Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1081
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 68
Мугьманар: 68
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2014 » Январь » 18 » Амри Шихсаидов: «Я вижу, что это интересно миру»

12:40

Амри Шихсаидов: «Я вижу, что это интересно миру»


Амри Шихсаидов: «Я вижу, что это интересно миру» Амри Шихсаидов: «Я вижу, что это интересно миру» Амри Шихсаидов: «Я вижу, что это интересно миру» Амри Шихсаидов: «Я вижу, что это интересно миру»
Будучи еще очень молодым, закончив факультет востоковедения Ленинградского государственного университета, он приехал в Махачкалу. Это произошло более шестидесяти лет назад. И все эти десятилетия он выполнял большую научную и общественную работу, которая сделала его, Амри Рзаевича Шихсаидова, известным в России и во многих странах мира историком, крупнейшим ученым-кавказоведом. Как одна из самых авторитетных личностей современного Дагестана, он удостоен различных званий, наград, премий, среди которых есть и такое, как Почетный гражданин города Махачкалы.

В связи с приближающимся юбилеем столицы Дагестана звание это наполняется особым смыслом. Профессор Амри Шихсаидов из тех, кто прославляет и незримыми нитями связывает Махачкалу со многими городами в разных точках планеты. Его приглашают в зарубежные страны для чтения лекций. Выступления его вызывали неизменный интерес на международных научных форумах в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Париже, Монреале, Тель-Авиве, Будапеште, Стокгольме и других городах мира.

– Где бы это ни происходило, – отмечает он, – я везде говорю об истории Дагестана, о наших письменных памятниках, богатейшем эпиграфическом наследии. Я говорю о своем и вижу, что это интересно во всех странах и городах мира.

Он всегда уезжает из Дагестана на не продолжительный срок и возвращается, чтобы продолжить свою любимую работу.

Дербент – Ленинград – Махачкала

Вот что, если очень коротко, мы можем рассказать о профессоре А.Р. Шихсаидове. Он потомок идейного вождя освободительной борьбы народов Северного Кавказа Мухаммеда Ярагского и известного ученого и просветителя Гасана-Эфенди Алкадарского. Родился он в 1928 году в Дербенте. Его отец Рза Шихсаидов в 1911 году окончил с золотой медалью Тифлисскую гимназию, в 1916 году – Военно-медицинскую академию в Петрограде, впоследствии был первым наркомом здравоохранения Дагестана. 

После окончания школы в Касумкенте молодой Амри Шихсаидов, возможно, не случайно выбрал для продолжения учебы факультет востоковедения Ленинградского государственного университета. Уместно вспомнить, что первым деканом этого факультета, открытого в 1851 году, был другой знаменитый дагестанец Мирза Казимбек. Здесь же учился Али Гасанов, сын Гасана-Эфенди Алкадарского, известный, как «профессор востока», переводчик труда своего отца «Асари Дагестан», и сегодня являющегося настольной книгой для многих дагестанцев. 

О годах учебы в Ленинградском университете, «самых радостных и важных в своей жизни», Амри Рзаевич вспоминает:
– Нас учили академики И.Ю. Крачковский, В.В. Струве, М.В. Жирмунский, В.М. Алексеев, А.А. Фрейман и другие светила российского востоковедения. Только позже, к великому сожалению, мы по-настоящему поняли величие этих людей. Нас в группе было 12 студентов и все добились высоких степеней в науке. Не изгладится в сердцах людей светлая память об Анасе Халидове, Павле Булгакове, Бетси Шидфарт, Льве Куббеле, Аврааме Лундине. Велик вклад, внесенный ими и здравствующим ныне Олегом Большековым в мировое востоковедение. Без их фундаментальных работ нельзя представить себе современную науку востоковедения, в частности, арабистику.
 
С ними он всю жизнь поддерживал и дружеские, и научные связи, многие из них неоднократно приезжали в Дагестан, участвовали в научных экспедициях, изучали нашу древность. 

Окончив университет в 1951 году, А.Р. Шихсаидов вернулся в Дагестан. Как-то странно сейчас представить, что молодой историк, изучающий страны Ближнего Востока, получивший знания у ученых с мировым именем, работал тогда учителем истории в школе №5 города Махачкалы. Сам же он всегда с удовлетворением вспоминает эти несколько лет своей жизни, говоря, что из некоторых его учеников получились хорошие ученые и специалисты различных направлений.

