Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1085
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 16
Мугьманар: 15
Иштиракчияр: 1
Admin

Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2014 » Март » 31 » Азиз Мирзабеков: «О Лезгинском театре написано непростительно мало»

12:32

Азиз Мирзабеков: «О Лезгинском театре написано непростительно мало»


Азиз Мирзабеков: «О Лезгинском театре написано непростительно мало» Азиз Мирзабеков: «О Лезгинском театре написано непростительно мало»
Творческая деятельность Азиза Мирзабекова – одна из самых заметных явлений в нашей культурной жизни.

Публицист, в свое время издававший газету «Сердечное слово», стал властителем дум прогрессивной лезгинской интеллигенции. Авторитетный литературовед и литературный критик. Но есть еще одно направление в его работе, которое давно обращает на себя внимание: начиная с середины 90­х годов он пишет о лезгинском национальном театре – его сегодняшней работе и проблемах, истории, выдающихся деятелях. О последних под его авторством издано девять книг. Наша беседа с Азизом Абдулмировичем состоялась в связи с выходом его новой книги.
  
Это хорошая новость: в самом начале года столетнего юбилея незабвенного Мурадхана Кухмазова, народного артиста России, вышла ваша книга о нем.

– Я хотел бы сказать несколько слов об этой замечательной театральной семье. Супруга Мурадхана Кухмазова – Шамсиджахан Кухмазова тоже была народной артисткой России, этот год и для нее юбилейный, мы будем отмечать ее 90-­летие. Я завершаю работу над книгой о ней. Три их дочери также пошли в театр. В народе лучше знают талантливую Зарифу Кухмазову. А одна из сестер со своей семьей волею судеб уже давно живет в Израиле.           

Можно отметить, что из числа наших театральных деятелей только Мурадхан и Шамсиджахан Кухмазовы добились официального признания на таком уровне. Мурадхану Кухмазову присвоили звание народного артиста РСФСР, перескочив через звание заслуженного артиста, после декады Дагестанского искусства в Москве в 1960 году. В той декаде, оставшейся вехой в истории культуры Дагестана, Лезгинский государственный драматический театр имени Сулеймана­Стальского выступил с двумя спектаклями. Мурадхан Кухмазов играл в обоих, исполнял роли Мурсал­хана в «Ашуге Саиде» по пьесе Тагира Хрюгского и Кияса Меджидова и Узаира в «Сулаке­свидетеле» Магомеда Хуршилова и Михаиле Чистякове. Роль Мурсал­хана стала его непревзойденным успехом, после него никто больше не сумел сыграть ее так блистательно в постановках по классической для нашего театра пьесе.

В книге дается обширный очерк о нем, большое количество материалов, опубликованных в разные годы в периодике, воспоминания об артисте коллег, близких людей, современников, которые понимали и ценили его талант.

Откуда у вас этот интерес к театральной теме?

– Как отмечал Федор Достоевский в своих «Записках из мертвого дома», татары (у него – кавказцы. – Авт.) вообще любят всякие представления… Врожденное, как у многих и многих, чувство любви к этому древнему, но не стареющему виду искусства. В детстве каждый приезд Лезгинского театра со спектаклем в наше село Нижний Легер, Кусарского района Азербайджана, для меня превращался в запоминающийся надолго праздник. А позже я полюбил смотреть по телевизору не только постановки, но и передачи о театре. Не забуду захватывающе интересные передачи о театральном искусстве, которые вел на азербайджанском языке народный артист СССР, доктор искусствоведения, профессор Мехти Мамедов. Он был и актером большого таланта, и режиссером, и театроведом. Читал его книги об актерах, театрах и спектаклях. Но сам писать о театре я начал после того, как в 1993 году обосновался в Дербенте. И вот в течение 20 лет я собираю материалы о лезгинском театре.

Насколько я помню, ваш интерес к театру впервые проявился в работе о режиссере Багише Айдаеве.

– В 1997 году мой очерк о нем вышел отдельной книжечкой «Поэт театра»…

А через десять лет вы вернулись к теме Багиша Айдаева и в прошлом году выпустили о нем книгу «Феномен режиссера».

– Это было продиктовано тем громадным значением, какое имела работа Багиша Айдаева для нашего театра. Он тоже из знаменитого лезгинского выпуска ГИТИСа 1955 года. Вначале был актером. Работал и директором театра. Поехал в Москву учиться на режиссерских курсах. И в 1961 году поставил свой первый спектакль после окончания режиссерских курсов. Оказалось, что по­настоящему он нашел себя в режиссуре. Работал до 1979 года, года своей кончины. Ему было тогда 49 лет.

