Величайший драматический актер ХХ века Лоуренс Оливье (1907-1989) говорил: «Я всегда думал, что моя задача – заставить зрителей поверить в происходящее на сцене, поверить, что все это было на самом деле. Я всегда считал это главным». Именно эти качества актриса Лезгинского театра Ф. Зейналова также считает главными в своей игре.
Фаризат Магомедовна Зейналова родилась 9 ноября 1964 года в селе Мискинджа Докузпаринского района. Там же в 1983 году окончила среднюю школу. В 1986 году поступила в Дербентский сельскохозяйственный техникум, после окончания которого в 1989 году стала работать на Дербентском консервном комбинате.
Но Ф. Зейналову всегда привлекало вокальное и драматическое искусство, и поэтому в 1997 году она перешла работать в Лезгинский театр. В 2001-2005 годах параллельно училась на актерском отделении Дербентского музыкального училища.
В 2005 году получила почетное звание «Заслуженный артист Республики Дагестан».
В 2013 годах заочно окончила факультет культурологии Дербентского института искусств и культуры.
Творчество
Первый спектакль, в котором участвовала Ф. Зейналова как актриса, был «Играй, шарманщик!» по пьесе Валерия Зимина (режиссер спектакля - народный артист РД Мирзабек Мирзабеков). В нем актриса сыграла образы двух девочек - Капли и Капельки. Своей живой, естественной и динамичной игрой она пленила юных зрителей, к тому же она прекрасно исполнила песни. Сценический дебют ее оказался успешным, и это послужило началом ее творческой биографии.
Вслед за первым образом Ф. Зейналова создала и другие роли - Асият в спектакле «Путь Асият» Р. Гамзатова, Заиры в «Рекетирах» М. Рустамова, Гурии любви в «Гурии бренного сада» А. Кардаша, Лауры в «Каменном госте» А. Пушкина, Айисат в «Айисат Капирской» С. Рамазанова, Хористки в «Медее» Еврипида, Сонет в «Доме, построенном во льду» М. Ахмадова, Лауры в «Искорках любви» Г. Ильясова, Шумайсат в «Молла Насреддине» А. Курбанова и другие.
Ф. Зейналова получила большую известность и как талантливая певица, исполняющая лезгинские народные и композиторские песни. В этом плане стоит отметить сыгранные ею образы в таких музыкальных спектаклях, как «Айисат Капирская», Периха-нум», «Ипотека», «Ах, эти лунные ночи!», «Манекены».
Образ Айисат Капирской
В 2000 году режиссер М. Мирзабеков поставил на сцене Лезгинского театра пьесу лезгинского драматурга Селимбека Рамазанова «Айисат Капирская». Она была посвящена жизни известной лезгинской поэтессы, жившей во второй половине ХІХ века. В спектакле роль Айисат была поручена Фаризат Зейналовой. Её героиня была красивой, сладкоголосой, умной девушкой. С детских лет любила народную музыку, песни. Она сама сочиняла стихи и пела песни на свадьбах. Красивая собою, с прекрасным голосом, поэтическими способностями, она покоряла сердца молодых людей. Многие юноши влюблялись в нее и были без ума от ее красоты. Но сердце Айисат принадлежало одному человеку - сыну богатого односельчанина Агабека Гаруну. Гарун тоже любил Айисат и хотел на ней жениться. Но его отец, пленник старинных обычаев, думал: «Разве может девушка, поющая перед всем селом песни, стать женой моего сына?». Он строго соблюдал старинные традиции и поэтому был против их свадьбы. По этой же причине отец Айисат насильно выдал ее замуж за другого. Девушка не вынесла разлуки с любимым человеком и, не достигнув тридцатилетнего возраста, умерла.
Ф. Зейналовой удалось создать образ живой, вдумчивой, эмоциональной, нежной, утонченной личности. Она исполнила свою роль очень трогательно, искренно, изящно, с большим мастерством, смогла довести трагедию своей героини до зрителей естественными и яркими красками. Песни Айисат она исполнила очень трогательно и мастерски. Поэтому этот образ зрителям запомнился надолго.
Образ Бернарды Альбы
Еще одним удачным образом, созданным Ф. Зейналовой, является образ Бернарды Альбы, исполненной ею в 2004 году в спектакле «Дом Бернарды Альбы» по пьесе выдающегося испанского поэта и драматурга Гарсиа Лорки. Пьеса была написана автором в 1936 году и является последним его произведением для театра. В ее основе лежит история пяти дочерей деспотичной матери, требующей неукоснительного выполнения строгих моральных предписаний.
