Его фортификационные сооружения и памятники по своей монументальности, поразительной грандиозности и архитектурно-художественным достоинствам относятся к памятникам мирового значения.Дербент – один из самых древних живых городов мира и самый древний город России. Его пятитысячелетняя история - отражение всех значимых событий и вех в развитии европейских и азиатских цивилизаций этого периода. Современное название происходит от персидского Дарбанд («дар» – ворота, «банд» – узел, связь, запор на воротах). Античные историки называли его Каспийскими или Албанскими воротами, кавказские авторы – Чара или Чола, византийцы – Тзур, грузины – Дзигвис-Кари (Морские ворота) и Дарубанд, арабы – Баб ал-абваб (Ворота ворот) или Баб ал-Халид (Железные ворота), монголы – Кахулга (Ворота), турки – Темир Капы (Железные ворота), русские летописи – Железные ворота, позже – Дербень.
И неслучайно все названия включают в себя слова ворота и дверь. Выстроенный в самом узком месте прохода между скалами и морем, город-крепость с мощными фортификационными сооружениями, стенами и башнями, массивными железными воротами был высшим достижением военно-инженерного искусства.Переворот в сведениях об истории Дербента совершила археологическая экспедиция под руководством профессора А. А. Кудрявцева, обнаружившая древнее поселение, возникшее на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. Материалы убедительно доказали более древнее и аборигенное происхождение крепостных стен, чем период персидских завоевателей – Сасанидов.
Исследование фундаментов стен и древнейших зданий крепости позволило сделать вывод, что крепость перестраивалась и восстанавливалась многократно. Дербент был яблоком раздора и ареной кровопролитной борьбы, переходил из рук в руки, попадал под власть завоевателей и вновь добивался независимости, переживал подъёмы и упадки, разрушения и запустения, вновь отстраивался. На него претендовали Рим и Парфия, Персия и Византия, Арабский Халифат и Хазарский Каганат, Сельджукское государство и Золотая Орда, державы Сефевидов и Султанская Турция. Причина столь ожесточённой борьбы – стремление овладеть знаменитым Дербентским проходом, имевшим важное военно-стратегическое значение. Он являлся непреодолимой преградой для стремившихся к богатому югу северных кочевых народов. Одновременно он имел важное торгово-экономическое значение как караванный путь из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию.
Наиболее важные вехи в истории Дербента: VIII – VII вв. до н. э. – возведены первые оборонительные сооружения на Дербентском холме. I в. до н. э. – Дербент в составе Кавказской Албании. I – III в. н. э. – период расцвета Дербента. Албанский (античный период). IV в. н. э. (387 г.) – Сасанидский Иран захватил Дербент. V в. н. э. (439 – 457 гг.) – возведение мощных оборонительных сооружений царём Ездигердом II. VI в. н. э. (488 – 531 гг.) – второй этап строительства оборонительного комплекса. Царь Хосров I Ануширван. VIII в. н. э. (перв. четв.) – Дербент окончательно вошёл в состав Арабского Халифата. VIII – XIII вв. н. э. – наивысший расцвет Дербента. 1395 –1396 гг. – поход Тимура. XVIII в. (1722 г.) – вступление Петра I в Дербент. 1735 г. – по Гянджинскому договору Дербент вновь отошёл к Ирану. 1813 г. – по Гюлистанскому мирному договору Дербент окончательно присоединён к России.
Из современных событий можно отметить такую важную дату в истории Дербента и Дагестана как включение в 2003 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО крепости Нарын-Кала, крепостных стен и сооружений старого города. В России таких объектов всего 23, а в мире – 878. Вопрос не в том, достоин ли был Дербент этой чести, – мир многое потерял бы, если не узнал бы об одной из древнейших сохранившихся страниц своей истории, – а о том, что добиться этого стоило немалых усилий, и мало кто верил в успех этой затеи. Однако теперь это свершившийся факт. Новый статус поможет Дербенту сохранить свои уникальные памятники старины, весь комплекс историко-архитектурного и культурного наследия. Ещё в 1989 году город получил статус Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, охватывающего территорию в 1439 га и включающего в себя 150 памятников федерального и республиканского значения.
Для посетителей города открыты 8 музеев: комплекс «Цитадель Нарын-Кала», музей «Древний Дербент и народы Прикаспия», музей культуры и быта древнего Дербента, дом-музей А. Бестужева-Марлинского, картинная галерея «История Дербента в живописных полотнах», музей боевой славы, музей природы Прикаспия, музей ковра и декоративно-прикладного искусства.По сей день каменные крепостные стены Дербента - его цитадель Нарын-Кала, горная стена Даг-бары, созданные в течение одного исторического периода, придают городу суровый и зримо древний образ. Величественность дербентских укреплений воспел азербайджанский поэт XII века Низами Гянджеви в бессмертном произведении "Искандар-наме". О нашем городе писали декабрист А.А. Бестужев-Марлинский и знаменитый французский романист Александр Дюма-отец.В Дербенте сегодня есть, чем гордиться, есть, над чем работать. Современный город – это не только памятники архитектуры, но и современные требования к инфраструктуре, экономическим и социальным составляющим жизни его жителей.
А древним в древних городах бывает всё: и улицы, и городские коммуникации, и жилой фонд. Как говорится, у всего есть своя оборотная сторона. Не разрушать же город, чтобы построить его заново: эти времена прошли.Жизнь многих замечательных людей связана с Дербентом. Древний город Кавказа был местом ссылки разжалованных в рядовые декабристов И. Гудимы (1826г.) и А. Бестужева (1830-1834гг.), классика армянской драматургии Г. Сундукяна (1853-1858гг.). Среди уроженцев Дербента немало людей с мировыми именами - это востоковед М. Казембек, палеонтолорог П.И. Спасский, поэт и дипломат Александр Хамадан, хирург, лауреат Ленинской премии Г.А. Илизаров и другие.Наибольшую историко-архитектурную ценность представляет крепость Нарын-Кала .
