История села Хнов
Первоначально село Хнов входило в состав рутульских сел Самурского округа.
Основной состав населения села: лезгины 99% жителей Население — около
2000 человек.
Селение Хнов – один из отдаленных населенных пунктов Дагестана. Оно расположено на территории Ахтынского района в 33 км от районного центра Ахты. Языком хновцев является хновский диалект рутульского языка.Вопрос возникновения селения Хнов, как таковой остается загадкой. История его не изучена, как и история всех рутульцев. Некоторые аспекты исторического прошлого рутульцев нашли свое отражение в исторической литературе, монографиях и исследованиях советских историков.
Селение Хнов – один из отдаленных населенных пунктов Дагестана. Оно расположено на территории Ахтынского района в 33 км от районного центра Ахты. Языком хновцев является хновский диалект рутульского языка.Вопрос возникновения селения Хнов, как таковой остается загадкой. История его не изучена, как и история всех рутульцев. Некоторые аспекты исторического прошлого рутульцев нашли свое отражение в исторической литературе, монографиях и исследованиях советских историков.
Село расположено на берегу рек Дели-чай (Сулукан) и
Ахтычай(Шарахан), прямо у села они сливаются. Село Хнов образовалось в
результате заселения жителей близлежащих пяти поселений, остатки этих
поселений, кладбища еще сохранились. Место где расположено селение Хнов
гористое, с летними пастбищами. Зимних пастбищ нет. Рельеф местности
соответствует и интересам обороны.
Многие, более сильные и влиятельные сельские общества, часто совершали походы на более слабые общества. В такой обстановке жители разрозненных населённых пунктов, расположенных в трёх-пяти километрах друг от друга, стали объединяться в одно крупное село, для совместного отпора внешним врагам. Так жители ряда маленьких поселенных пунктов заселились в селении Хнов.
По нашему мнению, возникновение старого села Хнов, относится к периоду еще далеко до арабского нашествия на Дагестан, а возникновение нового крупного села Хнов (после объединения) относится к периоду 7-8 векам.Во всех перечисленных местах в настоящее время находятся кутаны для овец, кладбища и остатки поселений.
В ранних письменных дагестанских источниках о селении Хнов и его
жителях не упоминается. Да и более поздние исследователи хновцев не
выделяли их, как и рутульцев, их среды лезгинской массы. Видимо они
вместе с рутульцами и лезгинами в первые века нашей эры входили в состав
многоплеменной Кавказской Албании, в которой древние географы
насчитывали 26 наречий и племен. Исторические данные позволяют
утверждать, что лезгины, рутульцы, цахуры являются древнейшими
родственными племенами нагорного южного Дагестана. Подтверждением этому
является родство их языков, сходство физического типа, быта и культуры.
В Хнове, в 1957 г., на левом берегу реки Ахты чая обнаружили большой могильник с погребениями в каменных гробницах, расположенных в три яруса. В одном из полуразрушенных каменных гробниц верхнего яруса были найдены два бронзовых браслета. По мнению дагестанских археологов - Д. Атаева и В.Ктовича – эти браслеты, относящиеся к раннему средневековью, аналогичны подобным украшениям, обнаруженным в горном Дагестане, Северной Осетии и Кабарде. Эти находки несомненно являются памятниками домусульманской культуры края.
После распада Кавказской Албании территория, населенная лезгинами,
подпала под власть Сасанидской Персии, а затем – арабского Халифата
(12-10 вв.).
Хнов, расположенный ближе к Нухе (Шеки) , был рано покорен арабами,
о чем свидетельствует обнаруженная здесь раннемусульманский памятник 7
в. Эта нагробная плита шейха Магомеда Ибн-Асада, погребенного здесь в
специальном зиярате (гробнице) в 54 г. Хиджры, т.е. в 675 г. н.э.
Если полагаться на достоверность этой даты, то перед нами один из самых ранних памятников мусульманской культуры на Кавказе.
Свидетельством раннего проникновения ислама на территорию Хнов служат найденные здесь куфические надгробные плиты 11-13 вв. Народные предания хновцев связывают проникновение ислама к ним с именем легендарного арабского полководца Абумуслима. В предании, получившем отражение в литературе, говорится, что селения Кюра, Ахты, Хнов принуждались вносить подати арабскому ставленнику в Дагестане Шах-Бааду (Беду). Очевидно в 13 веке мусульманская религия вытеснила у хновцев язычество и христианство.
В Хнове, в 1957 г., на левом берегу реки Ахты чая обнаружили большой могильник с погребениями в каменных гробницах, расположенных в три яруса. В одном из полуразрушенных каменных гробниц верхнего яруса были найдены два бронзовых браслета. По мнению дагестанских археологов - Д. Атаева и В.Ктовича – эти браслеты, относящиеся к раннему средневековью, аналогичны подобным украшениям, обнаруженным в горном Дагестане, Северной Осетии и Кабарде. Эти находки несомненно являются памятниками домусульманской культуры края.
Свидетельством раннего проникновения ислама на территорию Хнов служат найденные здесь куфические надгробные плиты 11-13 вв. Народные предания хновцев связывают проникновение ислама к ним с именем легендарного арабского полководца Абумуслима. В предании, получившем отражение в литературе, говорится, что селения Кюра, Ахты, Хнов принуждались вносить подати арабскому ставленнику в Дагестане Шах-Бааду (Беду). Очевидно в 13 веке мусульманская религия вытеснила у хновцев язычество и христианство.
Завоевание Дагестана арабами ускорило образование феодальной
верхушки не только в равниной части Дагестана, но и в горных районах
южного Дагестана. Утверждение новой религии требовало изучения арабской
письменности. С этого периода дагестанцы, в том числе и хновцы
знакомятся с культурными достижениями народов Востока.
