Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1056
Поддержка проекта «ЛезгиЯр»
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 34
Мугьманар: 34
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2017 » Октябрь » 20 » Утверждение Магарама Алиджанова. Английский язык важнее, чем Лезгинский (и такие есть лезгины)

14:02

Утверждение Магарама Алиджанова. Английский язык важнее, чем Лезгинский (и такие есть лезгины)


Утверждение Магарама Алиджанова. Английский язык важнее, чем Лезгинский (и такие есть лезгины)
В Общественной палате Дагестана считают, что культурным можно быть и без знания родного языка. 

На заседании Общественной палаты Дагестана предложили пересмотреть преподавание родных языков, а также истории, культуры и традиций народов Дагестана. С такой инициативой выступил член палаты Магарам Алиджанов. По его мнению, слишком много часов отводится на указанные предметы: «Есть базовые дисциплины, на которые необходимо уделять больше времени».

Школьники на родные языки не ходят и не хотят изучать их, а причиной тому - не только низкое качество преподавания родных языков, но и требования родителей, уверен член Общественной палаты. Правда, он не смог назвать ни одной школы, где родители отказывались бы от обучения их детей родным языкам.

В то же время Алиджанов считает, что английскому надо обучать, даже если дети против, так как это глобальный язык, а родным не надо в силу ограниченности сфер и географии их применения.

На английский язык в дагестанских школах отводится три часа в неделю и член ОП говорит о необходимости увеличения часов на этот предмет, а по родным языкам у него позиция другая - сокращать часы. Сам Алиджанов 30 лет служил в армии, является полковником в отставке. Проживал долго за пределами Дагестана.

«Я своих детей обучил родному языку, хотя они родились вне Дагестана», - признается он, отмечая, что сам владеет лезгинским на хорошем уровне. Алиджанов констатируют, что он получил знания лезгинского в школе, когда на родной язык отводилось всего час в неделю.

Хотя старший научный сотрудник Дагестанского научно-исследовательского института им. А. Тахо-Годи Баху Мугудинова утверждает, что в период обучения Алиджанова в Дагестане в начальной школе на родных языках велось все обучение.

Момент лукавства

Услышав неожиданный вопрос о том, какую книгу на лезгинском языке он читает в настоящее время, Алиджанов несколько растерялся. После небольшой паузы он назвал лезгиноязычную газету «Лезги газет», а потом перечислил классиков лезгинской литературы Сулеймана Стальского и Етима Эмина. Причем последних Алиджанов читает часто на русском. Член ОП РД не смог назвать современных авторов, пишущих на лезгинском. Он считает, что на лезгинском нынче мало произведений, потому что «издательства очень мало их издают».

Наш разговор был прерван звонком из правительства.. Между тем, Алиджанов отмечает, что инициатива исходит исключительно от него, власти к ней не имеют отношения. Алиджанов говорит о том, что за последние сто лет в Дагестане исчезло около 20 языков, однако он не смог назвать ни один из них. При этом собеседник считает, что в этой ситуации необходимо сокращать часы на родные языки, так как исчезновение языков – это объективный процесс, происходящий во всем мире.

Общественник объясняет, почему тиражи национальных газет падают. По его мнению, это происходит из-за отсутствия востребованности региональных языков, но ничего не говорит о качестве этих государственных СМИ.

«Сейчас все на русском языке, - говорит Алиджанов, но тут же добавляет, - поэтому необходимо сокращать часы на родные языки в городских школах».

Нет языка, нет проблемы

Впрочем, Алиджанов с понимаем относится к тому, что в сельской местности люди изучают родные языки. Но автора инициативы не пугает то, что большая часть дагестанцев проживает как раз в городах и его инициатива будет означать существенное изменение языковой ситуации в регионе в целом.

Напомним, в Дагестане даже при существующей системе за последние переписи сократилось число носителей различных языков региона на более, чем 20% от количества лиц той или иной национальности. Но член ОП РД объясняет языковую ассимиляцию участившимися браками между представителями различных народов. Магарам Алиджанов считает, что исчезновение языков народов Дагестана не является катастрофой.

