Человеческая душа на долгие годы хранит память о самых прекрасных мгновениях жизни. Они ярко отпечатываются в нашей памяти. В трудных ситуациях отчаянья и растерянности мы обращаемся к этим воспоминаниям и они приходят нам на помощь, приносят умиротворение, придают сил. Что бы мы ни говорили, все же живем с нашим прошлым, все хорошее и доброе остается с нами на всю жизнь. А от всего плохого, что было, мы бежим, стараемся вычеркнуть все такое из памяти.
Одно из приятных воспоминаний моего детства связано с лезгинским народным обычаем - мелом. Тогда мы жили в древнем селе Яргун Гусарского района. Помню, как ранней весной на заре зурнач, который играл на вершине холма "Келедхюр", разбудил нас мелодией "Экюнар" ("Утренняя мелодия"). Он оповещал всех о трудовом празднике.
Звонкие трели зурны разносились по улицам и переулкам, пробуждая неповторимые чувства. В считанные минуты село проснулось и начало кипеть в буквальном смысле слова. Кукарекали петухи, мычанье коров и блеянье овец перемешалось с лаем собак. Кричали пастухи, гонявшие стадо, плакали дети спросонья.
Все говорило о предстоящем меле. Обычно яргунцы, как и все лезгины, самые большие мелы устраивают при строительстве жилых домов. Чтобы облегчить кому-либо из односельчан трудоемкие работы, связанные с возведением жилья, они заранее договариваются и в определенное время приходят на помощь. Эта традиция, зародившаяся в древности, продолжается и поныне. И вот, в очередной раз люди отправлялись на мел. У всех было праздничное настроение. Мама закрепила красную шаль на длинную палку, как полотнище флага. Выйдя за калитку, мы увидели около тридцати женщин с разноцветными флагами - тIаратIар. Вся процессия направилась в новый квартал села, ближе к реке Самур.
Звонкоголосая женщина запела народную песню "Перизада", а остальные дружно подпевали ей.Мы, дети, гурьбою шли за ними, следя за каждым их движением. Было интересно наблюдать, как взрослые женщины дружно, в приподнятом настроении идут помогать своим односельчанам.Наконец, они дошли до участка, где их ждала яма с приготовленным раствором глины для формования саманных кирпичей.Заметим, что традиционно лезгинские дома строятся именно из такого материала. Формовка кирпича - древнее ремесло, которое требует предельной внимательности.
Обычно для раствора используют желтую глину и специальное перегноенное сено. Такой раствор должен простоять до 15 дней, после чего его можно использовать. Женщин встретили хозяева будущего дома - бедный чобан со своей женой. Передав им свои подарки, женщины осыпали их добрыми пожеланиями.
- Куь кIвал къени хьурай! (Да будет крепок ваш дом!)
- Мехъерардай кIвал хьурай! (Да будут свадьбы в этом доме!)
- Шад йикъар кьисмет хьурай квез! (Счастливых дней вам!)
После подходили и мужчины. Шедший впереди вел за собой быка с рогами, обмотанными красной тканью.
Можно сказать, что собрались всем селом. Раздав детям сладости, взрослые обсудили план работы, после чего стали распределять обязанности. А затем начали нелегкое дело- заготовку кирпичей. Разделившись на группы, приступили к работе. Мужчины, сняв обувь, начали топтать и месить ногами раствор, доводя его до необходимой вязкости. После лопатами стали заполнять деревянные формы Женщины при этом руками сглаживали поверхность заготавливаемых кирпичей. В другом конце шли приготовления к праздничному столу.
Мужчины отделывали мясо зарезанного быка. Женщины пекли хлеб, готовили еду.Так все шло до полудня. Несмотря на палящее солнце, на усталость, люди работали без передышки. Начали отдыхать только после того, как обьявили о перерыве. На траве растелили большую скатерть. Запах свежего хлеба и вкусного соуса (шурва) возбуждал аппетит.
Коллективная форма труда
Традиция взаимопомощи
Чувство долга перед сельчанами
Трудовое воспитание
Народный праздник
Веселое настроение
Вера в завтрашний день
Люди ели с удовольствием. После вновь закипела работа.Когда весь раствор вышел, детям поручили сосчитать количество заготовленных кирпичей. Оказалось, что 10 тысяч. Все довольно заулыбались - этого было достаточно, чтобы возвести добротный дом. Теперь только надо подождать, когда кирпичи просохнут и затвердеют.Последовало чаепитие, пили чай с дымком из самовара и дружно беседовали о житейских заботах. После захода солнца музыканты обьявили о деме. Праздничный дем посвященный мелу, длился до утра.