Труды и научные связи

В 1954 году Амри Рзаевич приходит в Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, и оказалось, что он ступал тогда на путь, предначертанный ему на всю оставшуюся жизнь провидением. Начинал он младшим научным сотрудником, затем стал ученым секретарем, с 1973 по 1999 год руководил отделом восточных рукописей и теперь продолжает свою работу главным научным сотрудником. В 1963 году он защищает кандидатскую диссертацию по теме «Распространение ислама в Дагестане», а в 1976 и докторскую – «Дагестан в X-XIV вв. Опыт социально-экономической характеристики». 

Сегодня профессор Шихсаидов автор свыше 350 изданных работ, в том числе более 20 крупных монографий. Круг его научных интересов охватывает средневековую историю Дагестана и Северного Кавказа, историю ислама, арабское рукописное наследие и эпиграфические памятники Дагестана. 

Сложные проблемы истории средневековья разработаны им в исследованиях «Ислам в средневековом Дагестане», «Дагестан в X-XIV вв.», «Эпиграфические памятники Дагестана», «Очерки истории Южного Дагестана» (в соавторстве с Х.Х. Рамазановым). Он автор крупных разделов академических изданий «Истории Дагестана» и «Истории народов Северного Кавказа от древнейших времен до конца XVIII в.». Совместно с М.Г. Гаджиевым и О.М. Давудовым им издана новая, написанная на основе последних научных достижений книга «История Дагестана от древнейших времен до конца XV в.», поддержанная грантом Российского фонда гуманитарных наук. 



Научная деятельность Амри Шихсаидова неотделима от проблем исторического источниковедения. Ему принадлежит заслуга в издании комментированных переводов арабских источников по истории средневекового Дагестана. В их числе сообщения арабских авторов ат-Табари, Закария ал-Казвини и других о народах Северного Кавказа, а также дагестанские исторические хроники «Тарихи Дагестан», «Дербент-наме», уникальное сочинение Махмуда из Хиналуга «События в Дагестане и Ширване в XIV-XV вв.». Изданный им в соавторстве с Т.М. Айтберовым и Г.М. Оразаевым в Москве, высоко оцененный научной общественностью сборник «Дагестанские исторические сочинения» ввел в научный оборот много новых источников по истории и культуре Дагестана VIII-XIX веков. 

Благодаря усилиям профессора Шихсаидова вышли в свет «Воспоминания Абдурахмана из Казикумуха», сподвижника и историографа Шамиля. По гранту Министерства образования и науки РФ под его руководством издана книга «Ислам и исламская культура в Дагестане», посвященная различным актуальным вопросам ислама и в прошлом, и в наши дни.

Профессор А.Р. Шихсаидов никогда не ограничивался кабинетной работой. В течение многих десятилетий он руководит историко-археографическими экспедициями в районы Дагестана. Им открыты десятки книжных коллекций, сотни памятников арабской эпиграфики и документов по истории и культуре прошлого. Собранные им многочисленные памятники эпиграфики легли в основу его монографий «Эпиграфические памятники Дагестана», «Надписи рассказывают» и многих других его работ. 

Он поддерживает научные связи с учеными многих стран мира. Является членом Европейского союза арабистов и исламоведов, расположенного в Брюсселе, членом редакционного совета издающегося в Англии журнала «Центрально-Азиатское обозрение». Он обладатель гранта международного центра ИНТАС для участия в подготовке книг по исламской культуре в России и Центральной Азии в XVIII – начале XX века совместно с учеными России, Англии, Франции, Германии, Узбекистана. 

В качестве примера совместной работы с зарубежными учеными можно привести вышедший в 2004 году в Берлине комментированный перевод на немецкий язык фундаментального сочинения дагестанского ученого Назира из Доргели, в котором даны обстоятельные биографии 220 дагестанских ученых X-XIX веков, писавших на арабском языке. Эта работа осуществлена А.Р. Шихсаидовым совместно с немецким ученым М. Кемпером. Можно вспомнить и международную конференцию, организованную замечательным специалистом по истории Ближнего Востока и Кавказа профессором Тель-Авивского университета Моше Гаммером, посвященную письменным памятникам Дагестана. 

Не бывает плохих рукописей

Дагестан может служить ярким примером того, что «рукописи не горят», несмотря на «воинствующий атеизм» известных в истории СССР десятилетий. По утверждению профессора А.Р. Шихсаидова, ни одна страна в мире не знает такой плотности сосредоточения древних рукописей, как Дагестан. 

В рукописном фонде Центра востоковедения Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН сосредоточено более трех тысяч рукописей, содержащих огромное количество сочинений, и около двух тысяч старопечатных изданий. Здесь хранятся книги, изданные не только в Турции, Египте, Пакистане, немало также изданий, выпущенных в Петровске, Хасавюрте, Бахчисарае и особенно много в Темир-Хан-Шуре и Казани. Особой популярностью у дагестанцев пользовались арабский язык, мусульманское право, история, арабская поэзия, естествознание, комментарии к Корану, есть труды по философии, этике, логике, риторике, медицине. 

