Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1081
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 27
Мугьманар: 27
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2011 » Апрель » 11 » Ахты-душа лезгинского народа

13:33

Ахты-душа лезгинского народа


Ахты-душа лезгинского народа Ахты-душа лезгинского народа
Глубоко изучив по имеющимся документам и литературным источникам историю возникновения и развития в Южном Дагестане селения Ахты, его вхождения в древнейшее государство Кавказская Албания, создание в эпоху средневековья сначала государства Лакз, а затем двух вольных обществ – Ахты-пара первая и Ахты-пара вторая, воздав должное выдающимся мыслителям прошлого и настоящего времени, мне удалось подготовить и издать две объемистые книги – «Новая «Ахты-наме» (1972), «Современная «Ахты-наме» (2000), получившие в прессе лестные характеристики ученых Дагестана и мыслящих земляков-ахтынцев. 
Беззаветно влюбленный в родной аул, переполненный желанием отблагодарить землю, которая дала мне жизнь и путевку в будущее, я был несказанно удовлетворен: все-таки сделал доброе дело для моих земляков, для всего ахтынского джамаата. Этими книгами я постарался восстановить связь времен и сделать первую в республике попытку написать историю конкретного селения.

Помнится, какое жаркое, нелицеприятное, я бы сказал, придирчивое обсуждение состоялось в 1971 году, посвященное обсуждению рукописи первой книги в Дагестанском книжном издательстве. Против меня тогда ополчились работники издательства и приглашенные, которые обвинили меня, мягко говоря, в нескромности, высокомерности и безответственности.

- Ну почему всегда выпендриваются ахтынцы?! - вдруг взорвался работник издательства К.Полупанов. – Еще никто не написал историю своего аула, даже Хунзаха, Гуниба, Цудахара…, а вы тут как тут.

Я был вынужден ответить, что написал историю Ахтов, во-первых, как коренной ахтынец, во-вторых, имея большой опыт научной и журналистской работы и ничего зазорного в этом не вижу: Ахты, на мой взгляд, заслуживает огромного внимания. А что касается   Хунзаха, Гуниба, Цудахара и других аулов, пусть их земляки-ученые возьмутся за этот нелегкий, но увлекательный труд… Но, однако, как ни противостояли и ни сопротивлялись они, все же книга «Новая «Ахты-наме»  вышла в свет в 1972 году. А вслед за этой книгой пошли сначала маленькие ручейки (о старом Чиркее), а потом солидные исследования о многих аулах Дагестана, хотя не все они, на мой взгляд, одинаково ценны. Некоторые авторы придерживаются этнографического направления, другие – экономического, третьи – социологического. На мой взгляд, самый правильный подход должен быть историко-журналистский или писательский, ибо в основе фактов должны находиться данные исторической науки, а методом написания книги должны быть приемы журналистского,  публицистического, писательского творчества… Но надо признаться, не все обладают указанными достоинствами.

Оставим эту тему для размышления и перейдем к Ахтам. Почему я назвал свою статью «Ахты – душа лезгинского народа»? Потому что во все времена до самых недавних пор это селение занимало центральное положение в системе южных районов Дагестана. Это касалось и Кавказской Албании, когда ее именовали ТIури, и раннего средневековья, когда она стала столицей Лакза, затем Шах-Баны, Кендушкент. Оно долгое время было столичным селением – шегьером вольного общества Ахты-пара, пока не включили в состав Российской империи.

Кто бывает в Ахтах, тот обязательно отмечает, что это благодатный край, имеющий все возможности жизни на земле: прекрасный кисловодский воздух, ессентукские целебные воды, плодородная долина, огромные полезные ископаемые, две речные артерии Ахты-чая и Самура, нескончаемые сады, в которых произрастают разные сорта фруктов, особенно яблок, таких как одесский, дагранат, бельфлер, джиргаджи, зеленый шафран и многие другие. Ахтынские яблоки давным-давно славятся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, России. Как отмечал дореволюционный лезгинский поэт Гаджи Ахтынский, «ХупI гуьзел ватан я и хуьр?!» (Что за чудо-родина этот аул?!), а поэт Тагир Хрюгский сравнил селение с раем.

Не случайно многие иностранные  государства, восточные орды, дикие племена устремлялись в вожделенную и благодатную Самурскую долину.  «Нуширван, - писал А.Бакиханов в своей исторической монографии «Гюлистан-и-Ирам», - в бытность еще царевичем проживал в Дербенте и, услышав много хорошего о минеральных водах близ Ахты  находящихся, отправил родственника Шах-Баны с несколькими нукерами отыскать воды и испытать их. Получив от Шах-Баны одобрительные сведения об открытых водах, отправил туда 60 семейств из персов и 300 человек воинов, которые близ самих вод основали деревню и устроили бани». 