Люди уходили с дема в приподнятом настроении. Расходились они с пожеланиями увидеться на следующий мел в этом же дворе- начатое дело надо было закончить. Предстоит подвезти камни и бревна, заложить фундамент, возвести стены, оштукатурить их изнутри и снаружи, поднять каркас под кровлю и покрыть его. Все эти дела требуют не только сил, сноровки, но также определенного опыта, чего не занимать было яргунцам.Завершающим и поэтому особо праздничным считается мел по покрытию кровли. В нем участвует все село. Каждый усматривает в этом долг и честь.Почему так часто всплывают в моей памяти фрагменты того далекого яргунского мела? Почему щемит на сердце от этих воспоминаний? Может, от того, что так много было добра и света в тех коллективных, скажем так, трудовых праздниках? Может, люди тех лет были проще и отзывчивей? Они жили заботами друг-друга, их сближало взаимопонимание, не признающее никаких преград.
Только с годами открылось для меня и другое- воспитательная роль наших обычаев и традиций, в частности мела. Эта коллективная по сути форма труда воспитывала в людях такие качества высокой нравственности, как отзывчивость, гуманную готовность разделить с ближними их трудные житейские проблемы и заботы, чувства дружбы и товарищества. Мел сеял семена добра в сердцах у людей, вселял веру в завтрашний день.Каждый народ богат своими обычаями и традициями, складывавшимися веками. Это как отдельный красивый узор в большом ковре мировой культуры, цивилизации.Замечу, что обычаи взаимопомощи широко распространены среди народов Кавказа, в Азербайджане, Дагестане, Грузии, Чечне.
У всех они своеобразны, имеют свои особенности. А у лезгин, являясь одним из ярких и торжественных мероприятий, связанных с бытом народа, он достиг уровня народного праздника трудового братства и единства. Другими словами его можно назвать "добровольным субботником".Испокон веков мелы проводились в основном в сельской местности - при возведении жилья, прокладке дорог, мостов, новых линий подведения воды, при чистке колодцев, прополке полей, при уборке урожаев, закладке новых садов и так далее. Мелы проводятся и во время свадеб. У лезгин есть даже поговорка, которая гласит "Свадьба-это большой мел". Лезгины ценят эту свою древнюю традицию и передают её из поколения в поколение. Мел неповторим своей обрядовостью. Обычно к нему заранее готовятся. За день вестник проходит по селу, стучится во все двери и оповещает о предстоящем меле словами: "Ви кIвалени мелер хьурай, ваз флан касди мелек ша лугьузва!" (Да будет мел в твоем доме, тебя приглашают на мел.)Обычно на мел женщины и мужчины идут группами, напевая шуточные песни. Женщины поют песни в таком духе:
Цавай физвай вили лифер,
Жергедава лужуналди.
Зун стхади тагайтIани,
Къведа, яр, ваз гужуналди.
(Летят по небу голуби,
Ровными стаями.
Если меня за тебя не выдадут,
Все равно твоим я стану.)
Мужчины поют такие песни:
Агъа патай экъечIай рагъ,
Вини патар ацIудайд туш.
Ирид аялд диде хьайтIан,
Зи вил вакай атIудайд туш.
(Cолнце, взошедши на Востоке,
Запада с утра не греет.
А если ты даже семерых родишь,
Я сердцем к тебе никогда не остыну.)
Обычно женщины, идущие на мел, несут тiаратiар- знамена. Главный тiаратi - это красный флаг, который является знаком или символом мела. Через всю деревню проносят женщины и свои подарки. Когда мел подходит к концу, устраивается "Мелен дем" (Танцевальный вечер, посвященный мелу). Веселые танцы снимают усталость людей. Ночью, когда заканчивается дем, музыканты играют мелодию, которая называется "Рекьин гьава" (Прощальный танец). Этот обычай сохраняется до сих пор.
Примечательно, что в лезгинских селах Гусарского, Хачмазского, Губинского, Исмаиллинского, Габалинского, Агдашского районов Азербайджана до сих пор живет эта древняя традиция. Современный ритм жизни не смог ее оттеснить. В советские годы, помнится, устраивались мелы для строительства школ, детских садов, домов культуры. А в последнее время их часто проводят при благоустройстве конкретной местности, озеленении территорий, при разбивке парков, для чего обеспеченные люди выделяют средства. Наши соотечественники, которые проживают за пределами исторической родины, часто приезжают домой, устраивают мелы, облегчая быт односельчанам.
Это еще одно свидетельство тому, что еще долгие годы будет жить добрая и мудрая традиция - проведение мелов. Ведь недаром у нас говорят: "Элдихъ къуьн кутурди ажуз жедач" (Не сломить человека, который опирается на народ). Есть у нас и такие пословицы: "Хуьр мелери абадарда" (Мел благоустроит село), "Мел авуна Шалбуз дагъ Кетин дагъдал эцигиз жеда" (С помощью мела можно Шалбуздаг поставить на Кетиндаг). Вся глубокая философия нашей древней традиции выражена в поговорке: "Мел авачир эл жедач" - "Без мела народу не бывать").