В Магарамкентском районе экологический протест становится политическим
Противники строительства водовода от реки Самур после безрезультатного проведения нескольких акций и митингов решили действовать напролом. Группа инициативных активистов села отправилась сегодня к месту строительства и организовала там пикет с единственным требованием – показать разрешительные документы, и самое главное, положительное заключение экологов.
Прибывшая на место полиция разогнала протестующих, но они отправились к главе администрации района. После длительных переговоров общественникам была обещана встреча с премьер-министром Абдусамадом Гамидовым, который на уровне правительства контролирует строительство. Сегодня же в Дербенте состоялся круглый стол, на котором обсудили сложившуюся обстановку вокруг противостояния правоохранителей и защитников Самурского леса.
Аресты не метод
В начале недели жителей села Самур, активно выступавших против строительства водопроводных скважин, арестовали. Было задержано больше 20 участников акций. Большая часть из них остается под стражей. Более того, по сей день адвокат арестованных не может получить постановления суда об аресте, а значит, нет основания для подачи протестных исков.
Адвокат Низами Сетулаев говорит, что не имеет возможности встретиться с подзащитными. «Фактически селение Самур оцеплено ОМОНом, въезд и выезд был затруднен, но все они контролировались», — рассказывает он. Сетулаев убежден, что объявлять банальный сельский сход митингом – недопустимо.
«Власти своими действиями провоцируют людей. Давление и применение насилия к людям недопустимо, агрессивная попытка воздействовать спецназом не даст иного результата, как желания бороться», — говорит он.
Как мы уже писали, протестное движение только набирает обороты. Многие из наблюдателей полагают, что в строительстве водопроводных скважин есть частный, коррупционный интерес чиновников. Политолог Альбер Эседов рассказал корреспонденту «Кавполита»:
«Есть информация, она активно обсуждается и среди населения, и были публикации об этом в местной прессе, что в строительстве этих скважин есть интерес людей из власти. Раюдин Юсуфов, министр экономики и территориального развития республики, на собраниях говорил о том, что он вложил в этот проект личные средства. Об этом мне рассказывали сами местные жители, жители села, и даже цитировали его слова, что проект все равно будет осуществлен, несмотря ни на что.
Чтобы быть дополнительным героем, он даже заявлял о том, что перенаправил средства, выделенные на строительство школы, именно на этот проект. Это уже нецелевое использование средств. Это превышение должностных полномочий».
По его данным, в сентябре к действующему главе района Фариду Ахмедову пришли люди, которые планировали провести митинг. Организаторы объяснили, что политической подоплеки в акциях нет. Однако в ответ на просьбу удостовериться в наличии разрешительных документов на это строительство, чтобы успокоить народ, который выражает свой протест, Ахмедов сначала согласился, но затем заблокировал акцию.
Эседов не исключает, что некоторые муниципальные и республиканские чиновники имеют личную выгоду в этом проекте, планируя реализовывать эту воду через свои подконтрольные компании.
Петиция президенту
Защитники леса не собираются сдаваться и на все выпады в свой адрес отвечают, что готовы пойти на любые меры. Сейчас активисты активно собирают подписи под петицией президенту Владимиру Путину: «Мы призываем защитить единственный лиановый лес от уничтожения». В ход идут и социальные сети, и помощь волонтеров.
Альберт Эседов считает, что проблема одна — 95% всех водных ресурсов Самура сосредоточены на дагестанской территории. Согласно договоренностям, достигнутым между Россией и Азербайджаном в 2010 году, вода из реки Самур поделена таким образом, что 30% официально должно было остаться неприкасаемым запасом, подпитывающим Самурский лес. Только таким образом можно исключить засолонение почвы и опустынивание долины самой реки.
«На сегодняшний день забор воды в Самуре никем и никаким образом не контролируется. Азербайджан на самом деле забирает около 90% Самура. Поэтому расположенные в этом регионе мало-мальски крупные населенные пункты, такие как Дербент, Дагестанские Огни и Избербаш, испытывают острую нехватку водоснабжения», — утверждает Эседов.
Он убежден: решение о строительстве водопроводных скважин в Самурском заповеднике принято для того, чтобы не начинать споров с Азербайджаном. В то же время экологи уже говорили о том, что запуск скважин неизменно приведет к спаду уровня реки Самур, а значит, к высыханию Самурского заповедника — последнего в России реликтового лианового леса.