Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1078
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 50
Мугьманар: 50
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2014 » Май » 13 » Самурские дороги

17:54

Самурские дороги


Самурские дороги Самурские дороги
Лучший уголок Кавказа замер в ожидании очевидных реформ

Сегодня, когда республика прилагает усилия, чтобы преодолеть затянувшиеся кризисные явления в экономической сфере, не могут не вызвать интереса глубоко продуманные высказывания аксакала, общественного деятеля Абдул ­Гафара Ахмедова, обоснованные собственным практическим опытом и всесторонним осмыслением реалий нашей жизни.

По обе стороны хребта и реки

Со времен Кавказской Албании лезгины и лезгиноязычные народы обитали по обе стороны Кавказского хребта. На дагестанской стороне расположены альпийские луга, которые позволяли содержать миллионные отары овец в летних условиях. А на зиму их перегоняли на пастбища за хребтом. Там, в Шеки и Ширване, расположены наши исконные земли. В глубокой древности сформировалась наша традиционная система отгонно­пастбищного овцеводства. И это главное, чем занимались лезгины и лезгиноязычные народы в горной части, на территории нынешних Ахтынского, Докузпаринского, Рутульского районов. А что касается устья реки Самур и Присамурья, то здесь, в зоне сухих субтропиков, на орошаемых землях, развивались садоводство и овощеводство.

Наши предки вывели горно­лезгинскую породу овец, хорошо приспособленную к условиям отгонного овцеводства. Была выработана и технология естественных красителей. Ковры экспонировались на международных выставках, хранятся в музеях Лондона, Парижа, Дрездена. В той же Англии ценители сегодня готовы платить высокую цену за ковры из шерсти лезгинской овцы с использованием натуральных красителей.

Овцеводство и производство шерстяных изделий распространились и на юге: в Кубе, Шеки, Гяндже, Шемахи. И таким образом издавна по обе стороны Кавказского хребта сложился единый культурно­экономический комплекс. От разделения, установления государственной границы ущерб понесли и на той и на другой стороне. Это проблема №1 во взаимоотношениях между Дагестаном и Азербайджаном. У нас должны действовать соглашения на государственном уровне по совместному развитию экономики. Я говорю о конкретных взаимовыгодных соглашениях по использованию летних и зимних пастбищ, а также по садоводству и овощеводству. (Пожилые люди помнят, как в военные и послевоенные тяжелые годы между нашими районами и Баку непрерывно курсировали «Студебеккеры», которые возили ахтынские яблоки, капусту, сухофрукты, табак, и это было взаимовыгодно). Мы должны иметь совместные перерабатывающие предприятия с Хачмазским, Кусарским, Шабранскими йонами.

Потенциал Самура

Самурский природный комплекс тоже разделен. На юге азербайджанцы хорошо развивают Набрань. Почему и на нашей стороне, совместно с Азербайджаном, не развивать курортно­-санаторную зону? Когда речь идет об использовании самурской воды, начинают считать: 95 процентов его стока формируется в Дагестане, лишь остальное относится к азербайджанской стороне и т. д. Но ведь кроме реки есть еще подземные воды, запасы в миллиарды кубов. Громадный подземный резервуар от Величая в Азербайджане до Белиджей в Дагестане со своей гидрологией, тайнами формирования. Что мешает весь этот потенциал использовать в интересах обеих сторон, пусть вкладывают деньги и Азербайджан, и Дагестан. Например, в строительство электростанций. По уже имеющейся разработанной схеме четыре гидроэлектростанции на реке Самур могут выработать 1,5 млрд киловатт электроэнергии. А потребность ее в Южном Дагестане, начиная от Избербаша, составляет 700­800 млн киловатт, то есть половину производимой электроэнергии мы могли бы продавать.

