Лучший уголок Кавказа замер в ожидании очевидных реформ
Сегодня, когда республика прилагает усилия, чтобы преодолеть затянувшиеся кризисные явления в экономической сфере, не могут не вызвать интереса глубоко продуманные высказывания аксакала, общественного деятеля Абдул Гафара Ахмедова, обоснованные собственным практическим опытом и всесторонним осмыслением реалий нашей жизни.
По обе стороны хребта и реки
Со времен Кавказской Албании лезгины и лезгиноязычные народы обитали по обе стороны Кавказского хребта. На дагестанской стороне расположены альпийские луга, которые позволяли содержать миллионные отары овец в летних условиях. А на зиму их перегоняли на пастбища за хребтом. Там, в Шеки и Ширване, расположены наши исконные земли. В глубокой древности сформировалась наша традиционная система отгоннопастбищного овцеводства. И это главное, чем занимались лезгины и лезгиноязычные народы в горной части, на территории нынешних Ахтынского, Докузпаринского, Рутульского районов. А что касается устья реки Самур и Присамурья, то здесь, в зоне сухих субтропиков, на орошаемых землях, развивались садоводство и овощеводство.
Наши предки вывели горнолезгинскую породу овец, хорошо приспособленную к условиям отгонного овцеводства. Была выработана и технология естественных красителей. Ковры экспонировались на международных выставках, хранятся в музеях Лондона, Парижа, Дрездена. В той же Англии ценители сегодня готовы платить высокую цену за ковры из шерсти лезгинской овцы с использованием натуральных красителей.
Овцеводство и производство шерстяных изделий распространились и на юге: в Кубе, Шеки, Гяндже, Шемахи. И таким образом издавна по обе стороны Кавказского хребта сложился единый культурноэкономический комплекс. От разделения, установления государственной границы ущерб понесли и на той и на другой стороне. Это проблема №1 во взаимоотношениях между Дагестаном и Азербайджаном. У нас должны действовать соглашения на государственном уровне по совместному развитию экономики. Я говорю о конкретных взаимовыгодных соглашениях по использованию летних и зимних пастбищ, а также по садоводству и овощеводству. (Пожилые люди помнят, как в военные и послевоенные тяжелые годы между нашими районами и Баку непрерывно курсировали «Студебеккеры», которые возили ахтынские яблоки, капусту, сухофрукты, табак, и это было взаимовыгодно). Мы должны иметь совместные перерабатывающие предприятия с Хачмазским, Кусарским, Шабранскими йонами.
Потенциал Самура
Самурский природный комплекс тоже разделен. На юге азербайджанцы хорошо развивают Набрань. Почему и на нашей стороне, совместно с Азербайджаном, не развивать курортно-санаторную зону? Когда речь идет об использовании самурской воды, начинают считать: 95 процентов его стока формируется в Дагестане, лишь остальное относится к азербайджанской стороне и т. д. Но ведь кроме реки есть еще подземные воды, запасы в миллиарды кубов. Громадный подземный резервуар от Величая в Азербайджане до Белиджей в Дагестане со своей гидрологией, тайнами формирования. Что мешает весь этот потенциал использовать в интересах обеих сторон, пусть вкладывают деньги и Азербайджан, и Дагестан. Например, в строительство электростанций. По уже имеющейся разработанной схеме четыре гидроэлектростанции на реке Самур могут выработать 1,5 млрд киловатт электроэнергии. А потребность ее в Южном Дагестане, начиная от Избербаша, составляет 700800 млн киловатт, то есть половину производимой электроэнергии мы могли бы продавать.
Почему бы по руслу Самура не создать сеть искусственных прудов с использованием подрусловых вод для выращивания форели? И нужното самое малое, чтобы иметь рабочие места и получать доход. Ведь Израиль эту технологию взял у нас. Я уж не говорю о том, что по левому берегу, у подножия Гатундага, имеется более полутора десятков источников термальных вод. И земли там в высшей степени плодородные, пригодные для развития горного садоводства. Сейчас же практически вся горная часть Самурской долины пустует, хотя при современных возможностях ее ресурсы можно использовать с высокой эффективностью.
Необходима мобилизационная программа по возрождению культурного и экономического региона, от истоков Самура до его устья. Самур от своего начала до впадения в Каспийское море тянется на 213 км, из них в продолжение 38 км по нему проходит граница. На сложном пути прохождения границы Магарамкентский район граничит с сопредельным Хачмасским районом, Докузпаринский и Ахтынский – с Кусарским и Исмаиллинским, Рутульский – с Белоканским районами Азербайджана. Вопросы, которые я поднимаю, окажутся переведенными на практическую плоскость и эффективно решатся в том случае, если все эти сопредельные районы заключат между собой соглашения о сотрудничестве в сфере экономических и культурных связей.
Дороги, которые мы выбираем
Раньше действовала дорога Ахты-Захур-Куба-Шемаха-Баку. Она существует до сих пор, но до Захура, а там закрыта границей. Причем эта дорога проходит по очень интересным историческим местам. Также были дороги через горы АхтыШеки (по ней ездили фаэтоны, фургоны), РутулЗакаталы. Почему бы их не возродить? Еще при императоре Николае II были построены два моста с целью развития торговоэкономических отношений: Захурский – в 1913 году, Ахтынский – в 1915 году. Действовали знаменитые базары: Ахтынский, Захурский, Дербентский. Почему бы не восстановить Захурский мост и открыть там пограничный пропускной пункт? Почему бы не наладить там работу современного международного торгового дома? Нет же ничего невозможного, надо только договариваться и делать. А для этого отказаться от глупой, вредной и бесперспективной политики, когда все больше столбят границу. Граница между Россией и Азербайджаном в ее сегодняшнем виде, когда в Магарамкентском районе она оплетена колючей проволокой, – позорное явление.
Экономика в горах не развивалась, потому что не было дорог. Они нам жизненно необходимы, но их надо проводить в верном направлении. В Южном Дагестане, являющемся южным форпостом России, необходимо построить стратегическую дорогу по реке Самур вплоть до его истоков у села Кусур в Рутульском районе. Там же, перекинув дорогу через перевал в Тляратинский район, нужно соединить ее с аварокахетинской дорогой. Таким образом мы получим кольцевую дорогу Дагестана, словно ожерельем соединяющую почти все районы республики. Трудно переоценить ее значение не только для Дагестана, но и для всего Кавказа и России. Кольцевая дорога станет мощным двигателем развития экономики и культуры дагестанских народов, фактором консолидации духовных сил, усиления межэтнических связей, большого единения культурноэкономического пространства Дагестана. Строительство кольцевой дороги при участии Азербайджанской Республики позволит превратить границу между РФ и АР в пояс мира и безопасности. Сейчас мы ведем подготовку к проведению международной научнопрактической конференции, посвященной разработке путей по реализации обозначенного нами проекта.
Ахмедов Абдул Гафар Исакович родился в Баку в 1929 году в семье рабочего нефтяника. В 1950-90 годы работал на руководящих должностях в партийных и государственных органах Дагестана. Являлся первым секретарем Ахтынского райкома КПСС, неоднократно избирался депутатом ВС ДАССР, был членом обкома КПСС. С 1998 года возглавляет Общество дружбы, культурных и экономических связей Дагестана с Азербайджаном.