Очередной раз, побывав в солнечном Лезгистане, я снова увидел бедных, безработных моих земляков Лезгин. Пролетая через Москву, в кафе «Спорт – бар» в аэропорту Домодедово, я познакомился с видным актером из телесериала «Дружба народов» с Джабраилом Муслимовым. Сидел, пил чай, заодно читая прессу, я увидел, что рядом со мной сидит великий актер Джабраил Муслимов.
Он тоже посмотрел в мою сторону. Я подошел к нему и познакомился. Он интересовался моей работой. Я сказал, что вот уже 20 лет работаю на должности заместителем начальника управления культуры и молодежной политики администрации города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области. «Вы 20 лет работаете на одной должности?». «Да дорогой», ответил я. Мы кавказцы, у нас карьерного роста не бывает в структурах власти. Но самое страшное, когда в структурах власти создаются семейственность, клановость, землячество.
Действительно, кавказцев редко можно увидеть в структурах власти за пределами республики Дагестан. Я, напоследок, вручил ему брошюрку «ЛЕЗГИСТАН» истинного русского патриота, интернационалиста, человека с большой буквы, писателя Ханты-Мансийского автономного округа Алексея Ивановича Ларионова. «Даже есть писатели, которые выпускают брошюрки про кавказцев в субъектах Российской Федерации?» – сказал Джабраил. «Да, есть такой русский патриот», - ответил я. И мы сфотографировались.
Побывав в родном Лезгистане, я стал огорчаться из-за безысходности моих земляков Лезгин. Страшная безработица, почти пустые сёла и деревни. А именно в селениях Самур, Тагирхуьр, Бил-Билхуьр, Чах-Чаххуьр, Кучунхуьр, Кьепирхуьр, Къугъон, там проживают почти 30 000 жителей (можно создать новый Самурский муниципальный район). Почти вся молодежь выехала в Москву или Санкт-Петербург, Югру можно сказать за куском хлеба, за работой.
Рассказывали, что молодежь работает в городах страны в античеловеческих условиях. Ложатся спать на двухъярусных самодельных деревянных кроватях. Только из селения Чах-Чах в Москву уехали на работу 21 человек в возрасте от 18 до 37 лет. Многие стали возвращаться сразу же из-за сокращения финансовых средств в строительной сфере Москвы.
С кем не общался, все говорят, что те, кто работают в муниципальных образовательных сферах Дагестана, строят дома, виллы, хоромы, фазенды, а основное население существует только за счет низких пенсий, а то и даже пенсии по инвалидности. Народ жалуется, что в республике страшная коррупция. А с другой стороны в республике работает целая армия сотрудников правоохранительных органов. Возникает вопрос – где деньги? Почему в Советское время сотрудники правоохранительных органов строго спрашивали – «откуда мохеровый шарф, автомобиль жигули или дом?». А сегодня – что? Почему нет жесткого спроса с коррупционеров, воров. Почему воров у нас в стране сажают под домашний арест?
В Советское время были колхозы, совхозы, работали консервные заводы, обрабатывали земли. А сегодня страшно смотреть на жизнь людей.
Россия всегда выделяет бешеные кредиты зарубежным государствам. Эти кредиты не возвращаются, а списываются. А собственный народ бедствуют. Необходимо кормить свою страну, а потом остальных.
Стоял возле бывшего кафе «Самур» в селении Чах-Чах, я увидел, что мимо нас проехал автомобиль «УАЗ» с тонированными окнами на большой скорости. Поворачиваясь назад, я заметил, что этот автомобиль задом возвращается к нам и останавливается. Выходит красивый с хорошим «товарным» видом полковник в военной форме. «Саламалейкум!» – сказал полковник, и пожали руки. Я в ответ – «Валейкум салам». «Что стоим? Кто такие? Откуда?» С такими вопросами полковник обратился к нам. Я вспомнил слова схожие, которые мы кавказцы так часто слышим в городах, округах, республиках необъятной Родины - России. «Спасибо товарищ полковник за Ваши зоркие глаза, за то, что Вы нас заметили. Я гражданин России, уроженец селения Чах-Чах, стою на своей родной земле, товарищ полковник», ответил я ему. «Лезгистан – это моя Родина, товарищ полковник», пришлось, повторить мне. У нас состоялся вежливый, дружественный разговор с полковником. Напоследок мы пожали друг – другу руки и разошлись.
Больно, что все лезгинские общественные организации в Лезгистане и Дагестане работают только на бумаге, в том числе Всемирный Конгресс Лезгинских Народов. Не созданы на местах первичные, местные общественные организации или движений. Нет связи с низами. Это не работа. Народ нужен для так называемых «лидеров» или «общественных организаций» только перед выборами.
Возникает вопрос – кто мы сегодня? Почему у нас в стране двойные стандарты? Что же будет с нашим лезгинским народом?
С уважением, председатель Ханты-Мансийского регионального
отделения, Межрегионального общественного движения
А как вам, к примеру, тот же Магарамкентский муниципальный рынок, на котором торгуют китайским чесноком, польскими яблоками (до санкций), азербайджанскими огурцами, "даргинской" говядиной и так далее? Сваливать все на объективные факторы, то как отсутствие должного внимания к экономическим и социальным проблемам Юждага со стороны республиканских властей, значит слишком упрощать происходящее. Львиная доля проблемы кроется в вопросах воспитания еще со школьной скамьи. Труд на земле, во всех авраамических религиях занимающий первое место по угодности Творцу, стал крайне непрестижным занятием в сознании молодых людей. Огни больших городов выглядят слишком заманчивыми и красивыми, чтобы тратит молодую энергию на фермерской ниве.
П. С. Москва, Питер, Екатеринбург, Тюмень, Баку...Хорошо, если иллюзии счастья на чужбине растают через год или два пребывания там. Гораздо хуже, если это прозрение приходит через десяток-другой лет, когда вырастают их дети, не умеющие толком говорит на их родном языке. Или, что еще печальнее, имеющие весьма смутное представление об обычаях и нравах своего народа...