Так, в фонде находится рукопись сочинения ал-Газали, датируемая 1191 годом. К слову сказать, знаменитое «Воскрешение наук о вере» ал-Газали было хорошо известно в средневековом Дагестане. Не может не вызвать восхищения Коран XIV века с подстрочным переводом на персидский язык, являющийся подлинным произведением искусства. Уже в XV-XIX веках появились авторы, блестящие знатоки истории родного края, обладавшие обширными познаниями в области права, философии, медицины, астрономии, прославившие Дагестан своими произведениями.

– Все это на протяжении многих лет по крупицам собиралось и восстанавливалось нашими учеными, – говорит Амри Рзаевич. – Сегодня наш фонд – настоящая сокровищница письменной культуры Дагестана на арабском, персидском, тюркском языках. Далее он говорит о том, что пока больше похоже на мечту: – В Дагестане должен быть Институт рукописей. Уже сегодня при определенных обстоятельствах есть чем его наполнить. И в институте работа будет поставлена по-другому, более широко, при соответствующих финансах, штате, технических условиях. У соседей в Азербайджане такой институт есть, в Грузии и Армении тоже, во многих научных центрах он существует. И у нас обязательно должен быть такой институт. Рукописное наследие в Дагестане огромное, оно практически неисчерпаемо. 

При этом он отмечает, что в фонде сосредоточена лишь незначительная часть этого наследия. Имеются частные, примечетские коллекции, не имеющие, по его утверждению, аналогов в мусульманских странах. За последние сорок лет дагестанские востоковеды выявили более трехсот рукописных собраний. И каждая археографическая экспедиция открывает доселе неизвестные коллекции. На многих старинных сочинениях обнаруживаются записи, свидетельствующие о том, что книги эти активно изучались читателями и на протяжении веков по цепочке переходили из рук в руки. Амри Рзаевич сторонник того, чтобы книжные коллекции сохранялись там, где они обнаружены, а не выкупались, не разрушались, разделяясь на хорошие или плохие сочинения. 

Следует отметить и такое явление: из-за пропаганды ценности старинных книг к ним сегодня появился нездоровый интерес. Число вывозимых за границу рукописей увеличивается и принимает угрожающие размеры. Амри Рзаевич напоминает, что в исламе существует культ знаний, но никогда не было культа денег. А некоторые люди превращают в объект продажи даже священную книгу мусульман.

Но есть и замечательные примеры другого рода. В селе Согратль бывший учитель, настоящий подвижник, собрал более 600 арабоязычных рукописных и старопечатных книг. В селах Цулда Чародинского и Урада Шамильского районов жители построили специальные здания, где хранятся и демонстрируются всем желающим уникальные древние коллекции. 

Дагестан, который он сам открыл

Разработка профессором Шихсаидовым проблемы формирования ареала культурного наследия народов Дагестана, выявление и расшифровка арабоязычных письменных памятников, их качественная и количественная характеристика помогают определению места дагестанских народов в арабо-мусульманском культурном мире, роли малых народов в истории мировой цивилизации. Исследования памятников региональной историографии, проводимые дагестанскими востоковедами при неизменном участии А.Р. Шихсаидова, позволили поставить и в значительной степени решить вопрос о пересмотре утвердившегося в науке мнения о становлении дагестанской литературы в XIX – начале XX века и углубить ее датирование вплоть до X-XI веков. 

На ум назойливо приходит сравнение с академиком Дмитрием Лихачевым, нарушившим многовековое молчание русского художественного слова, неоценимо много сделавшим для изучения древней русской культуры, превратившим все ее богатства в достояние потомков. Похожим способом многочисленные труды А.Р. Шихсаидова открыли нам великолепный древний Дагестан с его блистательной тысячелетней историей и культурой. И делал он это с очаровывающей силой истинного таланта, глубокого ума, замечательного нескучного языка изложения. И нам надо осознать, что на такой почве и при таких корнях многое еще можно взрастить. 

