О себе она сказала: «Сколько себя помню – пишу стихи». О главном же в своем творчестве: «Народ мой, лезгины, древен как мир.
На его лице шрамы от ударов иноземных мечей – это символ его мужества в прошлом. В его руке хлеб и книга – это символ его щедрости и мудрости теперь. Все мои помыслы я обращаю к моему народу, все мои песни я посвящаю ему».
Поэтесса родилась в маленьком селе Цлак, Хивского района. Писатель Абдуселим Исмаилов пишет: «Ханбиче училась в сельской школе, получила традиционное воспитание и научилась всему тому, что должна была знать сельская девушка. И из Яркинской долины, далеко задвинутой в предгорья, известной своими густыми туманами, шагнула в большой мир…».
Большой мир для одаренной сельской девушки начался с учебы в Дагестанском пединституте. Не заставили себя долго ждать первые поэтические публикации, в творческой среде ее рано заметили и на нее возлагали большие надежды. В самостоятельную трудовую жизнь вступила сельской учительницей в Хасавюртовском районе. Потом была еще учеба в аспирантуре при ДГУ. И работа в Институте усовершенствования учителей.
Свою первую книжку, увидевшую свет в 1967 году, Ханбиче назвала «Узоры мыслей», что, согласитесь, естественно для поэтессы, выросшей в краю, где главным занятием женщин является ковроткачество. Первым сборником и публикациями в периодике она влилась в среду лезгинских поэтовшестидесятников.
Ханбиче шестидесятых прекрасными в своей чистоте и новизне, эстетическом обаянии, благородстве, стилевой и смысловой цельности стихами заставила полюбить себя всех читающих лезгин, а уж для последующих поколений ее поэзия становилась попутчицей на всю жизнь, начиная с младших классов.
Она избирает своей темой любовь, ибо это чувство всегда было пробным камнем человеческого достоинства, верности и благородства». Любовь в стихах поэтессы – это чувство современной горянки, верной подруги и заботливой матери, хранительницы домашнего очага. Ее лирическая героиня живет бурной жизнью сердца, обращаешь внимание на то, что при всей своей красоте женственности ей мало в каких проявлениях присуща слабость.
У нее женщины не только женственны, прекрасны и преданы, они мужественны и отважны, в чем не уступают мужчинам – вот ее идеал. Нельзя не подчеркнуть, что в этой поэзии лезгинский литературный язык доведен до такого уровня прозрачной чистоты, блеска, пластичности, что, кажется, это предел того, чего можно достигнуть.
С годами поэзия Ханбиче, незаметно и неуклонно обогащаясь новым в красках, в тональности чувств, в раздумьях, обрела совершенно иные масштабы. Для нового времени особенно характерен ее сборник «Новолуние», вышедший в 1994 году. В нем в разделе «Стихи» – та же самая узнаваемая лирика, но с явными чертами наступившей жизненной мудрости. В отдельных разделах – четыре поэмы, драматическая поэма на историческую тему, шесть венков сонетов и – тетралогия «Каменные мальчики». Абдулла Вагидов указывал: «Обращает на себя внимание жанровое разнообразие произведений ее сборников», они образуют «проблемнотематическое и жанровостилевое единство, которое свидетельствует о цельности, устоявшейся определенности манеры письма народной поэтессы Дагестана». Ханбиче – автор легенд и баллад, рубаи и триолетов, драм и трагедий, поэм и венков сонетов.
Привлекает внимание ее успешная работа в жанре венков сонетов, как порой склонны считать, высшей формы поэзии. Ханбиче – единственный автор, издавший отдельные сборники венков сонетов, которые выходили в Москве и в Махачкале с предисловием Расула Гамзатова. В ее венках сонетов «Раненое небо», «Предвосхищая будущего зов», «Лицо и изнанка» и других «поднимаются тревожные проблемы современного человека, теряющего чувство общности с природой как итог его же собственных деяний». Вот как завершается венок сонетов «Лицо и изнанка»:
Все замысли, дарованные нам,
Пленяющие сутью благородной,
Вдруг озадачат нас по временам
Своею стороною оборотной.
Так зодчий, проектирующий дом,
Часами размышляя над фасадом,
Едва ли допускает мысль о том,
Что рухнет он под огнестрельным градом.
Непонятной природе вопреки
Надменно изменяем бег реки,
Возводим полигон на месте сада.
Не потому ли нам и мстит она,
Сиротству обрекая времена
Изнанкой жизни, горечью разлада?
Особо отношение поэтессы к своей тетралогии, ставшей результатом многолетней большой работы, поэтических и философских раздумий: «В «Каменных мальчиках» я попыталась представить всю историю народа в художественных образах, начиная с легендарных времен и кончая сегодняшним днем. В четырех трагедиях, объединенных единой темой и идеей, речь идет о судьбах народа…» Произведение проникнуто утверждением свободы народного духа, который передается из века в век к новым поколениям: народ жив, пока жива его историческая память, и земля, сохраненная предками для будущих поколений, священна. Это первое в дагестанской литературе произведение такого рода. Вступительная трагедия из тетралогии легла в основу оперы композитора Магомеда Касумова «Каменный мальчик».
Поэтесса говорит: «Поэт должен жить всеми болями и страданиями народа. А если кто решил, что он признанный поэт и должен иметь некие привилегии, это значит, что он свое дарование поставил себе в услужение. Это не делает чести поэту». И сегодня, когда считают, что цена поэтического слова упала, она попрежнему верит в высокое предназначение поэта.
Поэты… сквозь всемирной ночи мрак
Мы путеводным светочем пребудем.
И тех, кто сеет смуту и страх
Перстом пронзим, указывая людям.
Поэты… Сквозь века и на века
Мы путеводным светочем сияем.
И радугу, и смех, и облака
Единым словом воссоединяем.
Пронизанные болью и любовью статьи, раздумья, интервью Ханбиче Хаметовой печатаются в периодических изданиях в Махачкале и в Москве и неизменно вызывают интерес у читательской аудитории. Ее мысли вновь и вновь обращаются к истории и сегодняшнему дню народа, к родному языку и культуре. Она никогда не сторонилась общественной работы, ее голос звучал по поводу самых серьезных и больных вопросов и бывал услышан. Ханбиче Хаметова – член правления Союза писателей России и международного писательского сообщества, член совета и комиссии по литературам Северного Кавказа при Союзе писателей России. Ее работа в литературе по достоинству оценена, она награждена орденом Дружбы, в разные годы ей присуждались литературная премия имени Сулеймана Стальского, Государственная премия Республики Дагестан, а также другие премии.