Почему бы по руслу Самура не создать сеть искусственных прудов с использованием подрусловых вод для выращивания форели? И нужно­то самое малое, чтобы иметь рабочие места и получать доход. Ведь Израиль эту технологию взял у нас. Я уж не говорю о том, что по левому берегу, у подножия Гатун­дага, имеется более полутора десятков источников термальных вод. И земли там в высшей степени плодородные, пригодные для развития горного садоводства. Сейчас же практически вся горная часть Самурской долины пустует, хотя при современных возможностях ее ресурсы можно использовать с высокой эффективностью.

Необходима мобилизационная программа по возрождению культурного и экономического региона, от истоков Самура до его устья. Самур от своего начала до впадения в Каспийское море тянется на 213 км, из них в продолжение 38 км по нему проходит граница. На сложном пути прохождения границы Магарамкентский район граничит с сопредельным Хачмасским районом, Докузпаринский и Ахтынский – с Кусарским и Исмаиллинским, Рутульский – с Белоканским районами Азербайджана. Вопросы, которые я поднимаю, окажутся переведенными на практическую плоскость и эффективно решатся в том случае, если все эти сопредельные районы заключат между собой соглашения о сотрудничестве в сфере экономических и культурных связей.

Дороги, которые мы выбираем

Раньше действовала дорога Ахты­-Захур-­Куба-­Шемаха-­Баку. Она существует до сих пор, но до Захура, а там закрыта границей. Причем эта дорога проходит по очень интересным историческим местам. Также были дороги через горы Ахты­Шеки (по ней ездили фаэтоны, фургоны), Рутул­Закаталы. Почему бы их не возродить? Еще при императоре Николае II были построены два моста с целью развития торгово­экономических отношений: Захурский – в 1913 году, Ахтынский – в 1915 году. Действовали знаменитые базары: Ахтынский, Захурский, Дербентский. Почему бы не восстановить Захурский мост и открыть там пограничный пропускной пункт? Почему бы не наладить там работу современного международного торгового дома? Нет же ничего невозможного, надо только договариваться и делать. А для этого отказаться от глупой, вредной и бесперспективной политики, когда все больше столбят границу. Граница между Россией и Азербайджаном в ее сегодняшнем виде, когда в Магарамкентском районе она оплетена колючей проволокой, – позорное явление.

Экономика в горах не развивалась, потому что не было дорог. Они нам жизненно необходимы, но их надо проводить в верном направлении. В Южном Дагестане, являющемся южным форпостом России, необходимо построить стратегическую дорогу по реке Самур вплоть до его истоков у села Кусур в Рутульском районе. Там же, перекинув дорогу через перевал в Тляратинский район, нужно соединить ее с аваро­кахетинской дорогой. Таким образом мы получим кольцевую дорогу Дагестана, словно ожерельем соединяющую почти все районы республики. Трудно переоценить ее значение не только для Дагестана, но и для всего Кавказа и России. Кольцевая дорога станет мощным двигателем развития экономики и культуры дагестанских народов, фактором консолидации духовных сил, усиления межэтнических связей, большого единения культурно­экономического пространства Дагестана. Строительство кольцевой дороги при участии Азербайджанской Республики позволит превратить границу между РФ и АР в пояс мира и безопасности. Сейчас мы ведем подготовку к проведению международной научно­практической конференции, посвященной разработке путей по реализации обозначенного нами проекта.

Ахмедов Абдул ­Гафар Исакович родился в Баку в 1929 году в семье рабочего­ нефтяника. В 1950-­90 годы работал на руководящих должностях в партийных и государственных органах Дагестана. Являлся первым секретарем Ахтынского райкома КПСС, неоднократно избирался депутатом ВС ДАССР, был членом обкома КПСС. С 1998 года возглавляет Общество дружбы, культурных и экономических связей Дагестана с Азербайджаном.­

Автор Тамила Ильясова, газета «Настоящее время»







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгины в России | Просмотров: 5093 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: кавказская албания, Южный Дагестан, Абдул ­Гафара Ахмедов, экономика, Река Самур, Самур

Оставьте свой комментарий!
avatar