Главная » 2014»Июль»14 » В дагестанских педвузах начали перевоспитывать ваххабитов
14:56
В дагестанских педвузах начали перевоспитывать ваххабитов
Дагестанский государственный педагогический университет – одно из старейших учебных заведений в России. ДГПУ основан почти век назад – 12 ноября 1917 года. Корреспондент Федерального агентства новостей, находящийся в командировке в Махачкале, посетил знаменитое учебное заведение и побеседовал с заведующей кафедрой иностранных языков ДГПУ, кандидатом филологических наук, профессором Умужат Ахмедовной Магомедовой.
Больная тема: ЕГЭ
Разговор начался с актуальной и наболевшей темы – результатов Единого государственного экзамена. Так, только в Дагестане по результатам ЕГЭ более тысячи 1000 выпускников не получили аттестаты.
- У всего же есть и плюсы, и минусы, у ЕГЭ тоже есть, — говорит Умалат Магомедова. — Я, например, как филолог никогда не могла понять, как можно тестировать язык. Язык – это то, чем мы должны пользоваться, и экзамен должен быть живым, а тестировать можно только знание грамматического материала. Как можно тестировать литературу? Русский язык? Иностранный? С одной стороны мы сталкиваемся с тем, что есть необъективность тестирования, но с другой стороны — есть большой плюс, что этот экзамен всех уравнивает. Человек ведь должен показать, умеет ли он грамотно писать, не правда ли?
То, что сейчас прислали комиссию, и ЕГЭ стали проводить в более строгой форме – я считаю, это очень большой плюс. Мы к этому должны были прийти, ну должны же наши дети понимать, что не всё покупается и продается. Что есть знания, которые у тебя никто не отнимет, и эти знания в конечном итоге когда-нибудь понадобятся.
К нам приезжают наши бывшие студенты, и я, глядя в их пустые глаза, слышу фразу: «мы изучали иностранный язык». Но они ведь не знают ничего. И я каждый раз удивляюсь, хотя чему тут удивляться? Мы сами готовим учителей, а эти учителя дают им знания. Это как цепочка. Наш вуз в цепочке со школой, и эту цепочку никто не должен разъединять: если у наших студентов улучшится качество знаний, значит, улучшение качества знаний произойдет и у школьников – ведь учителей для них готовим мы сами.
В продолжение темы ЕГЭ: у нас в вузе введена европейская балльно-рейтинговая система. То есть студент, который приходит к нам в вуз, просто обязан учиться сам. Тут ни о каких взятках, коррупции речи быть не может! Балльно-рейтинговая система предполагает, что если человек просто ходит на занятия, даже не отвечает – он уже набирает ровно столько баллов, чтобы автоматически получить зачет. Именно это я хочу сказать тем абитуриентам, которые говорят, как, мол, тяжело и дорого учиться. У нас учиться не дорого. Если ты хочешь учиться, тебе дают возможность спокойно учиться. Способному человеку дают возможность работать, то есть, если ты хочешь учиться, то ты получишь знания. И всё.
«Бюджентики» и «платники»
- На каждое бюджетное место у нас в среднем претендует один человек, и все эти места заняты. Есть еще абитуриенты, которые хотят поступить на платное отделение (на местном жаргоне «платники»). Есть у нас факультет подготовки учителей начальных классов – там будет конкурс. Большой конкурс на психологическом факультете, на физкультурно-тренерском – тоже. На иностранный люди идут, но там сложно учиться. На «право» идут, там большой конкурс. На исторический большой конкурс, там на каждое место два-три человека могут претендовать. Так что, может быть, поэтому балльную планку ЕГЭ где-то можно снижать, а где-то нет, но это должен решать сам вуз.
Можно ли прожить на шесть тысяч рублей в месяц?
- После окончания Дагестанского педвуза идут работать в школы, конечно, и в детские сады. Потому что у нас на психологическом есть и «логопедия», и «педагогика». И в другие вузы, и в частные, не лицензированные академии, наши выпускники тоже идут, но туда берут, в основном, определившихся преподавателей: кандидатов, доцентов. А ассистентами почти никуда не берут.
- Много ли выпускников ДГПУ выбирают путь педагогики?
- Первые такие попытки есть почти у всех, а устроит это выпускника, или нет – это уже зависит от зарплаты. У нас же низкие зарплаты, кому, работая на полную ставку, после пяти лет образования, понравится получать шесть тысяч рублей? Можно ли прожить на шесть тысяч? Конечно, нет. Поэтому наши ребята и идут в другие места или где-то подрабатывают.