Не могу не привести некоторые его суждения, показывающие с иной стороны, каков, по мнению Амри Рзаевича, наш Дагестан:

– Есть вещи, которые нельзя отрицать. Ученые обратили внимание, что в Дагестане никогда не было межэтнических войн. Тридцать народностей сражались, совершали походы, заключали альянсы, но чтобы были межэтнические столкновения – наша история таких случаев не знает. Это феномен Дагестана. И еще один удивительный факт – экономическое единство Дагестана. До XIV или начала XV века слова «Дагестан» не существовало. Оно появилось исторически. Я лично считаю, что оно, это единство народов, появилось еще в X веке, но здесь могут быть различные мнения. Когда закончились арабские походы и противостояние арабов и хазар, равнинный Дагестан, житница, уже не был оторван от горного Дагестана. И между ними был исторически сложившийся контакт, взаимодействие, были экономические связи. Это главный фактор, который говорит об экономическом единстве… Итак, горы и равнины всегда были связаны между собой. Дагестанские народы были взаимосвязаны экономической жизнью. Государственного единства не было, а экономическое было. И оно было апробировано веками. Потом, когда распространился ислам, появилось и идеологическое единство, и политическое единство, особенно когда приходили враги. Поэтому царским властям здесь легко было проводить идею общедагестанской государственности. Когда в 60-х годах XIX века ханства отменили, идея общедагестанского единства уже существовала в умах. 

Как-то американский журналист, побывавший у представителей одного из национальных движений, спросил у Амри Рзаевича, как он к этому его визиту относится. Ответ был таким: любой вопрос любого народа должен быть общедагестанским, тогда все встанет на свои места. У каждого народа есть много такого, о чем он действительно легитимно имеет право говорить. Но это не должно быть отдельным вопросом одного народа – это общие вопросы и решать их надо в интересах всего Дагестана. 

Да услышат российские и дагестанские политики мудрые и куда уж как доходчивые высказывания ученого, когда будут решать судьбоносные для Дагестана и его народов вопросы. 

Еще не вечер

По признанию коллег, несмотря на возраст, профессор Шихсаидов и сегодня остается одним из самых активных и продуктивно работающих сотрудников Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Весной нынешнего года в Москве ему была вручена Государственная премия как соавтору дагестанского проекта международного форума «Диалог культур». А летом по своему неизменному правилу он участвовал в археографической экспедиции. Амри Рзаевич рассказывает:

– Недавно я завершил две работы. Перевел библиографический словарь Назира из Доргели на русский язык. В нынешнем году он будет издан в Москве с комментариями моими и Михаэла Кемпера. Вторая работа касается исследования рукописной коллекции села Гурик Табасаранского района. Книга, подготовленная в соавторстве, будет называться «Каталог арабских рукописей Зияудина ал-Гурики (1860-1932)». Речь идет о 200 рукописях и старопечатных книгах. 

А на вопрос о будущем прозвучал такой ответ:

– Возможно, в 84 года слишком накладно составлять какие-либо планы, но я живу надеждой. В институте я проработал 58 лет, однако еще многого сделать не успел. Надо обосновать и высказать некоторые свои научные предположения, обнародовать найденные мною сведения о наших алимах, прокомментировать и издать их труды, рассказать о древних памятниках архитектуры и о тех, кто их возводил. Я хотел бы переиздать ряд своих монографий с новыми дополнениями. Вот тогда было бы похоже на некое подведение итогов.
 
К нему легко попасть, потому что дверь его кабинета часто даже не прикрывается, а увидев человека в коридоре, он не может не пригласить его к себе и выслушать. Как-то, отвечая на мою реплику, он сказал:

– Сегодня меня посетили девятнадцать человек.
Значит, я был двадцатым. 
Сейчас ученый опять в отъезде, в Санкт-Петербурге. К сожалению, на этот раз он вынужден был поехать в город своей юности, чтобы там лечиться. В коротком телефонном разговоре он сказал:
– Задерживаться в Питере не собираюсь. У меня набралось много долгов.

Он имел в виду, конечно, свою работу. И обещал обязательно быть в Махачкале к 155-летнему юбилею родного города.

Амри Рзаевич Шихсаидов (Биография). Учёный , 86 лет

Родился 20 марта 1928 в г. Дербент. В 1945 г. окончил Касумкентскую среднюю школу, в 1951 г. поступил на Восточный факультет Ленинградского государственного университета, где обучался у выдающихся отечественных востоковедов И. Ю. Крачковского, В. И. Беляева, А. Ю. Якубовского, В. В. Струве, И. А. Орбели. 

Прошел заочную аспирантуру Института ИЯЛ. В 1951—1954 гг. работал преподавателем истории махачкалинской средней школы № 5. С 1954 г. и по настоящее время работает в Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (ранее — Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР), прошел путь от младшего до главного научного сотрудника (с 1999 г.). С 1973 г. по 1999 г. возглавлял Отдел восточных рукописей Института (ныне — Центр востоковедения Института ИАЭ ДНЦ РАН). 

