Сегодня написать об истории и выдающихся деятелях Лезгинского театра, творивших в прошлом веке, нелегко. Потому что архивы с исходным материалом не сохранились. Они как ненужная макулатура были сожжены в начале 90-х годов прошлого века. Поэтому каждая новая книга о деятелях театра читателями встречается с большим интересом. Они ценны тем, что помогают воссоздать забытые, славные страницы истории театра.
В этой области деятельность известного лезгинского поэта, переводчика и литературоведа Азиза Мирзабекова заслуживает особого внимания. Начиная с 90-х годов прошлого века он активно изучает историю национального театра, жизнь и творчество актеров и режиссеров, внесших значительный вклад в развитие театрального искусства народа. Пишет рецензии на спектакли. Он автор восьми книг о театре и театральных деятелях. Его книги о таких мастерах сцены, как Абдурашд Махсудов, Багиш Айдаев, Магомед-Ганифа Рамазанов, Абдул Габибов, Дурия Рагимова, Басира Ибрагимова и другие, сыграли большую роль в популяризации истории Лезгинского театра.
«Феномен режиссера» – так называется последняя книга А. Мирзабекова по истории театра. Она посвящена выдающемуся режиссеру Лезгинского театра, заслуженному артисту РСФСР Багишу Мустафаевичу Айдаеву.
Автор открывает перед нами славные страницы жизни и творчества талантливого художника. Его деятельность показана в динамике жизни республики. Роль и место режиссера Б. Айдаева в истории Лезгинского театра определены справедливо.
Книга написана на большом фактическом материале. Из нее мы узнаем, что Б.Айдаев был первым профессиональным национальным режиссером в Лезгинском театре и оставил яркий след в его истории, и не зря театралы называют 60-70-е годы «золотым веком» Лезгинского театра. В эти годы репертуар театра обогащался шедеврами мировой классики, пришли молодые актеры, окончившие Московский и Бакинский театральные институты, а творческий коллектив достиг пика своей популярности.
В книге, открывая дверь в творческую лабораторию Б. Айдаева, дается анализ его режиссерской деятельности. Как пишет автор, спектаклям Б.Айдаева были присущи естественность, динамизм и поэтичность. Каждый из них был украшен художественными образами, поэтическими сценами. Режиссер работал с большим усердием над каждой сценой, каждым штрихом. Каждую мизансцену он заставлял репетировать до тех пор, пока не достигал совершенства.
Свое назначение режиссера он видел в том, чтобы помочь актеру наиболее полно проявить себя, дать ему возможность свободно творить на сцене. Б.Айдаев не предлагал актеру готовую мизансцену, придуманную дома, а стимулировал его импровизацию. По мнению автора книги, режиссер не стремился к выигрышности, скульптурности, острой мизансценированности того или иного спектакля, но пластический рисунок лучших его спектаклей был безупречен.
Читая книгу «Феномен режиссера», предстает образ художника-патриота. «Б.Айдаев всегда старался сохранить оригинальное лицо Лезгинского театра. Он искренне любил свой народ и зрителей вообще. Всегда старался доставить им радость. Все, что он делал, было ради них. В этом состояло его подвижничество. У него был светлый взгляд на мир и ясная, открытая, дружеская интонация в творчестве».
Главным в режиссерских поисках Багиша Айдаева было утверждение жизнерадостного, праздничного, реалистичного искусства. Он боролся и в жизни, и в искусстве за правду и справедливость. В книгу вошли также воспоминания коллег и современников о Б.Айдаеве и некоторые газетные публикации, посвященные творчеству режиссера.
Книга Азиза Мирзабекова, несомненно, заслуживает внимания творческой интеллигенции и широкой читательской аудитории.