В конце разговора Алиджанов вдруг сокрушается вопросом: «А мое поколение без этих языков в школах стало малокультурным?». При этом собеседник проигнорировал ответный вопрос о том, делает ли жителя Дагестана культурным незнание родного языка и родной культуры.

Ученые не согласны

Старший научный сотрудник Дагестанского научно-исследовательского института им. А. Тахо-Годи Баху Мугудинова, которая занимается проблематикой региональных языков резко негативно отнеслась к инициативе члена ОП РД.

«Языки в регионе преподаются в качестве обязательного предмета в соответствии с Конституцией Дагестана. Видимо, член Общественной палаты не в курсе этого», - констатирует ученый.

В научном учреждении считают, что руководство республики должно обратить внимание на резкое снижение количества носителей региональных языков.

А вот главный общественный институт республики, как следует из языковой инициативы, предлагает лечить головную боль отрубанием головы. Вероятно, так Общественная палата Дагестана пытается найти общий язык с новой региональной властью из Москвы.

Источник: «Кавказ Реалии»
Автор: Рамазан Алпаут







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгины в России | Просмотров: 4683 | Добавил: Jurnalist | В материале упоминаются: Баху Мугудинова, Магарам Алиджанов, лезгинский язык

avatar
1
Зная как формируется состав Общественной палаты надо нам понимать , что  он может быть разношерстным т.е. там разные люди . .. Поэтому этот солдафон ( 30 лет армии) и предлагает такие вредительные законы для школ и это идет от человека ,который должен болеть за общество где он живёт. Одним словом - позор.
avatar
2
Гьикьван хъел хьайит1ани, дуьз лугьузва и цуфат1а. Къвез-къвез квахьда хайи ч1алар, жеда вири урус ч1алал рахазвай дагъустванвияр-мусурманар. И к1валахар акъвазарун патал авайди са рехъ я - кьилдин республика авун лезгийриз.
avatar
3
Гьайиф,Магьарам тха,вун залай чIехи я,тха за ви яшдиз килигна лугьузва,хуьруьнви.Жуван чIал гвадарна маса чIалал рахазвайдаз завай лезги лугьуз жедач.Агъзур йисарин яш авай Край жен,игьтин гафаралди хуьр беябур авун заз пара агъур хьана."ЧIал авачирдаз ватан авач" лугьур гафар са лезгидини рикIелай алудна кIандач.
avatar
4
Им вуч беябурчивал я! И кас вичел гьалтайт1а акьуллу, яшди камаллу авунвайди я лагьана са ни ят1ани и тешкилатдик (Общественная палата) кутунвайди ят1а, тахьайт1а адан халкьдиз хаинвал авуниз гьазурвал акурла аник кутунвайди ят1а. Аквай гьаларай адан хаинвилиз гьазурвал акурла а тешкилатдик кутунвайди я чи халкь дак1анбуру, масак1а жеч! Язух диде ам хайи - эгер ам регьметдиз фенвайди ят1а адан к1арабар юзана сура. Халкьарин вик1егь хвайри чпин чанар гузва ч1ал хуьн, чил хуьн патал, чи кьегьалри лагьайт1а вири маса гузва. Эхирмижи вахтара ихьтинбур пара гьалтзава. Чи жегьилар хвена к1анда ихьтинбурун ч1уру таъсирдикай. Я Магьарам хъвач жуван Урусатдиз, ацукьа гьана жуван аяларни галаз урус ч1алал рахаз. Чак хуькуьрмир, чаз чи ч1ал к1анда, чна чи аялризна чирда, хтулризни, птулризни, маса ч1алар чиризни чалай алакьда жуван ч1алала1 гъейри.
avatar
5
Дидедин ч1ал маса гузувай иблис! Не ожидал, чем он обосновал так ляпнул.представитель пятая колонны у лезги. Не забывайте эмиссары(русачки бабы они все в правительстве  сидят) во время правление этого мутила АРГ чтобы русский язык не страдал а развивался. Заменили инициатора ректора ДПУ Аварца пишу много раз еще пишу С 1-го ПО 11-ти КЛАССА экзамен и то .......
avatar
6
Подержите такие комменты ставьте плюсы пусть узнают народ не доволен
avatar
7
мад захъ гаф амач
avatar
8
