В Петербург из поездки в Ингушетию и Дагестан вернулся режиссер Николай Макаров, снимавший документальное кино в рамках проекта ИА "Росбалт" "Лица России". Сейчас он монтирует фильмы об ингушах и народах Дагестана — табасаранцах и лезгинах.
И в Ингушетии, и в Дагестане съемочную группу принимали очень тепло и дружелюбно. 9 июля Николай Макаров прибыл в Ингушетию, где пресс-секретарь президента РИ Калой Ахильгов встретил его в аэропорту. Местные обычаи и достопримечательности гостям показывал ученый-археолог, начальник отдела инспекции Археологического центра Ингушетии Умалат Гадиев. Съемки проходили в горах, в национальном парке-заповеднике, были сняты знаменитые родовые башни ингушей.
Кроме того, гости увидели две свадьбы, которые справляли по старинным обычаям. В фильме подробно расскажут и покажут, как утром наряжают невесту, как днем приезжают друзья жениха и увозят ее к родственникам жениха, как пожилые родственники, одетые в национальные одежды, поют мовлид — пожелание молодым блага и процветания. При входе в дом жениха невесте дают веник и половик, чтобы проверить, какая из нее получится хозяйка. Затем ей дают подержать на руках ребенка, чтобы понять, какая из нее будет мать. Мать жениха дает молодой выпить меда — с пожеланием хорошей жизни.
Отметим, в начале июля в Ингушетии на общереспубликанской конференции мусульман было принято решение увеличить размер выкупа, выплачиваемого семье невесты, до 40 тыс. руб. На конференции присутствовали делегаты от всех населенных пунктов Ингушетии, представители муфтията, органов власти, а также президент республики Юнус-Бек Евкуров.
В течение последних 10 лет размер калыма в Ингушетии не менялся и составлял 12,5 тыс. руб. По мнению представителей духовенства и жителей республики, это снижало уровень ответственности жениха, так как собрать нужную сумму не составляло труда.
Президент Ингушетии отметил, что поддерживает инициативу увеличения размера выкупа за невест, однако раскритиковал существующую в Ингушетии практику похищения девушек для вступления в брак.
16 июля съемочная группа приехала в Дагестан. В Махачкалу группа отправилась в сопровождении председателя комитета по печати и массовым коммуникациям Умаросмана Гаджиева. А в Табасаранском районе режиссера встретил заведующий отделом по работе с молодежью администрации района Рафик Алиев. Он поселил съемочную группу в своем доме, где, в частности, был снят процесс приготовления местных лепешек — чуреков в земляной глиняной печке.
В фильме проекта "Лица России" можно будет также увидеть свадьбу, снятую в дагестанском селе Хучни, и процесс изготовления ковров ручной работы.
Табасаранцы — одна из горских народностей юго-восточного Дагестана. Кстати, режиссер сообщил, что табасаранцы очень гордятся тем, что их язык занесен в Книгу рекордов Гиннеса как один из трех самых сложных для изучения. В современном табасаранском языке существует три диалекта: нитрихский, сувакский, галинский (этегский), каждый из которых объединяет группу говоров.
Затем председатель Национального совета табасаранцев, гендиректор "Каспий КТВ" Айваз Алиханов отвез съемочную группу в свое родовое село в горной части Дагестана, где сейчас живут всего три семьи. А доктор исторических наук табасаранец Руслан Сефербеков, работающий в махачкалинском филиале Российской академии наук, показал старинное кладбище, на могильных камнях которого причудливо переплелись символы язычества, христианства и ислама.
После этого съемочная группа направилась в Ахтынский район на встречу с одним из коренных народов Кавказа — лезгинами. В административном центре района селе Ахты для гостей станцевали традиционный танец лезгинку, в котором мужчина выступает в роли охотника, а женщина — птицы, на которую идет охота. Заслуженная артистка Дагестана Рубаба Курбанова исполнила песню про героя народного эпоса лезгин Шарвили, а заслуженный работник культуры Саид Эскерханов — старые лезгинские песни.
Съемки проходили и в брошенном селении Гра высоко в горах, где живет только один человек — 74-летняя старушка Биче Джабраилова. Она отказалась уезжать оттуда после землетрясения, произошедшего в конце 1960-х годов. Уже почти 40 лет живет совсем одна, собирает хворост, продукты ей привозят родственники и знакомые. Здесь покоятся ее предки, и уезжать она не собирается.
Съемочную группу приятно поразила сердечность, с которой ее принимали жители двух республик. Закон гостеприимства — принять и накормить гостя, который в России давно уже работает с грехом пополам, на Кавказе тем не менее свято чтут.
Таким образом, проект ИА "Росбалт", рассказывающий о российской цивилизации, развивается. Основная цель организаторов проекта — со временем охватить все коренные этносы Российской Федерации и создать полное представление о главном богатстве страны — ее многонациональном народе.
Для того что бы все, в том числе "дикие народы" узнали правду, нужно переписывать историю и менять хронологию. Тогда точно можно будет снимать дружелюбные фильмы.