Приблизительно в эти времена прибывшие иранцы построили на горе К1елез хев крепость «Шах-баны» и долгое время, живя в Ахтах, вели борьбу с пришедшими в Самурскую долину хазарами, имевшими желание захватить Ахты. Это  событие произошло в 530 году, т.е. 1478 лет тому назад, кстати, задолго до появления на карте древнерусского государства.



Как известно, в VIII веке в Ахтах побывал араб по имени Абу-Муслим, построивший там одну из старейших мечетей. В селении никогда не было ханской власти. В XVII-XVIII веках в Самурской провинции (Самур вилаят) образовалось пять вольных обществ, из них два – под эгидой Ахтов. Ахты-пара первая состояла из 12 селений: Ахты, Хкем, Хуля, Гра, Гогаз, Усур, Кака, Гдунк, Кочах, Миджах, Смугул, Хал; в Ахты-пара вторая входили 5 селений: Хнов, Борч, Гдым, Маза, Фий. Создание их обусловливалось необходимостью сплочения и единства населенных пунктов, расположенных вокруг Ахтов, перед угрозой захвата этой территории различными завоевателями или набегов враждебных соседей. В этой системе селение (шегьер) Ахты занимало ведущее положение. В чем оно выражалось?

Весь участок, как отмечают исторические источники, управлялся ахтынскими аксакалами. Преимущество ахтынцев перед прочими жителями аулов состояло в том, что:

1) без ахтынских меслегатчи (посредников) жители остальных аулов не имели права решать свои спорные вопросы;

2) по первому требованию ахтынцев они должны были являться на помощь в войне; в свою очередь, каждое из селений имело право на обязательную защиту ахтынцев;

3) ахтынские аксакалы и эфенди проверяли исполнение закята жителями подчиненных аулов (в пользу своих неимущих);

4) каждый из ахтынских мужчин имел право одни сутки в год побывать в гостях в любом из селений и воспользоваться обычаем гостеприимства (речь шла об отбывании пахты);

5) ахтынцы сами платили за кровь убитого 300 баранов, а брали с жителей подчиненных аулов 600 баранов;

6) если жители какого-либо аула Самурской  провинции обращались за посредничеством в Ахты и получали отказ, то они уже не могли рассчитывать найти посредников во всей провинции на том основании, что дело, должно быть, крайне запутанное или же нечестное, ежели ахтынцы – «самые умные и старшие из братьев-самурцев» - отказались от участия в нем.

Для чего я привел цепочку вышеназванных фактов? Конечно, чтобы еще раз продемонстрировать, как в прошлом, так и ныне, важное геополитическое положение Ахтов, через которые проходили в основном все непрошеные «гости», показать, какое они серьезное значение придавали Южному Дагестану и Ахтам, как их ценили и почему стремились это селение захватить.

Приблизительно такое отношение к селению мы наблюдаем и во время вхождения Дагестана в состав России после заключения Гюлистанского мирного договора 1813 года. Однако надо подчеркнуть, что Ахтыпаринское вольное общество изъявило желание получить российское подданство в 1809 году и добилось его. В феврале 1811 года по желанию вольных обществ Южного Дагестана было документально оформлено вступление Ахтыпаринского, Докузпаринского, Алтыпаринского обществ в подданство России. В акте подчеркивалось, что «отрицая отныне навсегда самовластие, они обязались признавать над собой только власть России и не иметь никаких сношений с врагами России, признавать только ее власть и подчиняться русскому правительству».

В разгар народно-освободительной борьбы Дагестана во главе с имамом Шамилем против России отряд генерала Головина в 1839 году  сумел настроить ахтынцев мирно и «без выстрела занять главное селение Ахты». В знак подтверждения важности стратегического положения Ахтов он основал и в короткие сроки завершил строительство Ахтынской крепости (второй в Дагестане после Аджиахура), в которой вплоть до Октябрьской революции находились несколько рот российских войск. Ко всему сказанному следует добавить, что в том же 1839 году в Ахтах  впервые в Дагестане был создан округ, получивший название «Самурский». Это решение царского правительства еще раз доказывает, какое важное значение Ахтам придавалось в те же времена. А взятие Ахтов и уход в 1848 году имама Шамиля из Самурской долины официальной Россией были расценены как выдающиеся победы царских войск.

В 1860 году власть России утвердила новое административное  деление Дагестана, состоящее из 9 округов, куда входили два лезгинских – Самурский и Кюринский. Это  административное  деление существовало и в советскую эпоху, вплоть до начала 30-х годов ХХ века, когда было принято решение о создании по всей стране районов, просуществовавших вплоть до начала 90-х годов ХХ века, т.е. до изменения социального строя. Среди них Ахтынский район не раз отмечался как передовой район, достигающий значительных экономических и культурных результатов.