Там, где все горбаты, стройность становится уродством...(Оноре Де бальзак). Раньше краем, абсурдного предложения от "лезгинской элиты" считал предложение одного известного деятеля о возможности "легализации проституции". Последняя инициатива, о существенном сокращении преподавания национальных языков, кажется побило этот антирекорд...Насколько случайны инициативы наших политиков можно говорить долго и вовсе не приятными словами. Возможно некорые ответы вы самостоятельно найдете в краткой статье http://russian7.ru/post/otricatelnaya-selekciya-kak-khudshie-st/
 Для затравки цитаты из статьи:
"Нередко мы удивляемся: как на высоких должностях оказываются люди, которые не отличаются умом, сообразительностью или морально-волевыми качествами? А здесь нет ничего странного: просто в действие в их случае вступил закон отрицательной селекции...
 Дарвиновская теория «естественного отбора», применимая в биологии, удачно характеризует и модель социальной системы нашего общества. Главная задача в условиях жесткой конкуренции – выжить. Иногда любой ценой. В этом случае моральные аспекты, мешающие приспособляемости индивида к новым условиям, уходят на второй план, а зачастую и вовсе превращаются в рудименты...Противостоять деградации можно только обладая твердыми убеждениями и моральными принципами. Но если у человека нет нравственного мерила, отсутствуют представления о правах и нормах, то, что тогда может удержать его от пренебрежения интересами других?..
Современные социологи, исследуя феномен «отрицательной селекции» власти, приходят к выводу, что это не столько деградация, сколько искусственно проводимая кадровая политика, в свое время успешно апробированная спецслужбами..."
avatar
15
Farfalag   Всегда читаю ваши комментарии с удовольствием, очень грамотно пишите. Спасибо
avatar
17
Пожалуйста. Предпочел бы не писать совсем, но читая чушь-не выдерживаешь. По сути, подобные люди (а сколько таких скрытных "инициаторов") отрекаются от Родины-Матери. У Ч. Айтматова есть произведение "И дольше века длится день", где есть описание встречи матери с сыном манкуртом (https://ru.wikipedia.org/wiki/Манкурт). Хоть и немного длинно, но вот небольшой душераздирающий текст с того произведения:
 "Вот оно пасется, стадо, но где же пастух? Должен быть где-то здесь. И увидела на другом краю дола человека. Издали не различить было, кто он. Пастух стоял с длинным посохом, держа на поводу позади себя верхового верблюда с поклажей, и спокойно смотрел из-под нахлобученной шапки на ее приближение. 
      И когда приблизилась, когда узнала сына, не помнила Найман-Ана, как скатилась со спины верблюдицы. Показалось ей, что она упала, но до того ли было! 
      - Сын мой, родной! А я ищу тебя кругом! - Она бросилась к нему как через чащобу, разделявшую их.- Я твоя мать! 
      И сразу все поняла и зарыдала, топча землю ногами, горько и страшно, кривя судорожно прыгающие губы, пытаясь остановиться и не в силах справиться с собой. Чтобы устоять на ногах, цепко схватилась за плечо безучастного сына и все плакала и плакала, оглушенная горем, которое давно нависло и теперь обрушилось, подминая и погребая ее. И, плача, всматривалась сквозь слезы, сквозь налипшие пряди седых мокрых волос, сквозь трясущиеся пальцы, которыми размазывала дорожную грязь по лицу, в знакомые черты сына и все пыталась поймать его взгляд, все еще ожидая, надеясь, что он узнает ее, ведь это же так просто - узнать собственную мать! 
      Но ее появление не произвело на него никакого действия, точно бы она пребывала здесь постоянно и каждый день навещала его в степи. Он даже не спросил, кто она и почему плачет. В какой-то момент пастух снял с плеча ее руку и пошел, таща за собой неразлучного верхового верблюда с поклажей, на другой край стада, чтобы взглянуть, не слишком ли далеко убежали затеявшие игру молодые животные. 