С западной стороны цитадель ограждают высокие и мощные стены. Здесь имеется несколько выносов в виде прямоугольных башен. Один из них, недалеко от западных ворот цитадели "Кала-Капы", привлекает особое внимание туристов. Он служит своего рода смотровой площадкой. Отсюда хорошо просматриваются уходящие вдаль пологие отроги горы Джалган. На территории Нарын-Кала находятся такие достопримечательности, как ханский дворец, гауптвахта, подземная тюрьма (каменный мешок), развалины бани, два водохранилища, фуражехранилища.С юго-восточного угла цитадели и с восточных стен ее, а также из окон ханского дворца открывается великолепная панорама на древнюю часть города. Среди плоских крыш домиков жилого массива, разделенного на девять магалов (кварталов), выделяется купол Джума-мечети (VIII век).С неизменным интересом туристы осматривают северную сторону цитадели (высота стены 8 метров). Она хорошо защищена крутыми склонами и играла решающую роль в защите города.
Особенно внушительная Северная стена, начинающаяся у северо-восточного угла цитадели и спускающаяся по крутому склону холма до ворот "Джарчи-Капы", а затем на протяжении 500 метров идущая по краю глубокого оврага. Заканчивается она огромным круглым бастионом диаметром до 25 метров и высотой более 15 метров. На этом участке стена снабжена 15 прямоугольными башенными выступами, из которых три открыты внутрь города. Первые от цитадели ворота Северной стены называются "Джарчи-Капы", т.е. ворота вестника: здесь ханский вестник передавал приказания. Арабы называли эти ворота Баб-эль Мухаджир - ворота беглецов, а русские - водяными (через них защитники цитадели легче всего могли добраться до родника, находящегося за воротами).В начале прямого участка стены находятся главные, северные ворота города - "Кирхляр-Капы".
За ними с внешней стороны расположена древнейшая достопримечательность Кавказа мусульманское кладбище "Кирхляр", что в переводе на русский язык означает "Сороковник". Сорок сундукообразных массивных блоков, установленных в VIII веке над могилами легендарных шахидов ("борцов за веру"), вросли в землю. По сей день на них сохранились надписи на арабском языке.На северной крепостной стене (ниже парка Кирова, ближе к морю) в 1853 году был возведен дербентский маяк. Одновременно с ним по проекту военного инженера капитана Гершельмана велось строительство и лодочной пристани. Вслед за тем, как зажглись огни морского маяка в Дербенте, было положено начало устройству освещения главных улиц.Находясь в составе России, Дербент выходит за рамки двух стен.
В конце XIX века он становится крупным железнодорожным узлом. В городе появляется промышленный пролетариат, который принимает активное участие в революционных битвах. Дербент играл роль связующего звена между пролетарским Баку и Южной Россией (Астрахань, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Грозный). Свидетельствуют об этом революционные памятники Дербента. Один из них сооружен на привокзальной площади. Это обелиск в память о политической забастовке 1905 года рабочих и служащих железной дороги.
На Дербентском воинском кладбище возвышается обелиск с надписью "Вечная слава воинам Советской Армии, павшим смертью храбрых в борьбе с немецкими захватчиками в период Отечественной войны 1941-1945 гг". Авторы монумента скульпторы С. Ягудаев и С. Хизгилов. Под монументом обелиска покоятся 700 отважных воинов, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины.Не только прошлым примечателен Дербент. Это - современный быстро растущий город-труженик. Немалая часть его жителей (всего их около 90 тысяч) занята переработкой сырья на десятках предприятий.
Ведь город является одновременно и центром богатого сельскохозяйственного района. И все же в его народнохозяйственной структуре ведущее место занимает выпуск промышленной продукции. Дербент выпускает шлифовальные станки (они экспортируются в 18 стран), швейные изделия, консервы, цветную пряжу.
Говоря о Дербенте, нельзя не упомянуть о главной его хозяйственной "достопримечательности" - ковровой фабрике. На ней используется новое высокопроизводительное оборудование. В 1972 году государственный Знак качества был присвоен ворсовым коврам ручной выработки "Табасаран", "Дербент", "Ахты", "Шала", "Михраб" и "Сафар юбилейный".Дербент расположен на западном побережье Каспийского моря за 42-й параллелью Северной широты. На такой широте находятся известные курорты Черноморского побережья Кавказа. Самой природой Дербенту уготовано быть центром туризма и отдыха. Здесь умеренно континентальный климат. Зима теплая. Дербентский район относится к субтропикам.
Здесь произрастают цитрусовые, плодоносят инжир, гранат, миндаль, грецкие орехи, изобилует виноград. Период с мая по сентябрь (включительно) считается пляжным. Туристы и дербентцы проводят летние дни на городском пляже; на косе и под Араблинкой - отличное место для рыбалки.Путешественников со всех уголков нашей страны обслуживает турбаза "Дербент" рассчитанная на одновременный прием 380 туристов. Чистая вода, спокойное море, обилие солнечных дней и отсутствие ветров - все это делает отдых на турбазе особенно привлекательным.Другая турбаза - "Рубас" находится в 30 км к югу от Дербента, у устья реки Рубас. Это живописнейший уголок Дагестана. Здесь прекрасный пляж. За летний сезон на турбазе отдыхает около 6 тысяч человек, в том числе и родители с детьми.
Источник: Дербент.ру
P.S. В разделе "Видео" на нашем сайте вы можете посмотреть видео о Дербенте.