Главная » 2014»Октябрь»24 » Руслан Гереев: «Проблемы лезгинских национальных диаспор и общин нарастают»
10:15
Руслан Гереев: «Проблемы лезгинских национальных диаспор и общин нарастают»
«Руководителям лезгинских национальных диаспор и общин, проживающих как в России, так и за рубежом необходимо создать Ассоциацию общественных организации и культурных объединений, которая смогла бы четко поставить возникающие вопросы перед главами субъектов Российской Федерации, а также в странах Содружества. Такой шаг сегодня просто необходим», - об этом заявил «ЛезгиЯр» директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев
Изучая вопросы внутриконфессиональной динамики в лезгинских диаспоральных организациях, директор Центра отметил ряд важных особенностей, по которым сегодня необходимо проводить работу. Одним из них является то, что до сих пор остается неизвестным общая численность лезгинской диаспоры, хотя лезгины являются одним из крупных народов Кавказа.
Кроме того, много вопросов возникает при организации жизнедеятельности Лезгинства за пределами Южного Дагестана.
«Общественно-культурные объединения, формирующие диаспоры, являются средством сохранения своей идентичности, в условиях культурного, политического и экономического влияния страны или субъекта проживания, следовательно, вопросы самоорганизации и интеграции в общественную, политическую, культурную и гражданскую жизнь выходят на передний план», - считает Гереев.
«В деле сохранения Лезгинства особенно важно развитие лезгинского языка, литературы, культуры, и других факторов, обеспечивающих сохранение национального наследия и самобытности. Но здесь мы не должны говорить об уравнивании, потому что каждая отдельно взятая лезгинская община, характеризуется определенной территориальной привязкой, и имеет социально-культурную, религиозную, образовательно-воспитательную, а также финансово-экономическую базу. Диаспоры в разных странах, регионах и городах функционируют далеко не одинаково и имеют существенные отличия, исходя из региональной специфики», - подчеркнул он.
«Сегодня, возможности диаспор используются слабо. В самих национальных организациях слишком много занимаются этнографией, танцами, песнями, праздниками, традициями. Необходима не только общероссийская организация, которая объединила бы всю диаспору, была легитимной и могла бы представлять ее в органах государственной власти, но и организация непосредственно в Южном Дагестане, потому что значение второй более важно», - сказал директор Центра.
Что касается религиозной составляющей, то Ислам на протяжении веков играет исключительную роль в жизни лезгинского общества. Поэтому и сегодня основой лезгинской национальной диаспоры является именно мечеть как воплощение мусульманской религии, которую лезгины одними из первых приняли на Кавказе.
Как считает Гереев, вопрос религии заслуживает отдельного внимания, поскольку она тысячелетиями была и остается сверхмощной идеологией. Религия тесно связана с национальной проблематикой,а активнее всего, их разрешением сегодня заняты именно национальные диаспоры
Подытоживая беседу, Руслан Гереев с сожалением отметил, что в данное время лезгинское предпринимательство не замечает отсталость своих районов, не хочет реализовать проекты развития даже в собственных (родных) селах, что говорить об инвестировании в реальные секторы экономики Южного Дагестана. Но при этом именно предприниматели остаются базовым элементом укрепления Лезгинства и лезгинского общества.
«Необходима не толькообщероссийская организация, которая объединила бы всю диаспору, была легитимнойи могла бы представлять ее в органах государственной власти, но и организация непосредственно в Южном Дагестане, потому что значение второй более важно», -сказал директор Центра (Р.Гереев).Если человек взялсярассуждать о таких материях – об этнической жизни, то стоило бы вначале разобраться в том, что означает термин «Диаспора». «ДИАСПОРА», согласноОжегову, это – «люди одной национальности,живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины».По-Герееву нужна организация, объединяющая лезгинскую «диаспору» по всей России и, в том числе в Южном Дагестане. А что, в России, в том числе в Южном Дагестане лезгины являются людьми, проживающими «вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины»? С каких пор лезгины в России в целом и в Южном Дагестане стали «диаспорой» - людьми, живущими «вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины»?! Где же тогда, по мнению Гереева, родина лезгин?!