      Найман-Ана осталась на месте, присела на корточки, всхлипывая, зажимая лицо руками, и так сидела, не поднимая головы. Потом собралась с силами, пошла к сыну, стараясь сохранить спокойст-вие. Сын-манкурт как ни в чем не бывало бессмысленно и равнодушно посмотрел на нее из-под плотно нахлобученной шапки, и что-то вроде слабой улыбки скользнуло по его изможденному, начерно обветренному, огрубевшему лицу. Но глаза, выражая дремучее отсутствие интереса к чему бы то ни было на свете, остались по-прежнему отрешенными. 
      - Садись, поговорим,- с тяжелым вздохом сказала Найман-Ана. 
      И они сели на землю. 
      - Ты узнаешь меня? - спросила мать. 
      Манкурт отрицательно покачал головой. 
      - А как тебя звать? 
      - Манкурт,- ответил он. 
      - Это тебя теперь так зовут. А прежнее имя свое помнишь? Вспомни свое настоящее имя. 
      Манкурт молчал. Мать видела, что он пытался вспомнить, на переносице от напряжения выступили крупные капли пота и глаза заволоклись дрожащим туманом. Но перед ним возникла, должно, глухая непроницаемая стена, и он не мог ее преодолеть. 
      - А как звали твоего отца? А сам ты кто, откуда родом? Где ты родился, хоть знаешь? 
      Нет, он ничего не помнил и ничего не знал. 
      - Что они сделали с тобой! - прошептала мать, и опять губы ее запрыгали помимо воли, и, задыхаясь от обиды, гнева и горя, она снова стала всхлипывать, тщетно пытаясь унять себя. Горести матери никак не трогали манкурта. 
      - Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь,проговорила она вслух,- но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! О господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без этого? "
avatar
9
Какие лезгинские книги читают? А какие лезгинские книги выпускались за время русской оккупации? И эти рабы ожидают от русского колониального режима, как он решит их проблемы.
avatar
12
На заметку администрации: еще одна кандидатура-раба на бан, причем долгий, по самые яйца.
avatar
10
Гнать из Дагестана и лишить его племя нации лезгин,пусть живет где его нация и родина.Позор такого человека оставить в ОП РД.Позор сельчанам где он родился.
avatar
13
Причем здесь все село. Я наверху ответил на его обращение. Семья не без урода...говорится в народной поговорке.
avatar
2
14
Совершенно верно, неправильно из-за одного всё село ругать
avatar
11
shabaz.  Если ты аз-я п-ка не знаешь какие лезгинские книги читают наши дети,то спрашивается какого х-а лезешь с своей туфтой и поешь нам мугамы об оккупантах и рабстве.....
avatar
16
Ш АБАЗ! Если ты себя считаешь рабом ту быт им в хх1 нет рабов. Рабы у тебя в Иране(если в школе или в классе говорил на тюркским языке скольку букв сколько же удар от учителей получали а палка из кизилового дерева СЛАБО!!!) вГрузии,Ираке Сирии(туркманы) арабских странах( из за осман импер) и во всем мире вас не считает за людей хватит ЦЕНЗУРА надоела уже.......А проблему мы решаем и решим не твою сабачья дела
avatar
18
Шума много в комментах, а ведь школьники будут учить то, что им интересно, что будет иметь прикладной смысл в будущем. Отношение к урокам лезгинского еще во времена, когда я учился (конец 90-х), было не очень. Я сам прочитал кучу книг, от корки до корки читал Лезги газет (т.к. такого избытка источников как сейчас, тогда не было), но терпеть не мог сидеть на уроках, отвечать у доски или заучивать что-то. 
Считаю, что школьникам надо прививать интерес к языку, но это необязательно нужно делать на уроках, можно на каких-то внеклассных мероприятиях, конкурсах и т.п.