Работает по совместительству в Дагестанском государственном университете сначала на историческом факультете, ныне — на факультете востоковедения.

В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Ислам в средневековом Дагестане», в 1976 г. — докторскую диссертацию на тему «Дагестан в X—XIV вв. Опыт социально-экономической характеристики».

Основные направления научно-исследовательской работы — история и культура средневекового Дагестана, ислам и исламская культура, эпиграфические памятники, арабские источники по истории Дагестана, арабская рукописная книга.

В течение около 50 лет участвует и возглавляет археографические экспедиции в районы Дагестана с целью выявления, учета, каталогизации частных, мечетских рукописных коллекций на арабском и дагестанских языках, эпиграфических памятников. В ходе полевых исследований выявлено около 300 собраний рукописей, насчитывающих более 5000 рукописных книг XII–XX вв.

Автор свыше 250 научных работ, включая 16 монографий, в том числе «Ислам в средневековом Дагестане (VII–XV вв.)» (Махачкала, 1969), «Надписи рассказывают» (Махачкала, 1969), «Дагестан в X—XIV вв. Опыт социально-экономической характеристики» (Махачкала, 1975), «Эпиграфические памятники Дагестана X–XVII вв. как исторический источник» (М., 1984), «Мухаммед Авабт Акташи. Дербенд-наме» (Махачкала, 1992, перевод и комментарии, в соавтрстве с Г. М.-Р. Оразаевым), «Дагестанские исторические сочинения» (М., 1993, в соавторстве с Т. М. Айтберовым и Г. М.-Р. Оразаевым), «История Дагестана с древнейших времен до конца XV в.» (Махачкала, 1996, в соавторстве с М. Г. Гаджиевым и О. М. Давудовым), «Махмуд из Хиналуга. События в Дагестане и Ширване. XIV–XV вв.» (Махачкала, 1997, перевод и комментарии), «Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни» (Махачкала, 1997, редакция перевода, комментарии совместно с Х. А. Омаровым), «Калакорейш (Крепость курейшитов)» (Махачкала, 2000, в соавторстве с М. Г. Магомедовым), «Арабская рукописная книга в Дагестане» (Махачкала, 2001, в соавторстве с Н. А. Тагировой и Д. Х. Гаджиевой), разделов в коллективных монографиях «История Дагестана» (Т.I. М., 1967), «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.» (М., 1988) и др. В настоящее время под его руководством подготовлены к печати Каталог арабских рукописей Института ИАЭ ДНЦ РАН (грамматика, мусульманское право) и Каталог восточных рукописей Дагестанского государственного университета.

Участвовал в международных конференциях, симпозиумах в городах Москве, Санкт-Петербурге, Баку, Тбилиси, Алмате, Ташкенте, Махачкале, Париже, Лондоне, Стокгольме, Монреале, Будапеште, Тель-Авиве, Аммане.

Более 45 лет ведет преподавательскую работу в Дагестанском государственном университете (исторический и восточный факультеты), читает спецкурсы по истории Дагестана, арабской литературе, арабской рукописной книге, исламу и исламской культуре, руководит археографической практикой студентов и аспирантами. Им подготовлено около 15 кандидатов исторических наук. Имеет звание профессора.

За успехи в научно-исследовательской работе награжден орденом Дружбы, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «50 лет победы в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Имеет Почетные звания «Заслуженный деятель науки РД», «Заслуженный деятель науки РФ», лауреат премии Правительства Российской Федерации. Член диссертационного и ученого советов ИИАЭ, член диссертационного совета ДГУ. член Российской ассоциации востоковедов, Европейского союза арабистов и исламоведов, член редколлегии журнала Central Asian Survey (London).

Материал: «Махачкалинские известия». Автор: Алибек Омаров. Фото: ©







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Знаменитые Лезгины | Просмотров: 5087 | Добавил: Редактор | В материале упоминаются: Амри Шихсаидов, знаменитые лезгины

avatar
1
Лично мне пофигу,что сделал сей дагестанец для Дагестана! Знаю,что для моего народа,для ЛЕЗГИН,этот дагестанец ничего не сделал.Сейчас ! Граждане ----доказательства в студию!
Ответ: Отредактировала Слезинка.

в изолятор на 5 дней.
avatar
2
Ты необразованное ----!!
avatar
3
Оставьте ваш комментарий...он крупный лезгинский ученый ..для лезгинского народа и для остальных много чего сделал .горжусь что у нас такие достойные люди есть. Баркалла ему!!!
avatar
4
Он крупный Лезгинский ученый. для Лезгинского народа и для остальных много чего сделал .я горжусь что у нас такие достойные сыны. Баркалла ему!
avatar