Однако по каким-то неизвестным соображениям время от времени в советский  период партийные и советские руководители «наезжали» на сел. Ахты: то не так вы сделали,  то у вас такие-то недостатки и упущения. К сожалению, по тем временам зачастую в партийной среде не существовало человеческой этики, и проверяющие докладывали порой не очень проверенные факты. Под шумок постепенно люди, не знавшие историю Самурского округа, ликвидировали здесь основные производства – сельхозтехнику, маслопром, заготовку шерсти и т.д. и передали их другим районам, то есть «увели» то, на чем держался Ахтынский район. В 1960 годах, став первым секретарем Ахтынского райкома КПСС, А.-Г.И. Ахмедов сумел все утраченное вернуть народу – и район снова расцвел.

Но в постсоветский период произошли невероятные, подчас глупые метаморфозы, основанные на нежелании республиканских и муниципальных чиновников изучить подлинную историю Самурского округа и селения Ахты. С подачи неизвестного антисамурца или антиахтынца в верхние структуры госвласти была выдвинута непродуманная идея о том, что в современный период Ахты не представляют какого-либо значения, и что его полномочия не мешало бы передать на плоскость, то есть в Магарамкентский район. И эта  надуманная идея, к сожалению, из-за незнания истории чиновниками высшей власти республики была внесена в верхи, где без всяких проволочек одобрена и принята.

Что же в результате произошло?

Создавая Самурский округ, царские власти, наверное, глубоко задумывались над тем, какие районы Южного Дагестана войдут в это объединение. И решили, что в округ должны войти Рутульский участок, Докузпара, Алты-пара, Ахты-пара, при этом особо подчеркивалась роль селения Ахты как центра всего этого конгломерата. И эту роль селение Ахты как при царском  режиме, так и после него, при советском строе, скрупулезно выполняло. Поэтому ни у кого никаких проблем не возникало.

В то же время внимательные наблюдения за сегодняшней жизнью аульчан свидетельствуют об огромных изменениях в жизни ахтынцев и ахтынского общества за последние 15-20 лет. 

Обещанное реформаторами рыночное хозяйство привело к полному уничтожению сложившейся экономики. Если говорить о далеком дореволюционном прошлом, то тогда селение славилось своими мирового значения коврами и сумахами, не уступающими по красоте и изяществу известным персидским и афганским изделиям, а в 20-30-х годах XX века в ауле было построено капитальное здание ковровой артели, в которой получили работу местные мастерицы, давшие стране сотни метров чудесных ковров. Ковровая артель давно ликвидирована, в здании обосновалась почта, а мастерицы превратились в безработных. Такую участь испытали местные ювелиры и другие мастера художественных промыслов.

Исчезли заводы маслопрома, сыроварения, различные пункты по приемке плодов и овощей. Ныне их днем с огнем не сыщешь. Я видел, сколько в этом году пропало душистых абрикосов, не нашедших своего покупателя. А ведь многие годы пустует капитальное здание местного консервного завода, которое в руках хорошего руководителя превратилось бы в солидное производство, дающее многим сельчанам работу, а стране – прекрасные плодовые и овощные консервы. Но кто об этом думает? К сожалению, некому заняться вводом его в эксплуатацию…
Но самое главное, что печалит, это совхозы и колхозы, которые в советские времена обеспечивали работой тысячи людей, а ныне распущены, т.к. никто не озабочен судьбами и жизнью трудящихся. Большие участки земли (например, урочище Кал с его завидными площадями, над освоением которых в 30-х годах немало потрудились наши предки) не обрабатываются, деревья из-за недостатка воды сохнут, и жизнь там постепенно угасает из-за невнимания муниципальных «рукой водящих» деятелей.

Десятилетия здесь говорят об освоении и разработке несметных полиметаллических руд в урочище Кизил-дере, признанном еще в советское время третьим месторождением Союза и подготовленном еще тогда к промышленному освоению. Однако под напором несведущих людей, я бы сказал «антиахтынцев», пугающих население экологическими ужасами, Кизил-дере, которое давно могло привлечь к труду тысячи местных жителей, «спит» спокойным сном, и год от года металл в нем, как говорят видные ученые, постепенно выщелачивается. Не об этом ли говорит мнение заведующего лабораторией минерального сырья Института геологии ДНЦ РАН В.Маципулина, заявившего: «То, что дает нам земля, надо использовать. Тем более это месторождение разведано».