Пишущие о дагестанском театральном искусстве единодушно выделяют двух наших режиссеров: кумыка Гамида Рустамова, он постарше, начинал еще до войны, и лезгина Багиша Айдаева. Гулизар Султанова, театровед и театральный критик, больше всех работавшая над теоретическими вопросами национальных театров, о времени Багиша Айдаева пишет как о самом ярком периоде в истории Лезгинского театра.

Айдаев умел привлекать в театр талантливых людей.

– Он был замечательным организатором. Сколько молодых благодаря ему пришли в театр. В 1960 году, будучи директором театра, он подобрал и направил в Бакинский институт культуры группу для учебы на театральном факультете. От той группы сегодня остались в театре двое – Эдуард Багишев и Шихабдуллах Закарьяев. В 1968 году он опять организовал студию будущих актеров Лезгинского театра в Баку. Тогда учились Мирзабек Мирзабеков, Басира Ибрагимова, Кемале Газарова, Курбан Пирвелиев, Агалар Курбанов, Агахан Агаханов и др. В третий раз он послал молодых учиться на актеров в Тбилиси. Та группа приехала уже после его смерти. В Тбилиси учились Зарифа Кухмазова, Минаят Саидова, Кевсер Назаралиева, Раисат Чубанова, Ярахмед Ярахмедов, Шафудин Саруев, Пирмет Байрамов, Айдунбек Мирзеханов и другие. Багиш Айдаев умел привлекать таланты, давал простор их развитию.

При Багише Айдаеве учился на режиссерском факультете Ереванского театрального института Амруллах Гаджиназаров. В 1964 году он поставил первый свой спектакль по пьесе Г. Мусрепова «Легенда о любви». Он работал в театре до начала семидесятых, всего поставил десять спектаклей, и это были замечательные постановки, как по выбранным произведениям, так и по режиссуре. И играли в них талантливые актеры. Теперь даже не знают, что у нас был такой режиссер.

Я собираю материал для книги о А. Гаджиназарове. Он заболел и вынужден был уйти из театра. И тогда Багиш Айдаев послал учиться на режиссера Магомед­Ганифу Рамазанова. Еще одно имя, которое мало что говорит сегодняшнему театралу. Мой очерк «Волшебник сцены» о нем отдельной книжечкой, второй по счету, вышел в 2001 году. В книге я привел его размышления о постановке «Короля Лира» Шекспира. Даже по этим записям можно представить себе уровень его профессионализма, эрудицию. Над некоторыми спектаклями Б. Айдаев и М.­ Г. Рамазанов работали совместно. В конце восьмидесятых из­за интриг и допущенной по отношению к нему несправедливости Магомед­Ганифа Рамазанов вынужден был уйти из театра.

Третья моя «театральная» книга, «Искусный актер и режиссер», о народном артисте Дагестана Мирзабеке Мирзабекове вышла в 2010 году к 60­-летию этого замечательного человека и мастера своего дела.

Попробую назвать, о ком вы еще писали. О Дурии Рагимовой, артистке и талантливейшей певице старшего поколения, о заслуженной артистке Дагестана Басире Ибрагимовой, проработавшей в театре 15 лет. «Мастер сцены» об Абдуллахе Габибове, занимающем в театре незаменимое место. Наконец, «Актер с духом Гамлета» о народном артисте Дагестана и заслуженном артисте России, живой легенде лезгинской сцены Абдурашиде Махсудове.

– О них, их работе сначала появлялись мои статьи и рецензии в периодике, а потом дело доходило и до книг. Не могу не сказать особо, что с Абдурашидом Махсудовым еще с первых лет моей жизни в Дербенте у нас завязались теплые дружеские отношения. У нас происходили долгие беседы, в которых передо мной представлялось прошлое нашего театра, его сегодняшняя внутренняя жизнь и проблемы. Можно сказать, что при подготовке всех моих книг о театре Абдурашид Махсудов являлся консультантом. Его советы, получаемая от него информация, зачастую единственная в своем роде, оказывались для меня неоценимыми. С первых дней нашего знакомства он подарил мне книги о режиссерском и актерском искусстве, в том числе Станиславского, Немировича­Данченко. Я считаю, что сегодня у нас нет другого, кто имел бы такие познания в театральном искусстве, как Абдурашид Махсудов.

Абдурашид Махсудов единственный актер, кто сегодня остался из группы, окончившей ГИТИС в 1955 году. По мощи и характеру своего дарования я бы сравнил его, например, с русским актером Михаилом Царевым, азербайджанцем Алескером Алекберовым, грузином А. Хоравом. Я думаю выпустить о нем новую, дополненную книгу на русском языке.