В исполнении Ф. Зейналовой Бернарда Альба – характерный женский персонаж стародавнего испанского быта, символ фанатички, которая придерживается традиционного образа жизни, не терпит иных взглядов и каких-либо возражений. Весь ее опыт укоренен в рутинном провинциальном укладе Испании. Она властная и мрачная женщина, злобная ханжа, которая больше печется о видимости поступков, нежели об их сути. Своим неправильным взглядом на жизнь она обрекала своих дочерей на безбрачие. По ее суждению, в их селении нет достойных женихов, поэтому она не хочет их выдавать замуж. Любовь двух ее дочерей к одному парню приводит к самоубийству одну из них.
Потрясение Бернарды Альбы в финале было сыграно Ф. Зейналовой особенно трогательно: она мучается, но не кается, глубоко страдает, но не понимает истоков своего страдания. Трагизм ее заключался и в невозможности прозрения. Распад человеческой и женской доброты актриса отразила страстно и драматично. Её игра отличалась внутренним изяществом, тончайшими психологическими переходами.
Образ Периханум
В 2012 году режиссер Э. Наврузбеков поставил на сцене Лезгинского театра спектакль «Периханум» по пьесе основателя лезгинского театра Идриса Шамхалова, и в нем главную роль исполнила Ф. Зейналова. Пьеса стала ярким явлением в истории лезгинской драматургии и театра. Начиная с 1929 года, главную роль в постановках «Периханум» сыграли такие выдающиеся актрисы, как: народные артистки России Рагимат Гаджиева и Шамси-Джахан Кухмазова, народная артистка Дагестана Дурия Рагимова, заслуженная артистка Дагестана Света Асланбекова и другие. Конечно, после таких знаменитых актрис исполнять роль Периханум было очень трудно и ответственно. Несмотря на это, с ролью Периханум Ф. Зейналова справилась блестяще, доказав тем самым, что ей по силам любые образы.
Ф. Зейналова проникновенно и искусно передавала всю гамму психологического состояния и эмоционального переживания своей героини. Она глубоко и ярко, словно «кровью сердца», показала горькую судьбу своей героини. Вложила в этот образ всю боль и страдание честной и порядочной женщины, без вины испачканной и опозоренной бессовестными и алчными людьми. Роль актрисы в этом спектакле была тепло принята зрителями и по достоинству оценена профессионалами.
В дальнейшем Ф. Зейналова также создала такие яркие и запоминающиеся образы, которые принесли ей любовь многочисленных зрителей. Среди них Рейхан в спектакле «Ах, эти лунные ночи!» по пьесе А. Атаева, Ангел в «Зиярат» («Паломничество») А. Исмаилова, Гимиш-бике в «Манекенах» Ф. Бадалова, Тамум в «Трех днях» А. Исмаилова и другие. Последние роли актрисы – роль Зарифы в спектакле «Ты моя мама» по пьесе татарского драматурга Батулла Турая и Илонка в спектакле «Ограбление в полночь» по пьесе сербского драматурга Мирослава Митровича, тоже исполнены на высоком художественном и эстетическом уровне.
Образы, созданные Ф. Зейналовой, разноплановы. Они покоряют выразительностью, женственностью, тонким психологизмом. В каждой роли актриса дарит зрителю кусочек своего сердца. Поэтому она любима зрителями.
Недавно Ф. Зейналова Указом Главы Республики Дагестан удостоена звания народной артистки республики. Мы поздравляем её с этим высоким званием и желаем сохранения того редкостного таланта, который дан ей свыше, еще на долгие годы, чтобы она радовала зрителей своим самобытным искусством и покорила новые вершины в творчестве!
Халал ва баракалла квез чи Мискичкадин Лезги вах.Куьн рикьин сидхи галаз атана лезги театрдиз вари гвадарна, халгьдиз лухьуз ва халгъунин духь хкажиз. АЛЛАh квез ва куь хзандиз куьмек хуьрай. ТЕАТР-Эта консолидирующая сила превращающий народы в цивилизованные нации /то что нужно нам Лезгинам/ ГЕНРИХ ГЕЙНЕ.