Старший научный сотрудник той же лаборатории Н.Романов, отдавший много сил и энергии изучению Кизил-дере, заявил: «Что это даст местному населению Ахтынского района? Когда мы начинали разведку, местное население нас поддерживало, связывая свои надежды с улучшением своего материального благополучия. Но если не разработать эти мощные месторождения, сулящие огромные изменения в жизни населения Ахтынского района и пополнение доходной части бюджета, может так случиться, что в конце концов под воздействием естественных процессов запасы рудника могут окисляться и таять. И тогда все мы проиграем».

При этом скептики и противники забывают о том, что человечество давным-давно разрабатывает недра с полезными ископаемыми, строит обогатительные фабрики, металлургические заводы, и никто не протестует, так как это выгодно людям. Кизил-дере - это действительно золотая долина, которая при своевременной разработке природных богатств откроет новую страницу в истории Ахтов и Ахтынского района, даст людям работу, благополучие, счастье. В противном случае наши земляки, более 90% населения Ахтов, лишенные жизненных благ, испытывающие огромные трудности из-за помех в трудоустройстве, будут и дальше находиться в зоне небывалой безработицы и нищеты.

В связи с роспуском СССР роль Ахтов как южного форпоста России, имеющего международные границы с закавказскими государствами – Азербайджаном и Грузией, еще более возросла. Однако новые демократические власти Дагестана, не знающие ни истории Южного Дагестана, не имеющие ни опыта, в один миг, не спросив даже мнения местного населения, совершенно неправильно решили большую проблему. Находясь под влиянием каких-то антипатриотичных  деятелей, настроенных против Самурской долины и сел. Ахты, какие-то чиновники взяли на себя ответственность за судьбы дальнейшего существования Южного Дагестана, лишив его глубоких, проверенных историческим опытом основ. Если в прежние времена сел. Ахты являлось центром Самурского округа и туда стекалось население Рутульского участка (а это около получаса), Докузпары (а это полчаса), то теперь (вот уже пять лет) многие жители участков вынуждены ездить в Магарамкент, находящийся от Ахтов в 60 километрах, а от некоторых рутульских селений и того дальше – до 100-120 километров.  И вынуждены ездить пожилые люди, которые должны пройти медицинскую комиссию, разобраться в сберегательных  книжках, понять премудрости госбанка и  налоговых инспекций и решить другие важные вопросы, отобранные у Ахтов.

Возникает вопрос: кто из чиновников мог предложить такое решение? В чем виноваты жители с.Ахты и Самурского округа? Почему народ должен страдать из-за непродуманных решений чиновничьих ветвей власти? Если такое решение имеется у Центра, то почему правительство республики спокойно смотрит на это? Известно, что Магарамкент в недавнем прошлом был всего лишь полустанком по дороге Ахты - Белиджи, и, если он получил статус района, это вовсе не означает, что он стал второй  столицей лезгинов, наряду с Касумкентом. Ему уготован другой путь, и пусть он придерживается этого: он позже всех лезгинских земель вышел на путь самостоятельного развития, и, конечно, если речь идет об укреплении южно¬дагестанских земель, то Магарамкенту вполне достаточна связь с Касумкентом (а это всего лишь два десятка с лишним километров). По вине современных чиновников тысячи рутульцев, цахурцев, лакцев, ахтынцев, хновцев, докузпаринцев и других, вынужденных решать свои насущные проблемы, ежедневно должны ехать в Магарамкент, где в ожидании решения своих дел вынуждены оставаться по нескольку дней у чужих людей. В республике развелось десятки федеральных органов, ветвей самостоятельной власти, и они делают что хотят. И это называется демократией? И это называется человечностью? Мне кажется, у современных политических деятелей, чиновников, опьяненных демократией, совершенно иные представления о лезгинском народе. И я твердо уверен, что Президент РД М.Алиев об этом не осведомлен, иначе такого не могло случиться.

До каких пор все это протянется? Найдется ли человек, который разберется в сложившейся ситуации? Мы мало верим в это. Ибо слово чиновника сегодня весомее мнения обычного гражданина. И все же мы  надеемся,  что  будет поставлена точка в этой  неправильно решенной проблеме. Весомое слово должна сказать и Ахтынская администрация.   
Кстати, как стало известно, такая неразбериха сложилась и во многих других районах республики. Здравый рассудок говорит, что надо исправлять допущенные ошибки, в частности, обратиться к истории Самурского округа, центр которого – селение Ахты, и вернуть ему отобранные полномочия. 

©








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: L&M - Лезгинская мафия | Просмотров: 10847 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: лезгинские села, ахты, лезгинская мафия, ахтынцы, лезгияр, лезгины, лезгин, ахтынский район

Оставьте свой комментарий!
avatar