avatar
19
Странная логика, из-за того что неинтересно не обучать детей лезгинскому. Никто же не додумается отменить уроки химии из-за того, что большинство никак не поймут валентность?)))  Может для начала попробовать сделать учебные материалы удобноваримыми, адаптированными к детскому мышлению, к особенностям родного языка? ?
avatar
22
А я не говорил об отмене уроков. Я говорил о том, как проходят эти самые уроки. 
Урок для школьника - это обязаловка, у него мысли как бы поскорее урок завершился и 
как бы в конце четверти нужную оценку получить. Похожая ситуация и по другим предметам, 
но тут речь идет о лезгинском. Да и не совсем правильно сравнивать тут с химией/математикой/другим_предметом, большинство может и не понимает их значимость, но очень многие платят за эти предметы репетиторам, т.е. есть интерес. 
По вашей логике, если в школе ввести ежедневно по 5 часов лезгинского, уровень знаний и 
интерес к нему возрастет?
А я говорю, что вместо обязаловки и экзаменов, можно и нужно попробовать другой подход. Какой - пусть определяют педагоги, варианты есть.
avatar
20
Те кто, говорят что у лезгинского нет перспективы, по сути не только лишают нас языка, но и убивают нас как народ.... Родители, друзья, соседи, односельчане не смогут дать основную массу знаний по освоению всей глубины лезгинского языка. В идеале школа-это систематизированные работы филологов, кропотливая работа учителя, лезгинская среда сверстников и общий язык общения,обязательные задания по родному языку (чтение и писание, труды лезгинских авторов и т.д.) , учебные и методические материалы и т.д. 
Как мне кажется, на нынешнем этапе, коллективная помощь родителей нужна в требованиях к власти по постоянному совершенствованию учебников, методичек, программ обучения (чтобы они соответствовали нашему времени). Нужно чаще собираться, обсуждать проблемы (быть может создавать общественные организации), теребить начальство, Махачкалу, Москву, чтобы решали проблемы. По крайней мере в Конституции Республики Дагестан, государственными языками в республике признаны русский язык и языки народов Дагестана, а в законе "Об Образовании РД" прямым текстом написано: " Каждый гражданин Российской Федерации, проживающий в Республике Дагестан, имеет право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Дагестана". Конечно же, крен в одну сторону, наверное ощущает каждый из нас.Но это не только вина чиновников, вина и в нас самих. 
 В первую очередь выработать привычку (особенно городским жителям) говорить дома на родном языке и проявлять неподдельный интерес к обучению своего ребенка. Самосовершенствоваться и потом прививать любовь к истории, к культуре и языку у своих детей. Будущее нашего народа в наших "руках" и устах....
avatar
21
сделайте статью о Дербенском районе о том как можно власть забрать у Азеров . а фальсификации
avatar
23
Надо давно БЕЛИДЖИ с окружающим лезги селениями район. ЭКОНОМИЧЕСКИ выгодно.......
avatar
24
В мировом масштабе английский важнее - как язык международного общения, для истории лингвистики важен каждый язык, в том числе и лезгинский. Нужно в национальных школах перевести изучение лезгинского языка за рамки общеобразовательных предметов, в разряд факультатива. Так что, предложение вполне здравое, это также снимет нагрузку на учеников в свете подготовки к ЕГЭ. Будь у лезгинского народа своя государственность и как следствие способность конкурировать на международном уровне, то вопрос о лезгинском языке был бы определенным. А так, входим в состав России, приходится интегрироваться, а некоторые ещё и ассимилируются.
avatar