В 16-17 вв. хновское, как и другие рутульские общества, хотя и
сохраняли свою независимость и управлялось аксакалами, но было
вынужденно политически и экономически подчиняться Главному селению
Рутулу и находившимся в нем бекам. Не раз хновцы отстаивали свою
независимость Ахтыпар вольного общества. Хнов продолжал управлять своими
выборными старшинами – "кевха". Кевхами становились обычно
представители зажиточной верхушки.В начале 19 в. В вольных обществах Самурской долины утвердилась
власть России, но рутульцы в числе других народностей оказали
сопротивление царским войскам. Но наконец представители общества долины
Самура, кроме рутульцев, еще в 1812 году подписали с генерал-майором
Хатунцевым договор о вступлении их под покровительство России и
согласились платить дань.Эти "вольные" общества номинально считались под
контролем коменданта г.Кубы.Царизм жестоко расправился с непокорными, в том числе с хновским
населением. Многие из хновцев были высланы, другие, проникнув в селение,
переселились в цахурские села – Курдул, Телмец, а также в Ках и
Закаталы ( Азербайджан).
Культурное развитие хновцев хотя и имеет свои особенности, но мало отличается от культурного развития народов южного Дагестана. Основным и древним типом поселения является аул. Отдельное жилище, принадлежащее одному хозяину, называется «хал». У хновцев как и у рутульцев нет отдельного произношения слова – комната. Слова комната и дом звучат одинаково»хал», а во множественном числе – «комнаты», «дома» - «халбы». Село хнов расположено в удобном месте, как бы на перекрестке трех долин.
Прямо перед селением протекает две речки «Сулукан» и
«Шарахан», которые сливаются в одно целое, и образует с другими
притоками «Ахтычай». В селе имеется четыре родника.Пища хновцев не отличается от пищи народов всей лезгинской группы. Национальными праздничными блюдами хновцев считались:
общекавказский плов, шашлык (кебаб), пельмени с мясом, сыром, разного
рода съедобными травами, хинкал со сметаной или специально заквашенным
молоком(«маст»). А из хлебных продуктов : пироги с сыром, мясо, яйцами,
сладкие пироги («ума»).
Когда мужчин призвали в армию (ВОВ), понадобилось шире привлечь к колхозной работе женщин и и девушек; хозяйственная комиссия под председательством М. Ахундова организовала 10-дневный курсы, где молодых женщин обучали пахать, сеять, доить овец. Хновский колхоз имел большое поголовье овец, он ежегодно сдавал государству от 34 до 60 тонн мяса, от 3 до 10 тонн молока, от 3 до 9 тонн шерсти и другие продукты.В годы войны в селении Хнов начали выращивать новые сельскохозяйственные культуры. С 1943 г. начали сажать картофель. Опыт оказался удачным. После удачи с картофелем, начали думать о закладке садов. В апреле 1944 года пригласили садовода из районного центра Ахты, приехал главный агроном земельного отдела Чураев. Были привезены 305 саженцев яблонь. Участок выбрали на самом лучшем месте, поливном, ровном. Так был заложен первый сад в одном из самых высокогорных селений – ауле Хнов.
Когда мужчин призвали в армию (ВОВ), понадобилось шире привлечь к колхозной работе женщин и и девушек; хозяйственная комиссия под председательством М. Ахундова организовала 10-дневный курсы, где молодых женщин обучали пахать, сеять, доить овец. Хновский колхоз имел большое поголовье овец, он ежегодно сдавал государству от 34 до 60 тонн мяса, от 3 до 10 тонн молока, от 3 до 9 тонн шерсти и другие продукты.В годы войны в селении Хнов начали выращивать новые сельскохозяйственные культуры. С 1943 г. начали сажать картофель. Опыт оказался удачным. После удачи с картофелем, начали думать о закладке садов. В апреле 1944 года пригласили садовода из районного центра Ахты, приехал главный агроном земельного отдела Чураев. Были привезены 305 саженцев яблонь. Участок выбрали на самом лучшем месте, поливном, ровном. Так был заложен первый сад в одном из самых высокогорных селений – ауле Хнов.
В годы войны на борьбу с германским фашизмом из села Хнов было призвано 147 человек ,из них вернулись домой только – 79 человек.
Десятки хновцев были награждены орденами и медалями. Среди них разведчик Алиев Гаджихан, награжденный двумя орденами «Славы»
многими и медалями. Артиллерист Гасанов Энвер – ныне работает
председателем Хновского сельсовета, награждённый десятью орденами и
медалями, снайпер – Аббасов Аббас ,награждённый двенадцатью орденами и медалями, пехотинцы Исламов Ислам, Аскеров Ахмед ,
Ибрагимов Азизага ,Касумов Бахарчин ,Сулейманов Амрах, Пирмагамедов
Байрам, Кадиров Сулейман ,Гаджиюсубов Сафарали, Агасиев Исак и многие
другие награждённые многими орденами и медалями. Все не перечислишь и не
всех сыновей встретила Хнов. 79 человек сложили свои головы за защиту
своей любимой Родины – СССР. В наши дни постоянно организуются вечера встреч фронтовиков со школьниками, жители селения Хнов.
Огромная роль в государственном, хозяйственном и культурном
строительстве, в формировании нового человека принадлежит школе, средним
и высшим учебным заведениям. Именно свои первые преобразования в
культурном развитии Хновцы начали с Хновской начальной школы. Школа была
открыта в 1931 году, где учителем работал Мусаев Али. Жители села Хнов очень большие ценители музыки, песни и веселья.
Особенно пенят в селе ашугов, исполняющих песни на национальном
музыкальном инструменте – Саз.
Источник:
История развития колхозного селения Хнов Ахтынского района (Дипломная работа 1978 г.)