Почему дагестанских учителей не ждут в России
- Ваши выпускники в основном остаются работать в Дагестане или уезжают и в другие субъекты России?
- В другие регионы России, наши ребята конечно, часто уезжают, но, честно говоря, я не уверена, что наших выпускников охотно берут в российские школы… Преподавая иностранный язык, я столкнулась с тем, что приходится преподавать и грамматику русского языка: наши студенты русский знают плохо. У нас в школе детям преподают родной язык, даже мультики им с русского переводят на родной, о чем тут можно говорить? Дети смотрят мультфильмы про Малыша и Карлсона на кумыкском, на аварском, на лезгинском языках. Сейчас в Дагестане есть тенденция к более подробному и глубокому изучению своих родных языков.
- А у вас в Университете занятия ведутся на русском языке?
- Да, все занятия у нас ведутся на русском. У нас на родных языках преподавание не ведется.
- Получает ли ДГПУ достаточно средств на техническое оснащение, на переустройство классов?
- Насчет финансирования я не в курсе, но на техническое оснащение классов нам хватает. Давно хотим при нашей кафедре иностранных языков создать лингафонный кабинет, чтобы студенты с разных факультетов хотя бы раз в месяц приходили и слушали настоящую иностранную речь. Мы все этого хотим, есть желание что-то сделать, даже есть уже попытки, в общем, все движется, улучшения есть.
- То есть вы отмечаете положительные тенденции?
- Да, мы надеемся и ждем.
Толерантность по-дагестански, или как сдружить даргинца с аварцем
Корр.: — Насколько я знаю, у вас в университете учатся студенты из различных сел и городов, как они уживаются вместе? Бывают ли конфликты?
- Конечно, бывают. Они же не привыкли, что в их селении все говорят на одном языке. Я каждый раз говорю своим студентам: «Вы сюда приехали в гости, в город. Город не только тем отличается, что вы все вместе живете, вы должны понимать, что тут люди разных национальностей должны говорить на одном языке». Вот именно этому мы и учим: веротерпимости, толерантности, что неприлично кого-то спрашивать, какой ты национальности.
Конечно, ребятам бывает приятно, когда они узнают, что кто-то из одного с ними района. Они могут спросить у преподавателя: а кто вы по национальности, кто у вас папа, кто ваша мама? Им это важно. Но я считаю, что в первую очередь важна личность человека. До студентов это постепенно доходит: когда они начинают дружить, тогда и даргинец аварца может поддержать… Конечно, у нас каждой нации присущи свои характерные черты, в этом мы неоднократно убеждались, но в конечном итоге, нужно смотреть на человеческую личность, а не национальность. Мы стараемся помочь нашим студентам именно в этом – интегрироваться в обществе.
Из ваххабитов в педагоги
- Уделяете ли вы внимание военно-патриотическому воспитанию студентов?
- Конечно. У нас есть военно-патриотический музей, и мы стараемся всех студентов туда сводить, не только наших, но и студентов других вузов, выпускников школ, техникумов, курсантов из школ ОМОНа и МВД. Сегодня к мирной жизни возвращаются даже те, кто был в лесу, кого обманным путем заманили к ваххабитам. Эти молодые люди возвращаются домой и идут поступать к нам в вуз, так как у нас усиленно ведется работа по патриотическому воспитанию среди молодежи. И музей нам тут очень помогает.
- Проводятся ли какие-нибудь специальные мероприятия или беседы по этому поводу?
- Конечно, постоянно. Открытые столы, лекции. Каждая специальность несет в себе какие-то особые качества, и мы эти качества стараемся развить. Мы постоянно говорим, не нация должна объединять людей, а патриотизм. Я постоянно говорю своим студентам, что у них должно быть какое-то любимое занятие, но они даже не знают, что такое хобби. Даже иногда не понимают значение этого слова. Я даже заставляю их писать сочинение на тему: «Мое любимое занятие». Бывает очень тяжело их хоть немного расшевелить, чтобы они начали сами думать.
- А какое хобби ваши студенты чаще всего выбирают?
- В основном, в кино ходить и музыку слушать. Я им говорю: есть книги, есть коллекционирование, есть рисование, лепка – что угодно есть. Но это, видимо,закладывается в доме, семье. А то, чего им не дали в семье, мы стараемся здесь дать, чтобы они были всесторонне развитыми личностями.
Да вы ,батенька,помещаны на ваххабитах.Как говориться,кто о чем,а вшивый о бане.Теперь будем знать,что в "ликбезе"есть факультет по противодействию экстремизма.)