро. Воинство персидское воротилось в обиталище свое, а жители Кусар продолжали пребывать в мире и покое. А случилось все это в году 494 шестого тысячелетия. Гершон, сын рабби».
Рабби Исхак, по его словом, является праправнуком Гершона из рода потомственных раввинов Мизрахи. В беседе на тему о происхождении горских евреев рабби как-то сказал: «Находятся люди, которые стремятся доказать, что мы нечистокровные сыны Израиля. Я бы этих клеветников отослал к Надир-шаху… Он знал, кого истребляет, он также знал, пред чьим Б-гом и чьей Торой он должен сложить оружие». Среди синагог Красной Слободы, построенных в 1890-х, выделяется одна из самых больших и величавых — это синагога Кусари. Она выстроена из кирпича, и её крыша украшена шестью луковичными куполами. Архитектором выступил житель Слободы Гилель бен Хаим Усто, на фасаде здания на иврите выгравировано его имя. Ныне она отреставрирована, здесь действует общинный культурный центр Слободы и полным ходом идет открытие Музея горских евреев. В Кусарах работал начальником отделения почты известный слободинский раввин Ихиил бен Севи-Писах.
В исторических книгах можно найти список еврейского населения Кусаров в разные годы, например:
- на 1880-й г. здесь проживало 10 отставных солдат Русской Армии европейских евреев и 10 семей горских евреев;
- на 1886-й г. насчитывалось 91 еврейских домов;
- на 1888-й г. в поселении имелось 255 домов и 1140 человек, а также 2 церкви, 1 костел, 1 мечеть и 1 синагога;
- перепись на1897-й год показала, что при населении 1595 человек имелось 211 иудеев;
- на 1939 год – 241 евреев.
По переписи 1989 г. население города составляло 14 230 человек, среди них 40 семей горских евреев, большинство из которых вскоре эмигрировали в Израиль и в другие страны. Лишь немногие из них распродали свои дома. А те, кто предпочел сохранить родительский дом, стараются приехать, чтобы навестить на 9 Ава могилы предков или просто насладиться чистым горным воздухом и красочными пейзажами окрестностей Кусар.
У моей подруги Валентины Абрамовой, жительницы Нетании, в Кусарах до сих пор проживает родной брат Биньямин Елизаров (он единственный горский еврей в этом городе). Она часто вспоминает о своем счастливом детстве, а также может часами рассказывать о своем легендарном родственнике — известном хирурге Гаврииле Елизарове. Вот, что она мне поведала: «В нашем городе проживало приблизительно сорок семей горских евреев, это: Абрамовы, Агаруновы, Нисановы, Рувиновы, Соломоновы, Шальмиевы, Елизаровы и т.д. Мы учились в одной из лучших школ Азербайджана, выпускники которой с успехом поступали в вузы Советского Союза. Дело в том, что нашими учителями в школе, в основном, были жены военных, которые приезжали из центральных городов Союза. Поэтому все выпускники прекрасно без акцента говорили по-русски, и знали в совершенстве русский язык.
Вообще, в Кусарах необыкновенный климат и необычно живописный пейзаж, часто с густым туманом. Тот, кто родился в этих местах, постоянно мечтают по мере возможности посетить родные места. Наш род Елизаровых – один из известных в Азербайджане. Мои обе бабушки по отцу и матери, Шушен и Пурим, являются сестрами Гавриила Елизарова. Его отец, Мардахай Оврооhoм, был европейским евреем из Петербурга (ссыльный революционер). Он женился на слободинской девушки Сарах бат Агашиё. Был участником Первой Мировой войны, откуда попал в Польшу. Прадед был женат дважды, от второй жены у него было 4 сыновей и 2 дочери. Когда он возвратился после войны на Кавказ, его арестовали и вторично уже отправили в ссылку в Курган. Там же, его сын Гавриил, который родился 15 июня 1921 года в польском городе Беловеж, стал известным хирургом-ортопедом».
Ныне выходцы из г. Кусары проживают в разных странах мира. И хотя община горских евреев этого города была немногочисленной, я думаю, их история ещё недостаточно изучена. Евреи проживали в этом месте со дня основания, пережили ужасный погром во время нашествия иранского полководца Надир-шаха. И, несмотря ни что, была бы возможность, многие из тех, кто вырос в этих краях, непременно вернулись бы обратно…