Значит, ваша работа на тему театра не завершается?

– Сейчас я работаю над книгой о деятелях нашего театра из более отдаленного прошлого. В нее войдут очерки и о тех, с кого начинался наш театр – Идрисе Шамхалове, Сефербеке Агабалаеве, Эмиркули Эмирджанове, Садедине Велиханове и других.

Имена, ставшие для нас легендарными. И как мы непростительно мало знаем о них. Вы собираетесь порадовать нас неизвестными материалами о них?

– Мной собран немалый материал… Может быть, мы чуть больше знаем об Идрисе Шамхалове, первом нашем режиссере, драматурге и актере. А многие ли слышали о таком ярком даровании, как Сефербек Агабалаев? В 1914 году он играл в «Первом винокуре» Льва Толстого. А сколько спектаклей поставил после этого сам. Он же первый наш актер, исполнивший на сцене роли женщин. Много ли мы знаем о первых наших актрисах Сафият Аскаровой и ее сестре Саяд Аскаровой? Или о комическом актере большого таланта Эмиркули Эмирджанове, выступавшем на сцене в довоенные десятилетия? О Садедине Велиханове, актере уровня Мурадхана Кухмазова и Абдурашида Махсудова? О великолепном комическом актере, народного артиста Дагестана Кумбае Рамазанове можно прочесть только короткую информацию в советской театральной энциклопедии. А какие музыканты работали в Лезгинском театре! Например, семья Акимовых из Ахтов. И кто сегодня слышал о них? Столько талантливых личностей, интересных историй, связанных с ними…

Заслуженной артистке Дагестана Халисат Буржалиевой было уже за 90 лет, когда мне выпал случай встретиться и послушать некоторые ее воспоминания. Уйдут и оставшиеся представители старшего поколения, и спрашивать будет уже не у кого.

То, что мы удивительно беспечные люди, склонные легко забывать то, чем надо гордиться, известно… Догадываюсь, что деятели нашего театра не имели привычку оставлять мемуары.

– К сожалению, это так. Остались воспоминания Сефербека Агабалаева, но они попались бессовестным людям и теперь неизвестно, где находятся. Я мог воспользоваться лишь обзором его дневника, опубликованном в литературном альманахе ныне покойным ученым и публицистом Имамом Аслановым.

Что бы вы выделили из до сих пор написанного о Лезгинском театре?

– Прежде всего, небольшую книгу С. Говорова и Г. Абдуллаева «Лезгинский театр», изданную полвека назад. Она до сих пор не потеряла своего значения и может служить источником первичной информации о нашем театре. Еще я ценю то, что относится к лезгинскому театру в работах Гулизар Султановой, «театроведа номер один» Дагестана. Из многочисленных материалов, рецензий и статей, опубликованных в периодике, и в массе своей слабых, можно выделить принадлежащее перу поэта, критика и публициста Азиза Алема.

Вы ничего не сказали о работах Э. Наврузбекова, появившихся в новое время.

– Говоря об истории театра, он взял все из названной мной книги С. Говорова и Г. Абдуллаева. Он многое просто оставляет без внимания или умалчивает, во многом необъективен в своих взглядах и установках… Лезгинский театр, напомню, старейший из дагестанских театров: он начинался с самодеятельных групп в селе Ахты и в Баку еще в период Первой русской революции, имеет богатую и чрезвычайно интересную историю. Но о нашем театре, на мой взгляд, написано непростительно мало. По мере своих сил я стараюсь восполнить пробел. Однако тема остается неисчерпаемой, и кто желает, тому здесь работы хватает.

Не могу еще раз не обратить внимание на сегодняшнее бедственное состояние Лезгинского театра. При своем зарождении он подвергался гонениям – со стороны властей, клерикалов, толпы. Той самой толпы, которые основатели театра, просветители по своей природе, ведомые идеей, стремились просветить. При социализме, если попробуем быть объективными, все же ценили культуру. Государство подняло статус театра, хотя многого и тогда не хватало. Но так плохо, как сегодня, пожалуй, не было никогда. Теперь национальный театр просто разваливается. За два с лишним десятилетия не подготовлен профессионально ни один режиссер, ни один актер. И со стороны государства поддержка не та, и людей прежнего образца, которые болели бы душой за театр, не осталось. А ведь театральное искусство везде развивается. Это видно по многим региональным театрам России. Или другой пример: разве скажешь, что театральное искусство сегодня не привлекательно в Азербайджане? При сложившейся у нас ситуации требуется принять самые решительные меры. Дождемся ли мы их?..

Автор: Тамила Ильясова
Источник: Газета «НВ»







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:


Оставьте свой комментарий!
avatar